«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы Н. А. Некрасова. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. А. Некрасова
работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

10 ЧАСОВ

10 класс[1]


Уроки 91-95. Творчество Н. А. Некрасова

Урок 96. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

Уроки 97-98*. Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Урок 99. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Урок 100. Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


УРОК 96
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»[3]

«Кому на Руси жить хорошо»:
замысел, история создания и композиция поэмы.
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».

Основные положения лекции учителя


1. Замысел поэмы.
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — эта строка из «Элегии» объясняет позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь.

2. История создания поэмы.
Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 г., то есть около 14 лет. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» звучит горькая строчка: «...но счастливые глухи к добру». Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

3. Композиция поэмы.
За время работы над поэмой ее замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции, нет точного расположения ее глав.

— Поэт называет странников «временно обязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 г., так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

— Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 г., которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

— Даты написания других глав: «Последыш» — 1872 г.; «Крестьянка» — 1873 г.; «Пир на весь мир» — 1877 г.

— Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

— Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы „Кому на Руси жить хорошо“» еще в 1934 г. писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными:
1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и
2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

— Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей:
«Время расчислено в ней „по календарю“: действие „Пролога“ начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе „Поп“ странники говорят: „А время уж нераннее, подходит месяц май“. В главе „Сельская ярмонка“ есть упоминание: „Лишь на Николу вешнего погода поуставилась“; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. „Последыш“ также начинается точной датой: „Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос“. В „Пире на весь мир“ сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в „Крестьянке“ — жатва. События, описанные в „Пире на весь мир“, относятся к ранней осени (Григорий в IV главе собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым „петербургская часть“ должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа „к вельможному боярину, министру государеву“. Предположительно петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма».

4. Жанр поэмы.
Принято считать поэму эпопеей, так как в ней изображена жизнь целого народа в героический период его развития. Объективность изображения жизни выражается в том, что голос автора слит с коллективным сознанием нации, автор рисует жизнь, оценивая ее с позиций народа. Отсюда связь поэмы с фольклором, с народным восприятием бытия. Однако поэму «Кому на Руси жить хорошо» можно рассматривать в одном ряду с «Мертвыми душами» Гоголя и «Войной и миром» Л. Толстого, потому что Некрасов, как и они, создает «эпопею современной жизни», в которой видны противоречия между идеальным, героическим началом в прошлом и неидеальным современным состоянием мира. Поэтому героическое соседствует с комическим, поэтическое с сатирическим, вечное с временным, что создает сложное стилистическое многоголосие поэмы.

Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем указания на временную последовательность частей. Это поможет школьникам вчитаться в текст, потому что в современных публикациях главы располагаются по времени их написания.

Вопросы и задания
для обсуждения «Пролога»


1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды? (Это говорит о важности самой проблемы счастья для народного самосознания.)

2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси».)

3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число «семь»; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.)

4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? (Названия деревень, волости, губернии; указания на то, что крестьяне не всегда были сыты и одеты, что они должны были на себе испытать грабительский характер крестьянской реформы.)

5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути? (Мужики, отправляясь на поиски счастливого, становятся странниками Божьими, сознательно выбирая вечную участь скитальцев, паломников и пилигримов.)

6. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?

Вопросы и задания
для обсуждения главы «Поп»


1. Какой смысл выявляется в том, что глава открывается картиной «широкой дороженьки»?

2. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите свои суждения текстом.

3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп?

7. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Вопросы и задания
для обсуждения главы «Сельская ярмонка»


1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

4. Какое настроение вызывает глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие черты русского мужика восхищают автора?

5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

6. Каков пафос изображения дороги в главах «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»?

Итог урока.

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы — русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Важный образ поэмы — это образ дороги, который сближает авторскую позицию с мотивами библейского крестного пути, с традициями Гоголя и русским фольклором. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям.

Но главное — это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся ее замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.



УРОК 97-98*
«На мерочку господскую крестьянина не мерь!»[4]

Многообразие крестьянских типов
в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта.
Образы помещиков и их идейный смысл.
Дореформенная и пореформенная Россия.
Тема социального и духовного рабства.


На первом уроке
можно организовать работу с текстом поэмы, используя групповую форму обучения.

В первой половине урока каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов, подготовившись к этой работе дома.

Для сопоставления результатов наблюдений можно предложить учащимся воспользоваться общим для всех образов планом сообщения. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста.

План анализа образа крестьянина

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

6. Почему странники не признали героя счастливым?

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?

Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.

Группа 1.
Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.)


1. Как в образе Якима Нагого отразились противоречия «души народной»?

2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?

Группа 2.
Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.)

1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?

2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм «крестьянской демократии», основанный на нравственных законах и нормах совести?

Группа 3.
Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.)


1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корежина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?

2. Как понять афоризм Савелия: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»? Как соотносятся в его сознании понятия «свобода» и «рабство»?

Группа 4.
Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.)


1. Почему Матрена Тимофеевна осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?

Группа 5.
Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4—8.)


1. Какие муки перетерпела Матрена в связи со смертью сына Демушки? В чем ее образ созвучен «Хождению Богородицы по мукам»? Докажите, что описание ее жизни напоминает житие.

2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?

Вывод.

Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты.

Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место.

Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермилы Гирина, во внутренней свободе и несломленности обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны — это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несет в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна.

Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

На втором уроке
можно организовать работу по анализу приемов сатирического изображения помещиков в поэме.

Вопросы и задания
к главе «Помещик»


1. Проследите основные вехи жизни Оболта-Оболдуева.

2. Каково отношение крестьян к нему?

3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия?

4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика?

5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия?

6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше?

7. Можно ли его назвать счастливым?

Вопросы и задания
к главе «Последыш»


1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?

2. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Каково отношение крестьян к «привычке помещичьей»?

3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?

4. Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?

5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?

6. В каких смешных положениях оказывается помещик? Почему этот смех «грустный»? Какие традиции русской литературы продолжает здесь Некрасов?

7. Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?

Вывод.

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни.

Исключение — образ доброй губернаторши Елены Александровны. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход поэта от революционно-демократических идеалов.

Итог уроков.

Каждого из изображенных крестьян можно в широком смысле считать подлинным народным заступником. Они прошли в жизни цепь испытаний и невзгод, которые не сломили цельности их характеров.

Но крестьянская реформа не улучшила ни помещичьей, ни крестьянской жизни, и помещик Оболт-Оболдуев сожалеет о прежних днях дворянской вольницы, а Утятин вообще не способен с ней расстаться. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

Следующие уроки: Урок 99. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Поурочные разработки. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Некрасов Н. А. Элегия // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 209. (вернуться)

4. Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 250. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика