Главная |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
10 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 91. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного)
Урок 92. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца
Урок 93. Н. А. Некрасов о поэтическом труде
Урок 94*. Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова [2]
Урок 95. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова
Уроки 96-100. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
УРОК 91
«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом»[3]
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество
(с обобщением ранее изученного).
Социальная трагедия народа в городе и деревне.
Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Забытая деревня» и др.
В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве.
Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков,
ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные
сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали».
В начале урока возможна композиция из стихов Некрасова, изученных ранее:
«На Волге», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»,
отрывков из поэмы «Мороз, Красный нос», «Дедушка»,
«Русские женщины» — с обобщением ранее изученного и выявлением основных характеристик лирического «я» поэта.
В рассказ учителя о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта можно включить выразительное чтение стихотворений, которые покажут,
что Некрасов не только «народный поэт», но и тонкий лирик, и философ, размышляющий о смысле жизни и предназначении человека.
Вопросы к классу
на выявление восприятия
1. Какие жизненные проблемы волновали поэта?
2. Каким вам представляется его облик в этих стихах?
Тематика индивидуальных сообщений учащихся
1. «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» как программные альманахи «натуральной школы».
2. Некрасов — редактор и издатель «Современника».
3. Работа Некрасова в журнале «Отечественные записки».
Основные сведения из биографии поэта
1. Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. Стремление вырваться из растленной атмосферы родительского дома.
(Чтение стихотворений «Родина», «Я за то глубоко презираю себя...».)
2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, трудности самостоятельной жизни, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка
в критике сборника «Мечты и звуки». Изнурительная журналистская работа.
3. Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе. Участие
в издании альманахов «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». (Сообщение учащегося.)
4. Произведения первой половины 1840-х гг. («Современная ода», «Колыбельная песня»). Сатирическое изображение «хозяев жизни». Судьба
народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта, горечь и сочувствие униженным.
Анализ стихотворений «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...».
Вопросы и задания
к стихотворению «В дороге»
— Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.
— В чем стихотворение сходно с народной балладой?
— Какой характер тексту придает его диалогичность?
— Как в стихотворении переданы особенности народной речи? Какой смысл это придает тексту?
— В чем трагедия героини стихотворения, ее мужа и сына?
— Какими способами поэт передает в стихотворении драматизм ситуации?
— Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?
Вопросы и задания
к стихотворению «Еду ли ночью по улице темной...»
— Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, жанровая сцена)?
— В чем истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит
она из нищеты и горя?
— За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?
— Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои?
Почему этот мир беспощаден к ним?
— Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического «я»? Как герой оценивает свою «неудачную» любовь?
— Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной...» и «В дороге». Найдите в них общность и различие.
— Индивидуальное задание 2. Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...». Сделайте вывод об официальных и
общечеловеческих оценках изображенного социального явления.
— «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке („Современника“) меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это
удивительное произведение — и уже наизусть выучил». Из письма Тургенева Белинскому от 26 ноября 1847 г.
— «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной...“, „Саша“, „Живя согласно
с строгою моралью...“, — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия». Д. Писарев, 1861.
— «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет
ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает
его от преступления... Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете... Как будто уже нет более светлой стороны?».
Из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 г.
5. В 1847—1866 гг. Некрасов — издатель и редактор «Современника». (Сообщение учащегося.) Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847—1866 гг.
Их тематическое и жанровое многообразие:
— стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», цикл «О погоде»).
Анализ стихотворения «Забытая деревня»
Вопросы и задания
к стихотворению «Забытая деревня»
— Докажите, что в стихотворении сочетаются драматизм и ирония.
— Можно ли определить жанр стихотворения как патриархальную антиутопию?
— В чем автор критикует ограниченность народного сознания?
— Докажите, что в стихотворении идеализировано религиозное мироощущение народа.
— Чем стихотворение созвучно роману Гончарова «Обломов»?
— Возможно ли крестьянское счастье в условиях крепостничества?
— лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно...», «Прости»);
— стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Безвестен я. Я с вами не стяжал...»);
— стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («На смерть Шевченко», «Тургеневу», «В. Г. Белинский», «Памяти Добролюбова»);
— стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год — уменьшаются силы...», «Надрывается сердце от муки...», «Возвращение»).
6. В 1867—1877 гг. Некрасов — редактор и издатель журнала «Отечественные записки». (Сообщение учащегося.) Вершины поэтического творчества Некрасова
в этот период:
— поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»),
поэма «Кому на Руси жить хорошо»;
— элегические произведения («Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);
— лирический цикл «Последние песни» (1876—1877) («Скоро стану добычею тленья...», «Зине»).
7. 8 января 1878 г. — смерть Некрасова. Его поэтическое завещание — стихотворение «Зине». (Зина — жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла
Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с нею в 1871 г., ему было 50 лет, ей — 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел,
она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов обвенчался с нею уже на смертном одре. После его смерти она
уехала из Петербурга и умерла в Саратове в 1915 г.)
Вопросы и задания
к стихотворению «Зине»
— С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог подводит?
— С каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти?
— Что для поэта представляет бóльшую ценность в жизни: песни или борьба? Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом
и необходимостью участия в общественной борьбе?
— За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в
стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
— Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова?
— Каким, по Некрасову, должно быть предназначение человека?
Итог урока.
Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на злободневные события своего времени;
сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных;
восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и
драматизм.
