Иллюстрации к сказу Лескова "Левша"
       
       
 
 
 
 Главная
 
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова. СПБ. 1891-1893 гг.
 
 
Обложка первого издания. 1882 г. С авторской надписью.
 
Глазунов И. С. Портрет мастерового. Иллюстрация И. Глазунова к сказу «Левша». 1973 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЛЛЮСТРАЦИИ
К СКАЗУ Н. С. ЛЕСКОВА "ЛЕВША"
Из книги Л. А. Аннинского Л. А. «Лесковское ожерелье»[1]
 
Рассмотрим книжные иллюстрации. В отличие от сцены и экрана, здесь и большое богатство, и большое разнообразие.

Начинается с виньеток. В первом издании (1882) – анонимная заставка с ангелочками, не имеющая к содержанию рассказа ни малейшего отношения; в конце – гравюрка в стиле учебника ботаники: кузнечик в траве; видимо, имеется в виду блоха. Оформление странное, если учесть, что Лесков, большой знаток и ценитель изобразительного искусства, по свидетельствам современников, любил сам подбирать виньетки к своим изданиям.

Был он знаком и с Николаем Каразиным, который дал серию рисунков к изданию 1894 года. Штриховые миниатюры, аккуратные, "подобранные", в меру экспрессивные, в меру смешные, слегка напоминающие Боклевского, но помягче, послабее. Стандарт того времени, без алейшей попытки передать стилистическую уникальность текста.


Второе отдельное издание «Левши»
с иллюстрациями Н. Н. Каразина. 1894 г.


Затем – известное уже нам "окно" в два десятка лет: "Левша" не издается и не иллюстрируется.

Затем – 20-е годы.

Константин Лебедев: плакатные рисунки в стиле окон РОСТА. Трехцветная обложка для "крестьянского" издания 1927 года. Мгновенная узнаваемость типов: вот жандарм, вот царь, вот мужик... Любому понятно.

Николай Купреянов: "Молодогвардейское" издание 1931 года – тот же стиль, но доведенный до блеска. Разгонистый штрих, мощная заливка, рисунок броский, словно бы нетерпеливый к выписыванию деталей; главное – контраст мощи, силы – и жалкой обреченности мужичонки... Ясность агитплаката.

Дмитрий Митрохин: "академический" лесковский  том 1931 года. Мерцающий, "пастельный" перелив цветной литографии; только приглядевшись, видишь тройку, казаков и Левшу, скрюченного у их ног... Стиль другой, но принцип тот же: рассказ Лескова – точка приложения вне его существующего графического стиля.

Потом стиль бледнеет: в холодных "станковых" композициях Ивана Овешкова, иллюстрировавшего репрезентативный однотомник 1937 года, в бесконечной череде зализанных "детгизовских" заставок и картинок 40-х годов: Ю. Ворогушин, С. Суслов, Ю. Петров, он же Г. Петров... Один Юрий Кискачи в тощеньком "военморгизовском" издании 1944 года попытался дать графическую концепцию: под народный лубок времен войны с Наполеоном, но "бисерные" рисунки его были слишком робки, чтобы сломать школьное иллюстраторство.

Сломал и отменил его Николай Кузьмин в 50-е годы. Знаменитый, в 1955 году вышедший том "Левши" с его рисунками, повторенными потом во многих переизданиях, возродил интерес художников к рассказу.

1. Источник: Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. – 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг). (вернуться)

 
На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:
— Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть...

Иллюстрации Кукрыниксов к сказу «Левша» Н. С. Лескова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика