Главная |
|
|
Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево |
|
|
Капитан Копейкин.
Рис. П. М. Боклевского с текстом.
Иллюстрация
к поэме «Мёртвые души»[ 2] |
|
|
Чичиков.
Рис. П. М. Боклевского с текстом.
Иллюстрация
к поэме «Мёртвые души» |
|
|
|
|
«Русь»
Черная акварель А. М. Лаптева
«Мертвые души», издание Детгиза, 1952 г. |
|
|
|
Приезд Чичикова в гостиницу
Черная акварель Петра Соколова, начало 1890-х гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)
12 ЧАСОВ
9 класс[1]
|
Уроки 81–82. Биография и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Шинель»
Урок 83. Сюжет и композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». История замысла и жанровое своеобразие
Урок 84. Изображение жизни губернского города
Урок 85. Образы помещиков
Урок 86. Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы поэмы
Урок 87. Идейно-композиционная роль «Повести о капитане Копейкине»
Урок 88. Образ Чичикова
Урок 89. Тема народа и Родины в поэме «Мёртвые души»
Урок 90. Образ автора в поэме «Мёртвые души»
Урок 91. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Урок 92. Анализ сочинений по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
УРОК 87
Идейно-композиционная роль
«Повести
о капитане Копейкине»
Задачи урока: систематизировать знания учеников о системе образов помещиков; углубить их представления об образе-символе города NN; рассмотреть образы
чиновников губернского города, выявить типичные черты, их объединяющие, развить знания учащихся о художественных принципах Гоголя, своеобразии позиции писателя в
изображении мира и человека; закрепить навык анализа фрагмента прозаического произведения; выявить особенности изображения характера (на примере образа капитана
Копейкина); сделать выводы об идейно-композиционной роли «Повести о капитане Копейкине».
Основные виды деятельности: комментированное чтение фрагментов поэмы; выразительное чтение; работа с планом сочинения; составление конспекта статьи
учебника; просмотр кинофрагментов; описание портрета героя; работа с иллюстрациями.
Термины: сюжет, внесюжетные элементы, вставной текст, герой, авторская позиция, типизация, композиция, контраст.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа.
Прежде чем начать изучение нового материала, обратимся к тому, что было рассмотрено нами на предыдущем уроке, для того, чтобы обобщить накопленные
учениками знания о системе образов помещиков:
В какой последовательности расположены эти образы? Как можно истолковать высказывание Гоголя о своих персонажах: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее
другого»? Как соотносится система образов помещиков с лирическим отступлением о «толстых» и «тоненьких»? Почему галерея образов «небокоптителей»
завершается образом Плюшкина?
Отвечая на последний вопрос, ученики должны отметить, что всех этих героев можно разделить на расточителей (Манилов, Ноздрёв) и накопителей (Коробочка, Собакевич).
Плюшкин же представляет доведённые до полного абсурда обе эти формы существования: он — то ли расточитель от накопительства, то ли накопитель до расточительства.
Всё в его жизни, так тщательно им оберегаемое, идёт прахом. Превратившийся в «прореху на человечестве», он своим жалким существованием подтверждает бессмысленность
процессов и накопительства, и расточительства, которым и по сей день многие люди, увы, придают большое значение.
II. Эпиграф и
вступительное слово учителя
направлены на то, чтобы расширить представление учащихся об объёме сюжета «Мёртвых душ», о широте охвата явлений российской действительности в поэме Гоголя.
Не секрет, что у многих школьников после изучения этого гоголевского произведения в памяти остаётся лишь череда помещиков, последовательность образов которых они
далеко не всегда могут восстановить.
Поэтому основную часть урока мы начинаем с записи слов писателя, который восторженно оценивает замысел, предложенный ему Пушкиным: «Какой огромный, какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»
Смысл этого эпиграфа раскрывается на протяжении всего урока, образ России, весёлой и грустной, приобретает всё большую объёмность и глубину.
