Стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Туча»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 12. Стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Туча»

Урок 13. Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»

Урок 14. Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Урок 15. Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель»

Урок 16. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Метель»


УРОК 18
Стихотворения А. С. Пушкина
«Узник» и «Туча»

Задачи:
познакомить семиклассников с новыми для них фактами биографии и творчества А. С. Пушкина, исторической основой стихотворения «Узник»; расширить представления учащихся о романтических темах и образах в литературе.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов статьи учебника; выразительное чтение стихотворений; устные сообщения с презентацией иллюстративного материала; беседа по вопросам учебника.
Термины: романтизм, символ, параллелизм.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о теме дороги в творчестве А. С. Пушкина,

которая может направить последующую работу с лирическими стихотворениями поэта и его эпическим произведением — повестью «Станционный смотритель».

Семиклассники вспомнят об уже знакомых им произведениях поэта, в которых представлен образ дороги или намечена тема дороги
(стихотворения «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», баллада «Песнь о вещем Олеге», роман «Дубровский» и др.).

Учитель прочитает отрывки из других произведений Пушкина, знакомство с которыми учащимся ещё предстоит
(«Бесы», «Дорожные жалобы», отрывок «Зато зимы порой холодной...» из романа в стихах «Евгений Онегин»).

II. Сообщения учащихся
о биографии поэта

с презентацией иллюстративных материалов
(«Пушкин в Крыму»,
«Пушкин в Одессе»,
«Пушкинские места в Нижнем Новгороде»).

К уроку семиклассники могут подготовить карту поездок поэта по России, используя поисковые системы в Интернете (например, по ключевой фразе «Карта путешествий А. С. Пушкина»).

III. Чтение фрагментов произведений
западноевропейских романтиков

подготовит к анализу необычной образной системы стихотворения А. С. Пушкина «Узник».

Помимо тех фрагментов, которые подберут учащиеся, учитель прочитает отрывки из поэм Дж. Байрона «Шильонский узник» («Взгляните на меня: я сед...») и «Паломничество Чайльд Гарольда» («Прости, прости! Всё крепнет шквал...» из песни первой).

Знакомые семиклассникам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус», «Утёс» и «Листок» также помогут расширить их представления о романтическом герое, характерных для романтизма образах (темницы, моря, гор, леса) и темах (плена, изгнания, одиночества).

IV. Чтение и анализ
стихотворения «Узник»

на основе вопросов и заданий 1—4 учебника.

В начале работы с текстом учащиеся знакомятся с комментарием к стихотворению, вспоминают факты биографии поэта, послужившие реальным поводом для создания поэтической картины.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Что общего в тематике и образной системе стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и фрагментов произведений Дж. Байрона, которые были прочитаны на уроке?

2. Как вы думаете, почему поэты-романтики, основной темой творчества которых стала тема свободы, так часто обращались к образам бескрайнего моря, величественных гор, таинственного леса?

3. Как вы объясните использование местоимения «мы» в стихотворении «Узник»?

4. Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? Почему он так мало говорит о себе? Смог ли он в итоге преодолеть чувство безысходного одиночества и отчаяния?

5. Какую роль в стихотворении играет необычное использование прямой речи? Как финальные слова характеризуют героя? Прочитайте финальные строки стихотворения, стараясь передать интонацией настроение лирического героя.

V. Чтение и анализ
стихотворения «Туча»

с использованием вопросов и заданий 1—3 учебника.

Учащиеся читают стихотворение, пытаясь передать основные интонации, настроение лирического героя. Следует обратить их внимание на то, как описывается природа в стихотворении, как герой оценивает меняющуюся у него на глазах картину.

На примере двух прочитанных на уроке стихотворений Пушкина можно провести первые
наблюдения над особенностями сюжета
в лирических произведениях:


1. Вспомните, что такое сюжет, или найдите определение этого понятия в «Кратком словаре литературоведческих терминов».

2. Какие события изображены в стихотворениях «Узник» и «Туча»?

3. Можно ли говорить о присутствии сюжета в прочитанных стихотворениях?

Внимание семиклассников обращается на то, что в стихотворении «Узник» как будто намечено некое сюжетное действие, но такое развёрнутое описание цепи связанных друг с другом событий, поступков, какое они отмечали, например, в балладе «Песнь о вещем Олеге», здесь отсутствует.

В стихотворении «Туча» преобладает лирический элемент (переживания лирического героя, представленные в форме развёрнутого обращения).

VI. Домашнее задание:

1) прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»;

2) выучить одно из стихотворений А. С. Пушкина, помещённых в учебнике, наизусть.

Индивидуальные задания: найти информацию в справочной литературе и на сайтах Интернета об анчаре, подобрать иллюстративный материал.

Следующие уроки: Урок 13. Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика