Главная |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
10 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Творчество Н. А. Некрасова
УРОК 93
«Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой...»[3]
Н. А. Некрасов о поэтическом труде.
Поэтическое творчество как служение народу.
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе»,
«Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и Гражданин»,
«Элегия», «Праздник жизни — молодости годы...»,
«Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба...».
В начале урока можно обсудить стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...» и выяснить, какой Некрасов хочет видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее.
Поэт не случайно показывает музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и угнетенных, а в
стихотворении «Музе» (1876—1877) из сборника «Последние песни» снова возвращается к этому образу:
О муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!
В «Последних песнях» возрождается и образ «несжатой полосы» как символа незавершенного труда. Стихотворение «Сон» (1877) явно перекликается
с написанной значительно ранее «Несжатой полосой» (1854).
В этих стихотворениях десятиклассники должны увидеть условность созданных поэтом картин. Так, «Несжатая полоса» — это не повествование о
горькой доле крестьянина, а молодая женщина, которую секут на Сенной, — не жестокий факт жизни угнетенных в крепостной России. И это потому,
что образ несжатой полосы ассоциируется с незавершенным трудом поэта, а изображение наказания крестьянки лишь способ, при помощи которого он
пытается учить свою музу, какой она должна быть.
Поэт, по Некрасову, не должен ждать от музы слов, которые она может продиктовать ему, воспевая
«красу долин» и «ласку милой». Он заставляет свою музу быть «музой мести и печали». Кстати, современный ему житель Петербурга не мог увидеть
на Сенной площади акт наказания крестьянской женщины. Подобные экзекуции были отменены задолго до рождения Некрасова. Но чувства гнева и скорби,
которыми проникнута его поэзия, позволяют отнести оба стихотворения не к теме страданий угнетенного народа, а к теме поэта и поэзии, по-своему
осмысленной Некрасовым и пронизывающей все его творчество.
Одним из первых откликов поэта на проблемы писательского труда и предназначения писателя демократических убеждений стало
стихотворение «Блажен незлобивый поэт...». Оно написано на смерть Гоголя, последовавшую 21 февраля 1852 г., и направлено против теории
«искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил — ненавидя», и провозглашает этим приоритет
«гоголевского направления» в литературе 1850-х гг.
Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам признавался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 г., написал свой знаменитый
некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.
Вопросы и задания
к стихотворению «Блажен незлобивый поэт...»
1. В чем особенности композиции стихотворения?
2. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?
3. Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и его поэтического оппонента, который, «уста
вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словом отрицанья»?
4. Как в этой полемике отразились мысли Некрасова о писателе-пророке, подобном библейским пророкам Ветхого Завета? Подтвердите эту
позицию анализом высокой лексики, использованной Некрасовым в стихотворении.
5. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады у судьбы»? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?
6. В чем разница «незлобивого поэта», осужденного Некрасовым, и христианско-гуманистической позиции Гоголя-писателя?
7. Индивидуальное задание 1. В 1855 г. Чернышевский в статье «Очерки гоголевского периода...» напишет: «Никогда „незлобивый поэт“ не
может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, „питая грудь ненавистью“ ко всему низкому, пошлому и пагубному,
„враждебным словом отрицанья“ против всего гнусного „проповедует любовь“ к добру и правде». Сопоставьте точку зрения Чернышевского на
стихотворение с точкой зрения А. Дружинина: «При всем нашем добросовестном старании мы с вами никогда не попробовали любить ненавидя или ненавидеть любя».
8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Некрасова «Блажен незлобивый поэт...» с фрагментом из главы 7 тома I поэмы «Мертвые души»,
со слов «Счастлив писатель...» до слов «...горько почувствует он свое одиночество», где Гоголь рассуждает о двух типах писателей. В чем отличие
гуманистической природы гоголевского смеха от обличительного пафоса отрицанья, воспетого Некрасовым?
9. Индивидуальное задание 3. Проанализируйте стихотворение Некрасова «Русскому писателю». В чем оно созвучно стихотворению «Блажен незлобивый поэт...»?
Вопросы и задания
к стихотворению «Поэт и Гражданин»
1. Вспомните историю создания стихотворения «Поэт и Гражданин». Почему, по-вашему, стихотворение было напечатано более крупным шрифтом
и поставлено в самом начале сборника, вышедшего 19 октября 1856 г.?
2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении?
3. Вспомните идейные убеждения Поэта в молодости. В чем они были близки позициям Гражданина?
4. Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина? Каковы его идейные декларации? Выпишите
и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.
5. Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе?
6. Каков символический смысл образа бури на море?
7. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Какой смысл в том, что последние слова в
стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину?
8. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?