Незадолго до смерти Некрасов приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец,
потому что сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с угнетателями народа.
|
|
УРОК 92
«Ценность любого деятеля и своей собственной деятельности
он [Некрасов] считал возможным определять лишь на основании той реальной пользы,
которую принес данный деятель (или сам поэт) жизни, народу, родине»[4]
Героическое и жертвенное
в образе разночинца-народолюбца.
«Рыцарь на час», «Умру я скоро. Жалкое наследство...»,
«Пророк» и др.
В центре урока — анализ стихов Некрасова, в которых проявляется его общественно-политическая позиция и жизненная самооценка,
произведений о борцах революционно-демократического лагеря.
В 1860 г. Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем под вымышленной фамилией Валежников.
Но в печати появилось только два отрывка: первая часть поэмы под названием «На Волге» («Детство Валежникова») и то стихотворение,
которое сейчас известно под названием «Рыцарь на час».
По первоначальному плану оно составляло 4-ю главу и называлось «Бессонница». Оно было написано Некрасовым в альбом Л. П. Шелгуновой, подруги
поэта, переводчика и публициста М. Л. Михайлова, который был арестован и сослан на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению».
Под впечатлением его ареста и ссылки Некрасов напишет в альбом после финальных стихов: «Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы
способны переходить в дело... Честь и слава им — честь и слава тебе, брат! Н. Некрасов. 24 мая 6 часов утра» (1862).
Вопросы и задания
к стихотворению «Рыцарь на час»
1. Почему у стихотворения такое название?
2. Какой поэтический смысл выявляется в том, что в начале стихотворения лирический герой предается созерцанию природы?
3. Какая жестокая дума его волнует? Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого?
4. В каких «позорных пятнах» упрекает себя лирический герой? Как в произведении намечен конфликт «отцов» и «детей»?
5. Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены «благие порывы», но «свершить ничего не дано»,
или это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принес существенной пользы людям?
6. Как вы думаете, сам поэт относит себя к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое дело любви»?
В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия «Современник», принял
участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России. В тот же день он пишет
стихотворение «Ликует враг...», в котором сожалеет об этом политическом шаге.
4 марта 1866 г. он получил анонимное послание «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Автор послания укорял поэта в двуличии,
лицемерии, лжи, восклицая при этом «Не может быть!». Позже выяснилось, что это была поэтесса и переводчица О. П. Мартынова-Павлова. Стихотворение
«Умру я скоро. Жалкое наследство...» — ответ на это послание.
Вопросы и задания
к стихотворению «Умру я скоро. Жалкое наследство...»
1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя?
2. Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь?
3. Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?
4. Какой поэтический смысл имеет композиция стихотворения с повторяющимся рефреном?
5. Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения?
По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвященное Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод
из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона», «Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив художнику И. Н. Крамскому 3
апреля 1877 г. свой экземпляр «Последних песен», Некрасов зачеркнул название стихотворения и написал «В воспоминание о Чернышевском».
Вопросы и задания
к стихотворению «Пророк»
1. К кому обращается автор стихотворения «Пророк», кого убеждает в правильности пути своего героя?
2. Почему стихотворение так называется? Есть ли в нем основания для сопоставления с одноименными произведениями Пушкина и Лермонтова?
3. В чем, по мысли автора, смысл жизни и высокое предназначение человека?
4. Какие жизненные ценности он утверждает? Возможно ли, по Некрасову, служение добру без жертв?
5. Почему в финале стихотворения, написанного революционером-демократом, появляется библейский образ распятого Христа?
Следующие уроки: Урок 93. Н. А. Некрасов о поэтическом труде >>>
|
|
|
|
|
Некрасов в Риме. Рисунок А. Ф. Чернышева, январь 1857 г.
Слева направо: Н. А. Некрасов и П. М. Ковалевский (парящий над поэтом с лавровым венком), Н. А. Шеншина (сестра Фета), А. А. Фет.
Русский музей, Санкт-Петербург |
«Это было в Риме в половине пятидесятых годов,— вспоминает П. М. Ковалевский.— На Монте-Пинчио, залитом декабрьским
солнцем, прогуливались двое русских. Один был среднего роста, худощав, с жидкою остроконечною темною бородкою на болезненно-желтом лице, с карими, не без лукавства
глазами... Другой, гораздо выше, плотный, с крупным носом на толстом лице, крошечными светлыми глазками и такими же усиками, держался прямо и выступал твердою военною
поступью. На нем было серое офицерское пальто (первой реформы нового царствования), с клапаном позади, только без металлических пуговиц. Первый был мне знаком по
Петербургу, второго я в первый раз видел <...>. С этих пор началось мое знакомство с Фетом и закрепилось с Некрасовым».
Эти слова с замечательной точностью иллюстрированы рисунком Чернышева, во всех деталях совпадающим также с тем, что сообщается в воспоминаниях П. М. Ковалевского,
А. Я. Панаевой и самого А. А. Фета. Последний также помнил эту встречу: «На Монте-Пинчио я встретил молодого поэта Павла Михайловича Ковалевского <...>,
он представил меня своей жене, а я его сестре <...>; у нас завязались самые дружественные и непринужденные отношения» (А. Фет, Мои воспоминания. 1848—1889, М., 1890,
ч. I, 6.).
Портрет изображает Некрасова в те годы, когда, преодолевая болезнь, он энергично работал и как поэт, и как редактор «Современника»: вопрос о руководящей роли Н. Г.
Чернышевского в журнале обсуждался в письмах поэта из Италии. |
|
|
|
|
|
|
|