Батюшков К. Н.: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
К. Н. Батюшков.
Карандашный рисунок О. Кипренского 1815 г. (Государственный литературный музей)
 
К. Н. Батюшков.
Неизвестный художник. С акварели. Начало 1850-х годов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БА́ТЮШКОВ
(1787 – 1855)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 10 классе[1]


* Урок 9. К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике поэта[2]

* Урок 10. Философские элегии Батюшкова. Трагизм мировосприятия и пути его преодоления


УРОК 9*
«И в радости взываю: о Музы! я пиит!» [3]

К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества.
Анакреонтические мотивы в лирике поэта


На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского.

Также учитель должен продолжить обучение десятиклассников интерпретации лирического текста, готовя школьников к сочинениям и выполнению заданий ЕГЭ (часть С).

При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные с толкованием мифологических, библейских имен и названий, которых достаточно много в лирике поэта. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания программных произведений учителю необходимо сопроводить изучение стихотворений грамотными историко-культурными и биографическими комментариями.

На первом уроке по лирике Батюшкова
учащиеся познакомятся с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых — оптимистический, радостный.

Они написаны в духе популярного тогда эпикурейства и анакреонтики. Урок можно начать с «погружения» в поэзию Батюшкова, вспомнив изученное в 9 классе. Для этого возможен концерт-миниатюра,
где прозвучат такие стихотворения, как «Выздоровление», «Элизий», «Мой гений», «К Дашкову», «Разлука», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» (стихотворение является переводом одной строфы из песни четвертой «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона).

Учитель может прочесть элегию «К друзьям»,
в которой содержится жизненное и поэтическое кредо поэта: «И жил так точно, как писал...»

В статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии» находим эту же мысль: «Живи как пишешь и пиши как живешь», которая является вольным переводом латинского афоризма «Talis hominibus fuit oratio, qualis vita» — речь людей такова, какой была их жизнь.

Вопросы классу для выявления первичного восприятия стихов Батюшкова могут быть записаны на доске до концерта-миниатюры и обсуждены после него.

Вопросы для выявления
первичного восприятия


— Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова?
— Что было непонятно, требовало комментариев?
— Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова?
— Чем, по-вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются?

Рассказ учителя
о страницах творческой биографии Батюшкова
можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи.

18 мая 1787 г. — в Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежащий к старинному дворянскому роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя — известный в то время писатель М. Н. Муравьев.

1803 г. — поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

1805 г. — первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы». 1807 г. — вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.

1808 г. — участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.

1809—1812 гг. — сближение с писателями-карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII в. Борьба с «Беседой любителей русского слова» — апологетом литературного «староверия» и политической реакционности — в сатирических стихах («Видение на берегах Леты»). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.

1814 г. — участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»).

1815 г. — выход в отставку. Переезд в Москву.

1817 г. — опубликован сборник произведений Батюшкова «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.

1821 г. — создание последних стихов.

1822—1855 гг. — Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.

7 июля 1855 г. — в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа.

В центре урока — изучение лирики Батюшкова
первого периода его творчества (1805—1812).


Это период «легкой поэзии». Поэт создает стихи, воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением внутренней свободы поэта.

В этом ключе анализируется
стихотворение «Мои пенаты».

Оно представляет собой определенную сложность для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим предварительный историко-культурный и биографический комментарий.

Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «A mes pénates» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733—1816), французского поэта-классика, и «La chartreuse» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709—1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий.

Отдельным учащимся могут быть предложены индивидуальные или групповые предварительные домашние исследовательские задания для сообщений в классе, например:

1. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл. Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.).

2. Найдите в стихотворении слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту? Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески — отеческие, златом — золотом, темны — темные, сыскал — нашел и др.).

3. Составьте биографический и историко-культурный комментарий к стихотворению «Мои пенаты».

При составлении комментариев можно воспользоваться справочной литературой (словари) и литературоведческими источниками.

Вопросы и задания
к стихотворению «Мои пенаты»


1. О чем это стихотворение? На какие смысловые части оно делится? Каково настроение каждой части? Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы?

2. Какие земные радости прославляет поэт? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека?

3. Почему поэт уверен, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности? Как это его характеризует?

4. Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта? Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями? Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма?

5. Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского?

6. К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра.

7. Подтвердите текстом пушкинскую оценку стихотворения «Мои пенаты»: «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна».

8. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворения «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина. Есть ли в них основания для сопоставления?

В стихотворении «Мои пенаты» Батюшков прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Поэт сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг, а главные ценности жизни — это любовь и творчество. В своих пенатах он желает видеть только единомышленников и друзей — Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской».

Стихотворение «Радость»
представляет собой вольный перевод одноименного стихотворения Д. Б. Касти (1721—1803), итальянского поэта, автора поэм, комедий, анакреонтических стихов.

Вопросы и задания
к стихотворению «Радость»


1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как создают это настроение ритмика и метрика текста?

2. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

3. Какие вечные ценности провозглашает поэт самыми важными? Почему?

4. Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения. Какой характер придает тексту обилие звуков р и л?

5. Дайте к стихотворению историко-культурный комментарий, объясните, какой смысл придают тексту встречающиеся мифологические образы.

6. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворения «Радость» Батюшкова и «Песня» («Минувших дней очарованье...») Жуковского.

Можно проанализировать и стихотворение «Вакханка», высоко оцененное Белинским[4].

Оно представляет собой подражание 9-му эпизоду из поэмы Э. Парни «Déguisements de Venus» («Переодевания Венеры»). Батюшков снабжает стихотворение примечанием: «Эригона, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть...»

Вопросы и задания
к стихотворению «Вакханка»


1. Какое настроение вызывает стихотворение? Какие образы и картины вам представились?

2. Какими средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль?

3. Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

4. Каков образ лирического «я» стихотворения?

5. Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков р, л, в?

6. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха?

7. Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста?

8. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

9. Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают ему мифологические образы?

Итог урока.

Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности. Его ранние стихи отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией.

По словам Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы», «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха», «стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки».

Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!»



УРОК 10*
«Только дружба обещает мне бессмертия венок» [5]

Философские элегии Батюшкова.
Трагизм мировосприятия и пути его преодоления.
Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность
художественной формы в поздней лирике поэта.


На уроке необходимо охарактеризовать
период творчества Батюшкова после 1812 года
и заграничных походов русской армии по Европе
.

Патриотический порыв, охвативший поэта в период войны 1812 года, выводит его за границы интимной лирики. Он пишет послание «К Дашкову» (1813), историческую элегию «Переход через Рейн» (1814). Можно сравнить эти произведения со стихотворением Жуковского «Певец во стане русских воинов».

Тягостная атмосфера войны, разрушения Москвы и личные невзгоды приводят впечатлительного Батюшкова к душевному кризису. Он разочаровывается в идеях просветительской философии, в стихах нарастают пессимистические мотивы. Он начинает больше размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей. Его поэзия все сильнее приобретает печальный колорит.

Батюшков становится поэтом-философом, создает жанр исторической элегии, в которой пластичность образов и правдивость психологического состояния сочетаются с драматизмом взгляда на жизнь. Но трагизм мировосприятия во многих стихах преодолевается настроениями мужества, стойкости, жизненной мудрости и философского отношения к действительности.

На уроке учащиеся знакомятся с элегиями
«На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «К другу».

Стихотворение «На развалинах замка в Швеции»
представляет собой вольный перевод элегии Ф. Маттисона «На развалинах старого горного замка».

Вопросы и задания
к стихотворению «На развалинах замка в Швеции»


1. Как стихотворение связано с биографией Батюшкова?

2. Какие образные картины предстают взору лирического героя? Каким настроением проникнуты эти описания?

3. Каковы рассуждения лирического героя о философии жизни и смерти? Каковы его мысли о воинах, павших в битве?

4. Как отражаются в стихотворении патриотические настроения Батюшкова? Как в нем сочетаются история и современность?

5. Охарактеризуйте стилистическую манеру текста. Какой смысл придает ему разностопность стихов, длинный стих?

6. Какую роль играют в тексте старославянизмы?

7. Каков смысл финала стихотворения? Как воплощаются в нем тема памяти и тема бессмертия? Почему поэт спорит с утверждением «Все время в прах преобратило»?

