|
|
|
|
|
|
|
|
Марфа Яковлевна Яковлева. Работница Карточной фабрики, участница "Обуховской Обороны" Фото 1901 г. |
|
|
|
|
Усадьба Вяземского за Невской заставой
|
|
От усадьбы Вяземского в селе Александровском (проспект Обуховской Обороны) сохранились Троицкая церковь (1785 – 1787 гг.),
конюшни (1780-е гг.) и жилой дом (1780 – 1790-е гг.). Жилой дом перестроен, находится по адресу Обуховской Обороны пр., 112 на территории Гос. фабрики офсетной
печати (бывшая Императорская карточная фабрика). |
|
|
|
Сохранившееся здание бывших конюшен в усадьбе князя А. А. Вяземского. 1780-е гг.
Пр. Обуховской Обороны, 118. Фото 2010 г.
Эта усадебная постройка представляет собой довольно протяжённое двухэтажное здание с простой отделкой, которую несколько оживляет крупная рустовка. |
Александр Александрович Вяземский (1721 – 1793)
Христинек Карл Людвиг. Портрет князя А.А.Вяземского. 1768. |
|
|
М.И.Пыляев в книге "Забытое прошлое окрестностей Петербурга"(1889 г.) так пишет об этой усадьбе: "На месте, где Александровская мануфактура и церковь
св.Троицы, в Екатерининское время красовалась, на расстоянии версты, дача генерал-прокурора князя А.А.Вяземского.
Тут стояло целое село из каменных домов, расположенное по обе стороны дороги, с красивой церковью, с хорошо построенными сахарным и кожевенным заводами, с трехэтажным
заводским домом, имевшим громоотвод. При величественном английском саде в этой усадьбе была еще особая мыза, состоявшая из нескольких домиков. Мыза и сад носили
название "Каприз"."
При входе в сад было прибито следующее стихотворение:
„Капризом" назван сад, в который ты идешь;
Но странности ты в сем названья не найдешь.
Природой были здесь места пренебреженны,
Искусством и трудом теперя украшенны, и т. д.
Стихотворение это было написано Державиным. Поэт служил у Вяземского в сенате. Князь был один из самых влиятельных сановников века Екатерины II.
Вяземский нередко угощал пирами на своей даче императрицу. Так у князя для царской фамилии был не раз театр. В спектакле участвовали две дочери Г. Н. Теплова, граф
Вахтмейстер и князь А. Н. Трубецкой. Играли французскую комедию "Les folies amoureuses" и затем комическую оперетку "La servante maitresse". В оркестре играли тоже
любители: гр. Бриль, А. Г. Теплов, кн. Хованский и друг. До начала спектакля семилетняя дочь князя сказала речь на французском языке. После был парадный ужин; на
столе, приготовленном для ужина, стоял великолепный египетский обелиск, вверху которого, на серебряном щите блистало имя Екатерины II, а вокруг изображены были
времена года. Число гостей на празднике у Вяземского было до 80-ти человек.
|
|
Троицкая церковь (1785 – 1787 гг.) в усадьбе Вяземского за Невской заставой. Архитектор Н.А.Львов.
Фото 2010 г. |
|
|
М.И.Пыляев в книге "Забытое прошлое окрестностей Петербурга"(1889 г.) пишет: "Князь Вяземский в своем имении хотел устроить церковь во имя
"Обновлены храма Воскресения в Иерусалиме". Он думал построить церковь так, чтобы здание храма походило на пасхальный хлеб (кулич), а здание колокольни на
"пасху", но так как он на постройку церкви денег не жертвовал, то церковь была построена на казенные деньги и по воле Екатерины II посвящена имени св.
Троицы.
О построении храма на царские деньги свидетельствуют надписи, помещенные на мраморных досках на стенах храма. На северной стороне: "Екатерина II. В память твоих
щедрот. Начата 1785 года", на южной – "Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 году. Екатерина II", на западной – "Здесь благословятся благодеяние
мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II".
В 1798 году, на месте, где была дача Вяземского, император Павел I основал мануфактуру и назвал по имени своего сына "Александровскою".
В 1863 году, с упразднением мануфактуры, вся земля, ей принадлежавшая, была отдана морскому министерству на 72 года для возведения на ней
сталелитейного завода. Завод устроил горный инженер Обухов и потому называется Обуховским.
|
|
|
Императорская карточная фабрика |
|
|
|
В 1798 году, на месте, где была дача Вяземского, император Павел I основал мануфактуру и назвал по имени своего сына "Александровскою"; для начальников, служащих и
рабочих были построены каменные флигеля; в домах, ближайших к церкви, помещалось до 700 человек инвалидной команды. Одни из них работали на мануфактуре, другие охраняли
селение и наблюдали за чистотою и порядком.
0снование мануфактуры положил аббат Михаил Оссовский. По смерти его, мануфактура передана была в ведение Воспитательного дома и с тем вместе под покровительство
императрицы Mapии Феодоровны. При ней фабрика была доведена до возможности не только содержать себя, но давать новую жизнь тысячам несчастных, воспитываемых на ее счет.
На мануфактуре ткались полотна, салфетки… Также одним из главных предметов дохода мануфактуры были и карты, которые, как известно, всегда распродаются без малейшего
остатка. Всех служащих в это время на фабрике было до 6 тысяч человек. " (М.И.Пыляев. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. С.-Петербург, 1889).
В 1817 году это производство карт было передано отдельно выстроенной на территории Карточной фабрике (комбинат цветной печати в последующие годы). Эта Карточная
фабрика вплоть до Октябрьской революции была монопольным производителем игральных карт в России. Фабрика приносила большие доходы, за счёт которых содержались
дети-сироты, старики и инвалиды. На игральных картах часто изображался пеликан, кормящий птенцов собственной кровью, – герб Воспитательного дома. Рисунок карт придумал
русский батальный живописец академик Адольф Шарлемань. Именно карты по эскизам Шарлеманя покорили всю царскую Россию, благополучно пережили Революцию, все войны и
перемены, и до сих пор «в ходу». Их называют «Атласными» или «картами Шарлеманя». Позднее на этой же фабрике была выпущена и вторая популярная до сих пор колода –
«Русский стиль».
Комбинат цветной печати (так называлась фабрика в советское время) не прекратил своей работы и в годы блокады Ленинграда. В конце 1941 года нескольким художникам
поручили создать эскизы игральных карт с карикатурными изображениями фашистских главарей. Лучшими были признаны эскизы Василия Власова. Партизаны забрасывали эти карты
в расположение войск противника. После разгрома врага под Ленинградом в окопах, блиндажах и казармах находили антифашистские карты, которыми пользовались немецкие
солдаты, несмотря на запреты. Сейчас копии эскизов игральных карт можно увидеть в музее «Невская застава». Кирпичное здание Карточной фабрики сохранилось до сих пор
(проспект Обуховской Обороны, 110). Комбинат цветной печати был закрыт в 2006 году.
|
|
|
Главный корпус Императорской карточной фабрики
при Александровской мануфактуре.
Обуховской Обороны проспект, 110.
(1867–1869, арх. Г.Х.Штегеман; 1890-е арх.В.В.Николя). Фото 2010 г |
|
|
|
|
|
|
|