Древнегреческий поэт Эзоп, которого считают первым баснописцем, родился в Месембрии, Бургасская область Болгарии.
Впервые о баснописце упоминает Геродот, рассказывая, что Эзоп был рабом самосского рабовладельца Иадмона.
Аристотель в «Риторике» приводит пример участия Эзопа в политической жизни Самоса. Так, фригиец с помощью басни защитил от гнева сограждан политика-демагога.
Эзоп рассказал поучительную историю о лисице, которая упала в обрыв и страдала от кусавших её клещей. Проходивший мимо ёж предложил ей помощь в избавлении
от кровососов, но лиса отказалась, объяснив своё решение тем, что эти клещи уже напились крови, а новые принялись бы терзать несчастную лису с удвоенной силой.
Аристофан приводит легенду о смерти баснописца в Дельфах. Некоторых граждан города возмутили ехидные и оскорбительные речи Эзопа об их грехах и недостатках,
и они приняли решение его покарать. Втайне они вложили в его котомку золотую чашу, выкраденную из храма. Когда богомольцев обыскали в связи с кражей, чаша оказалась
в вещах Эзопа, и за святотатство он был забит насмерть камнями.
Так как Дельфы в умах греков являлись городом, в котором процветает поэзия и творческий дух, ведь город был под покровительством бога Аполлона. В связи с этим,
вероятно, согласно легенде, Эзоп был убит именно здесь, а его басни обрели покровительство.
Ничего не известно о его внешности, но его образ тесно соотносился с творчеством. Острый на язык раб, аллегорически очернявший властителей мира, представлялся
мужчиной отталкивающей наружности, хромоногим или горбуном, с обезьяньими чертами лица.
Характер ему приписывали соответствующий – озлобленный и вздорный, но, вместе с тем, мудрый. В особенности ярко это нашло отображение в анонимном
«Жизнеописании Эзопа», написанном простонародным языком. Здесь Эзоп выступает, как дурашливый плут и мудрый человек, обманывающий своего хозяина – безмозглого
философа – и сильных мира сего.
В античности никто не сомневался в реальности фигуры Эзопа, лишь в XVI веке Мартин Лютер поставил ее под сомнение. Далее уже многие авторы находили доказательства
того, это Эзоп был собирательным образом автора устного народного творчества, высмеивающего пороки общества, и не имел какого-то конкретного прообраза.
Несмотря на это, есть основание полагать, что уже в V веке до нашей эры в ходу был сборник басен Эзопа, о чем-то подобном упоминает один из персонажей
Аристофана: «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил».
В III веке до нашей эры было опубликовано 10 книг с баснями Эзопа, записанных Деметрием Фалерским. К сожалению, это издание было утрачено, поэтому начались
переложения и издания эзоповых басен.
Басни Эзопа представляют собой сборник прозаических произведений, содержащий не менее 400 басен. Сегодняшние читатели знают эти произведения в обработках
Жана де Лафонтена, И. А. Крылова и других известных баснописцев.
|