8. Дайте к образам скандинавского эпоса культуроведческий комментарий.

Стихотворение «Тень друга»
посвящено памяти И. А. Петина (1789—1813), убитого в двадцатичетырехлетнем возрасте в битве под Лейпцигом. Текст записан во время поездки на корабле из Англии в Швецию в июне 1814 г. Эпиграф взят из элегии «Тень Цинтии» римского поэта Проперция (I в. до н. э.). (Цинтия — в римской мифологии — богиня Диана, луна.)

Вопросы и задания
к стихотворению «Тень друга»


1. С какими чувствами вспоминает Батюшков своего друга? Каковы мысли поэта о воинской дружбе, о долге и мужестве, о смерти и бессмертии?

2. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух миров, изображенных в нем?

3. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого?

4. К кому обращен и какими эмоциями проникнут монолог лирического «я»?

5. Как в эпиграфе решается философская проблема смерти и бессмертия?

6. Охарактеризуйте язык, стиль и ритмическую структуру элегии.

7. Найдите старославянизмы. Какое настроение они придают тексту?

8. Дайте к стихотворению историко-культурный комментарий.

9. Индивидуальное задание.

Сопоставьте первую часть элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из поэмы Байрона (песня I).

Стихотворение «К другу»
обращено к П. А. Вяземскому, дом которого в Москве сильно пострадал во время пожара города в 1812 году.

Вопросы и задания
к стихотворению «К другу»


1. Какое настроение вызывает это стихотворение?

2. Как понять выражения «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»?

3. Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?

4. Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?

5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?

6. Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»?

7. Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?

8. Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?

9. Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?

10. Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

11. Индивидуальное
или групповое домашнее задание.


Сопоставьте несколько элегий Жуковского и Батюшкова. Что объединяет романтическую манеру мировосприятия этих поэтов и чем они различны?

В заключение урока возможно прослушать фонограмму романса Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама» на слова стихотворения Батюшкова «Надпись на гробе пастушки» («Подруги милые!..»).

Батюшков понимал, что обостряющаяся тяжелая душевная болезнь безвременно оборвет его литературную деятельность. Он с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было». Но, несмотря на трагический колорит поздней лирики поэта, в его стихах все же не исчезают искры надежды и оптимизма. В «Подражании древним» (1821) он, пытаясь преодолеть душевную депрессию, восклицает:

Ты хочешь меду, сын? так жала не страшись;
Венца победы? — смело к бою!
Ты перлов жаждешь? — так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец,
Лишь смелым перлы, мед иль гибель... иль венец.

Итог урока.

Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков.

В русской поэзии, по мнению Белинского, выделялись две условные разновидности романтизма: «средневековый» романтизм Жуковского с его туманностью, мечтательностью и мистикой и «греческий» романтизм Батюшкова с его определенностью и ясностью, земными радостями и «жизненностью» мировосприятия. В Батюшкове-романтике преобладал «светлый и определенный мир изящной эстетической древности», жажда «наслаждения прекрасным», «изящный эпикуреизм». Белинский восклицает: «Как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определенности и ясности!»

И Жуковский, и Батюшков внесли значительный вклад в эстетическое развитие русского романтизма, их поэзия стала благодатной почвой для развития гения Пушкина.

Следующие уроки: * Урок 11. Художественный мир русской романтической поэзии >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Батюшков К. Н. Мои пенаты // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 100. (вернуться)

4. См.: Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья третья // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 297—298. (вернуться)

5. Батюшков К. Н. К Г<неди>чу (1806) // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 71. (вернуться)

 
К. Н. Батюшков. Автопортрет, между 1817–1819 гг.
(Государственный литературный музей).

На этом автопортрете Батюшков написал строки отрывка из поэмы А. Ф. Воейкова «Искусства и науки»
(«Роскошный Батюшков!..
Овидий сладостный, любимец муз Гораций,
Анакреон и ты, вы веруете в граций»).
Отрывок был напечатан в 1819 г. («Вестник Европы», 1819, № 8, стр. 248–255), а сочинен в 1817 г. (этот год выставлен под журнальным текстом отрывка), чем и определяется датировка автопортрета.
Источник: Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. – М.–Л.: Советский писатель, 1964.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика