Биография Лескова
Лесков в Петербурге
Лесков на острове Коневец
Портреты Лескова
Что такое сказ?
Из истории сказа "Левша"
Писатели о сказе "Левша"
Иллюстрации к сказу "Левша"
М.Добужинский
Кукрыниксы
Комментарии к иллюстрациям Кукрыниксов
Н.Кузьмин
Н.Кузьмин об иллюстрациях к "Левше" (из книги "Художник и книга")
МХАТ, 1925 год
Декорации Кустодиева к "Левше" (МХАТ)
БДТ, 1926 год
Декорации Кустодиева к "Левше" (БДТ)

Иллюстрации к сказу "Левша"

М.Добужинский

Кукрыниксы

Н.Кузьмин

Н.Кузьмин об иллюстрациях к "Левше"(из книги "Художник и книга")

Вопросы к уроку "Иллюстрации к сказу "Левша"

Н.Кузьмин. Иллюстрация к сказу "Левша", 1957 г.

 

Иллюстрации к сказу "Левша"
 
Из книги: Аннинский Л. А. Лесковское  ожерелье.
– 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг).

 Рассмотрим книжные иллюстрации. В отличие от сцены и  экрана,  здесь  и большое богатство, и большое разнообразие.
      Начинается с виньеток. В первом издании (1882) – анонимная  заставка  с ангелочками, не имеющая к содержанию  рассказа  ни  малейшего  отношения;  в конце – гравюрка в  стиле  учебника  ботаники:  кузнечик  в  траве;  видимо, имеется в виду блоха. Оформление странное, если учесть, что Лесков,  большой знаток   и   ценитель   изобразительного   искусства,   по    свидетельствам  современников, любил сам подбирать виньетки к своим изданиям.
      Был он знаком и с Николаем Каразиным,  который  дал  серию  рисунков  к изданию 1894 года. Штриховые миниатюры, аккуратные,  "подобранные",  в  меру экспрессивные, в меру смешные, слегка напоминающие Боклевского, но  помягче, послабее.   Стандарт   того   времени,   без   малейшей   попытки   передать стилистическую уникальность текста.
      Затем – известное уже нам "окно" в два десятка лет: "Левша" не издается и не иллюстрируется.
      Затем – 20-е годы.
      Константин Лебедев: плакатные рисунки в стиле окон  РОСТА.  Трехцветная обложка для  "крестьянского"  издания  1927  года.  Мгновенная  узнаваемость типов: вот жандарм, вот царь, вот мужик... Любому понятно.
      Николай Купреянов: "Молодогвардейское"  издание  1931  года  –  тот  же стиль, но доведенный до блеска. Разгонистый штрих, мощная  заливка,  рисунок броский, словно бы нетерпеливый к выписыванию деталей;  главное  –  контраст мощи, силы – и жалкой обреченности мужичонки... Ясность агитплаката.
      Дмитрий Митрохин: "академический" лесковский  том 1931 года.  Мерцающий, "пастельный"  перелив  цветной  литографии;  только  приглядевшись,   видишь тройку, казаков и Левшу, скрюченного у их ног... Стиль  другой,  но  принцип тот  же:  рассказ  Лескова  – точка  приложения   вне   его   существующего графического стиля.
      Потом  стиль  бледнеет:  в  холодных  "станковых"   композициях   Ивана Овешкова,  иллюстрировавшего  репрезентативный  однотомник  1937   года,   в бесконечной череде зализанных "детгизовских" заставок и картинок 40-х годов: Ю. Ворогушин, С. Суслов, Ю. Петров, он же Г. Петров... Один Юрий  Кискачи  в тощеньком "военморгизовском" издании 1944 года  попытался  дать  графическую концепцию: под народный лубок  времен  войны  с  Наполеоном,  но  "бисерные" рисунки его были слишком робки, чтобы сломать школьное иллюстраторство.
      Сломал и отменил его Николай Кузьмин в 50-е годы.  Знаменитый,  в  1955 году вышедший том "Левши" с его  рисунками,  повторенными  потом  во  многих переизданиях, возродил интерес художников к рассказу.

© Санкт-Петербург 2012
Hosted by uCoz