9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?
10. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворение «Поэт и Гражданин» со стихотворением Пушкина «Поэт и толпа». С какой целью автор создает
в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? В чем различие музы Пушкина и музы Некрасова?
11. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте стихотворение Некрасова «Замолкни, муза мести и печали...» (Это стихотворение было поставлено
последним в том же сборнике стихов 1856 г. В этом году обострившиеся болезни Некрасова заставили его уехать лечиться за границу, и он сам рассматривал
свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической деятельности. Об ухудшении здоровья Некрасова говорят даже названия стихотворений
1855 г.: «Тяжелый год — сломил меня недуг...», «В больнице».) Сопоставьте стихотворения «Замолкни, муза мести и печали...» и «Поэт и Гражданин».
Нет ли в них противоречия?
12. Индивидуальное задание 3. Сопоставьте мнения о стихотворении «Замолкни, муза мести и печали...», высказанные В. П. Боткиным и Н. Г. Чернышевским.
«Не знаю я, насколько ты можешь ненавидеть, — но насколько ты можешь любить, — я это чувствую. Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить,
как твое, — только ты любишь без фраз и так называемых „излияний“. Пусть не всякий это видит — то и Бог с ним, кто не умеет видеть это». Из письма В. П.
Боткина Некрасову от 7 декабря 1855 г.
«Лично мне эти стихи очень симпатичны — я знаю, что необходимы в жизни минуты уныния — но не все имеют основание оставаться в унынии — или в отчаянии,
если хотите более громкого слова — как в законном расположении духа. И вы не имеете права — с чего вы взяли, что имеете право унывать и отчаиваться?».
Из письма Чернышевского Некрасову от 4 ноября 1856 г.
Вопросы и задания
к стихотворению «Элегия»
1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX в.?
2. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено отношение лирического «я» к крестьянской реформе?
Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?
3. Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья?
4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа»
в стихах Пушкина и Некрасова?
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина:
«Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»),
«Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа?
7. Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта?
Стихотворения «Праздник жизни — молодости годы...» и «Сеятелям» могут быть предложены учащимся для самостоятельного анализа, для работы в группах или парах.
Вопросы и задания
к стихотворению «Праздник жизни — молодости годы...»
1. Как в этом стихотворении отразились жизненные противоречия Некрасова-поэта и Некрасова-журналиста?
2. Докажите, что он относится к своему поэтическому труду со «строгостью судьи и гражданина».
3. Как в стихотворении переосмысливается миссия поэта-пророка?
Вопросы и задания
к стихотворению «Сеятелям»
1. Как в стихотворении трансформируется евангельская притча о сеятеле?
2. В чем поэт видит предназначение современного сеятеля? Какие «семена» он должен бросить на «ниву народную»?
3. Сопоставьте стихотворение Некрасова «Сеятелям» со стихотворением Пушкина «Свободы сеятель пустынный...».
В конце урока может быть прочитано предсмертное стихотворение поэта «О муза! я у двери гроба...». В нем еще раз звучит самообвинение в том,
что поэт недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный, что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе
с честными сердцами. Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу «иссеченной кнутом».
Итог урока.
В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души,
и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена
стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение.
Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления»,
Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует
борьбе за освобождение угнетенных. Однако он видит в поэте и ветхозаветного пророка, который безжалостно карает отступников, изменивших убеждениям.
Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться...», 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и
долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям».
Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы.
Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.
|
|
УРОК 94*
«Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез...»[4]
Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова.
«Надрывается сердце от муки...»,
«Душно! Без счастья и воли...»,
«Под жестокой рукой человека...».
Урок может быть организован в форме практикума, на котором учащиеся попытаются самостоятельно исследовать стихи Некрасова
и определить их идейно-эстетические позиции, особенности художественной формы, ассоциативные связи с русской литературой.
Для подготовки к анализу стихотворений группам школьников можно поручить самим составить вопросы и задания, дать им коллективную оценку,
а затем объединить их в общий план интерпретации текста.
Одна из черт поэзии Некрасова — урбанизм, изображение жизни большого города и его противоречий, беспощадной власти города над человеком.
В этом направлении Некрасов продолжает традиции Пушкина («Медный всадник») и Гоголя (Петербургские повести). У Некрасова тема Петербурга
как бесчеловечного города-убийцы отчетливо видна в лирическом цикле, получившем прозаическое название «О погоде». В нем проявились наблюдения
Некрасова-гуманиста, описывающего страшные «лики» жестокого города, сходные с жанровыми особенностями физиологических очерков, входящих в
альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Одно из самых ярких стихотворений, входящих в цикл, — «Под жестокой рукой человека...» (1858).
Вопросы и задания
к стихотворению «Под жестокой рукой человека...»
1. В чем в изображении Петербурга Некрасов полемизирует со своими предшественниками — Пушкиным и Гоголем?
2. В чем поэт видит нравственные связи между холодным городом и человеческими сердцами?
3. Каким пафосом проникнуто стихотворение?
4. В чем символичны образы лошади и извозчика? Подтвердите текстом стихотворения, что сцена избиения лошади созвучна изображению страданий
«маленького человека».
5. Докажите, что изображение лошади очеловечено. (Калека; вздыхала; так люди глядят; по плачущим кротким глазам; нервически скоро и др.)
6. Почему сцена избиения лошади не вызывает у горожан сострадания? Почему «это праздных прохожих смешило»? Какой вывод о характерах и типах
людей делает Некрасов?
7. Почему «последняя сцена», по мнению лирического «я», была «возмутительней первой»?
8. Найдите в тексте стихотворения прозаизмы. Какой смысл выявляется при их анализе? Чем все стихотворение близко прозе?
9. Какие интонации и чувства передаются глагольной и адъективной лексикой?
10. Проанализируйте поэтический синтаксис стихотворения. Как в особенностях синтаксиса (вводные конструкции, восклицательные и вопросительные
предложения и т. д.) передаются чувства поэта по отношению к безропотному положению угнетенных и обездоленных?
11. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворение Некрасова «Под жестокой рукой человека...» с «Хорошим отношением к лошадям» Маяковского.
Определите самостоятельно, по каким основаниям вы будете проводить сопоставление.
12. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение со сном Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание» (часть I, глава V).
Вывод.
В стихотворении Некрасов предстает писателем-гуманистом, который исполнен печали от бесчеловечного мира, несущего лишь страдания, и не хочет
быть певцом парадного Петербурга, а рисует картины, вызывающие у читателя гнев и скорбь. Поэт показывает, как холодный город убивает и растлевает
души людей, которые становятся неспособными к состраданию и милосердию.
Вопросы и задания
к стихотворению «Надрывается сердце от муки...»
1. Какие два мира противопоставлены в стихотворении?
2. Какой смысл имеет кольцевая композиция стихотворения?
3. От какой муки «надрывается сердце» лирического «я»?
4. Выпишите из стихотворения выражения, создающие звуковые картины мира города и мира природы. Какой смысл имеют в стихотворении звуковые образы?
5. Почему звучащий мир природы сливается «в гармонию жизни», а мир города отражает «музыку злобы»?
6. Какова роль звукописи в создании ключевых образов? Почему, по-вашему, в стихотворении так мало зрительных картин?
7. Почему красотой мира может насладиться только «прозревшее око»?
8. Какова роль матери-природы в воспитании человеческой души?
9. Найдите основания для сопоставления стихотворений «Под жестокой рукой человека...» и «Надрывается сердце от муки...».
Вывод.
Бесчеловечным картинам унижений и обид, жестокому миру «барабанов, цепей, топора» поэт противопоставляет образ гармоничного мира природы,
олицетворяющего «гармонию жизни» и способного исцелить очерствевшие или скорбящие души.
Вопросы и задания
к стихотворению «Душно! Без счастья и воли...»
1. В чем заключается символический смысл стихотворения?
2. Какой смысл поэт вкладывает в образы ночи и бури?
3. Как понять слова поэта «чаша с краями полна»?
4. О каких чувствах лирического «я» говорят поэтические интонации стихотворения, обилие вопросительных и восклицательных конструкций?
5. Какой поэтический смысл заключен в частом употреблении глаголов в повелительном наклонении?
6. Почему в финале стихотворения поэт мечтает о буре, которая должна охватить весь мир?
7. Какой смысл придает заключительной части стихотворения восприятие человеческого горя, жизни «без счастья и воли» в общечеловеческом, вселенском масштабе?
Итог урока.
Если в стихотворении «Под жестокой рукой человека...» поэт символически изображает уродливый мир страданий, унижений и вековой покорности,
а основными интонациями являются гнев и скорбь, то в стихотворении «Надрывается сердце от муки...» он противопоставляет миру жестокого города
гармоничный мир природы, исполненный ликования и радости.
Это противоречие, ведущее к восстановлению гармонии, по мысли Некрасова, может решить только буря народного гнева, которая уже переполняет
чашу человеческого терпения. Поэт уверен, что только буря может дать человечеству вздохнуть свободно, ощутить «счастье и волю» и расплескать,
то есть опустошить, «чашу вселенского горя», которая уже переполнена. Стихотворение созвучно революционным настроениям демократов 1860-х гг.,
звавших «Русь к топору».
Следующие уроки: Урок 95. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|