III. Перейти к постижению
нового материала
помогут размышления над вопросом 6 учебника к шестой главе «Мёртвых душ»: какой теперь круг «ада» предстоит пройти Чичикову, по воле автора вовлекающему в это
движение нас, читателей?
Учащиеся, которые должны были прочитать седьмую—десятую главы поэмы и выявить темы, в них развивающиеся, отмечают, что здесь всё более отчётливо начинают звучать
темы народа, родины и тема власти. Власть эта многолика и сильна своей сплочённостью, которая помогает ей уверенно противостоять простым людям, бессильным перед ней.
Однако гоголевский антигерой Чичиков не может быть уподоблен им: он уверенно вторгается в мир чиновников, чтобы «узаконить» незаконную сделку и в круговороте
пресмыкательства, подкупа и лжи осуществить свою заветную мечту — стать «миллионщиком».
Восстанавливая ход событий, изложенных в этих главах, девятиклассники дают развёрнутый ответ на вопрос (желательно в виде письменной работы): что движет Чичикова и
всех остальных героев по этому кругу «ада»?
Под руководством учителя или самостоятельно учащиеся выявляют причины «движения» от Nичего в Nикуда (вспомним условное наименование города — NN). Это и бессмысленный
морок праздной жизни, и жажда наживы, которой одержимы обе заинтересованные стороны, и стремление Чичикова довести во что бы то ни стало задуманную им аферу, и,
конечно же, отлаженный механизм сплетни, который по нарастающей вершит своё разрушительное действие.
IV. Второй раздел
домашнего задания
предполагает, что ученики должны перечислить чиновников губернского города NN, дать им краткую характеристику, подтверждающую слова Гоголя: «У меня каждый дурак глуп
по-своему».
Ученики близко к тексту воспроизводят сведения о губернаторе, полицеймейстере, Иване Антоновиче по прозвищу «кувшинное рыло» и т. д., выявляя особенности их поведения
и образа жизни. Звания, фамилии, имена и прозвища этих героев можно выписать на доске и в тетради, что лишний раз подтвердит мысль о том, что мы вполне можем говорить
не только о галерее образов помещиков, но и о галерее образов чиновников.
Однако для адекватного понимания авторской позиции по отношению к этим героям данной работы недостаточно. Учитель предлагает ученикам найти решение следующего
проблемного задания (можно выполнить его в письменном виде): изображая помещиков, Гоголь подробнейшим образом детализирует их описание, тщательно воспроизводит пейзаж,
интерьер, портреты героев, выявляет и подчёркивает их типажность («маниловщина», «ноздрёвщина» и т. п.), используя для этого лирические отступления.
Чем отличается подход автора к изображению чиновников? Почему писатель предпочитает здесь не столько индивидуальные, сколько обобщённые характеристики?
В поисках решения учащиеся должны обратить внимание и на вопрос 7 учебника к седьмой главе «Мёртвых душ».
В результате работы с текстом
и собственных умозаключений девятиклассники под руководством учителя приходят к выводу:
изображая чиновников, Гоголь хочет не столько выявить те или иные типы характеров и человеческих устремлений, те или иные социально-нравственные пороки, сколько
стремится подчеркнуть неделимую общность чиновничества, его сплочённость, «семейственность», корпоративность. Власть предстаёт перед нами как единый, пугающий своей
слаженностью механизм, изменить действия которого недоступно даже Чичикову со всей его отрицательной энергией.
В подтверждение этой мысли учитель (или подготовленный ученик) может выразительно прочитать фрагмент из седьмой главы («Следовало бы описать канцелярские
комнаты…»), создающий яркое впечатление о неустанной работе бездушного механизма власти.
V. Обобщая этот учебный материал,
учитель подчёркивает мысль о том, что в данных главах Гоголь расширяет границы изображения России, углубляет наши представления о тех, кто
её населяет.
На протяжении работы на этом и предыдущих уроках у учащихся накопилось достаточно материала, чтобы прийти к определённым обобщениям по вопросу о своеобразии подхода
Гоголя к созданию образов своих отрицательных героев. Учитель предлагает ученикам восстановить накопленные знания по этому вопросу.
В результате беседы, умело направляемой учителем, девятиклассники записывают следующий развёрнутый план в свои
тетради.
Создавая мир «мёртвых душ», Гоголь придерживается следующих художественных принципов изображения человека:
1. Писатель отвергает стремление многих своих собратьев приукрасить жизнь и человека, польстить ему — он изображает характеры «холодные, раздробленные, повседневные».
2. Его герои предстают перед читателем опутанными «тиной мелочей», погружёнными в бесконечную серую рутину суетного существования. Огромную роль в этом случае начинают
играть предметно-бытовые детали, количество которых в гоголевском повествовании порой кажется даже избыточным. Однако это ложное впечатление: его псевдогерои,
лишённые подлинной, духовной жизни, увязают в предметном мире и в конце концов сами начинают восприниматься как неодушевлённые предметы. Кроме того, каждая вещь,
каждый предмет характеризуют своего владельца, соответствуют тем или иным чертам его натуры, а порой выявляют структуру его личности (как, например,
в случае со шкатулкой Чичикова).
3. Необходимо отметить мастерство Гоголя в типизации и индивидуализации характеров. Не случайно В. Г. Белинский называет его героев «знакомыми незнакомцами».
4. Каждый гоголевский персонаж являет собой воплощение того или иного социального и нравственного порока, что подтверждает правоту ироничного замечания писателя: «У
меня каждый дурак глуп по-своему».
5. Своих героев Гоголь рассматривает на разных уровнях обобщения: с одной стороны, его персонажи являют собой психологически мотивированные социально-исторические
типы, с другой стороны, все они — образы общечеловеческого масштаба, воплощающие в себе неистребимые пороки человечества.
VI. Выборочно проверяя выполнение
домашнего задания
(письменно выполнить задание 1 учебника к седьмой главе «Мёртвых душ»; подготовить выразительное чтение лирического отступления о двух типах писателей), учитель
приводит учеников к мысли о том, что гоголевский смех звучит сквозь слёзы сострадания и боли, что в его поэме объединяются любовь и ненависть
(задание 3 учебника к седьмой главе).
Как это парадоксальное сочетание оценок и чувств проявляется в «Повести о капитане Копейкине»? Какую роль она играет в произведении? Почему
она так важна для Гоголя?
Ответам на эти вопросы посвящён данный этап урока, на котором ученики выборочно читают фрагменты из «Повести…», составляют план конспекта статьи
учебника и записывают в виде плана ответ на вопрос 4 учебника к десятой главе.
Этот план должен лечь в основу устного сочинения, которое учащиеся подготовят дома.
Последовательно выполняя все эти задания, ученики приходят к выводу: внесюжетная «Повесть…» восполняет то, что не может вместить сюжет (разъезды Чичикова по некой
губернии с целью купли-продажи мёртвых душ), довершает картину «всей Руси», вводит в поэму те темы, которые не могли быть реализованы в основном
повествовании:
• тема «маленького человека», без которой картина жизни России была бы непростительно обеднена;
• тема Петербурга, в ту пору столицы Российского государства, — города контрастов, равнодушного к потребностям, мытарствам и страданиям простого человека и всячески
потакающего в стремлении к роскоши тем, кто имеет деньги и положение в обществе;
• тема верховной власти: если и оставались надежды у инвалида войны Копейкина найти справедливость у высших представителей государственности, то после встречи с
вельможей, который холодно отказал ему в пенсионе, таких упований он бесповоротно лишается (фраза чиновника из высших эшелонов власти «…старайтесь покамест помочь
себе сами, ищите сами средств… меня ждут дела важнее ваших» становится ключевой: властные структуры существуют лишь для того, чтобы удовлетворять свои потребности за
счёт простого народа);
• тема протеста, которая реализуется в этом вставном эпизоде в патетическом ключе, которого лишены эпизоды подобного рода в основном повествовании (бунт крестьян из
села Вшивая-спесь).
VII. Подводя итоги проделанной работы,
учитель предлагает ученикам высказать свои суждения о том, как реализуется в «Повести…» художественный принцип автора «Мёртвых душ» — парадоксальное сопряжение любви
и ненависти, иными словами, как в ней звучит неповторимый гоголевский «смех сквозь слёзы».
VIII. Домашнее задание:
1) подготовить устное сочинение «Почему мы можем утверждать, что „Повесть о капитане Копейкине“ расширяет границы изображения „всей Руси“ в поэме Гоголя?»;
2) прочитать одиннадцатую главу поэмы «Мёртвые души», продолжить заполнять таблицу, отражающую структуру повествования;
3) выявить в главе этапы предыстории Чичикова, подготовить пересказ каждого из них;
4) найти в этой главе лирические отступления и высказать своё мнение об их роли в первом томе поэмы.
|
|
УРОК 88
Образ Чичикова
в поэме Н. В. Гоголя
Задачи урока: обобщить знания и представления об образе Чичикова; сопоставить историю об афере Чичикова и предысторию этого антигероя; обосновать
конкретно-историческую и общечеловеческую сущность этого персонажа, прояснить идею пошлости, которую он воплощает; прокомментировать композицию этого образа; выявить
темы, развивающиеся в заключительной главе первого тома поэмы, проанализировать её финал.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов поэмы; выразительное чтение прозаического фрагмента; просмотр музыкальных и кинофрагментов;
обсуждение иллюстраций; презентации; письменная работа; заполнение таблицы.
Термины: сюжет, композиция, эпизод, герой, антигерой, лирическое отступление.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания
на данном этапе урока сводится к заслушиванию и обсуждению монологических ответов учащихся (их устных сочинений) по теме «Почему мы можем
утверждать, что „Повесть о капитане Копейкине“ расширяет границы изображения „всей Руси“ в поэме Гоголя?».
Кроме того, девятиклассники должны были дома прочитать одиннадцатую главу поэмы и продолжить заполнять таблицу, отражающую структуру повествования; учитель выборочно
проверяет их работу и, скорее всего, обнаруживает, что материал, отобранный ими, недостаточен.
Это позволит создать должную мотивацию последующей учебной деятельности.
II. Во вступительном слове
учитель настраивает учеников на восприятие полифонического, поистине симфонического звучания одиннадцатой главы (здесь уместно прослушать и обсудить фрагменты сюиты
А. Шнитке к фильму М. Швейцера «Мёртвые души»).
Музыка Шнитке передаёт неповторимое своеобразие гоголевского текста, в котором объединяются и высокая патетика, и дисгармония сатиры, и фееричность юмора, и глубокая
тоска.
Все эти свойства с особой очевидностью проявляются в одиннадцатой главе, в которой переплетаются многие темы, отражаются самые разные настроения. Здесь развиваются
и тема Родины, которая приобретает грандиозный размах; и тема живых и мёртвых душ; и тема дороги, которая воспринимается в сложной совокупности значений этого образа
— от движения Чичикова по дорогам России до философски осмысленного пути к храму.
Со всеми этими темами непосредственно связана тема чичиковщины, и именно ей мы посвятим этот урок. Эпиграфом к нему могут стать слова самого Гоголя из текста
поэмы «Итак, припряжём подлеца…» или высказывание А. Белого об этом антигерое: «…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный чёрт, подлинный провокатор
жизни».
III. Анализ образа Чичикова
можно начать с просмотра кинофрагментов или специально подготовленной презентации «Чичиков в кино, на сцене и в иллюстрациях русских художников».
Ученики живо обсуждают, какое из представленных здесь воплощений этого персонажа они считают более убедительным.
Очевидно, что однозначность решения здесь невозможна, и эта дискуссия позволяет учителю поставить вопрос: почему так сложно этот образ, как и образ Хлестакова,
поддаётся зримому воплощению? Как и Хлестаков, Чичиков есть нечто ускользающее, не совсем определённое, склонное к мимикрии.
Это подтверждается и его портретом («В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности…»), и манерой его поведения («Говорил ни громко, ни тихо…»), и умением принять необходимое
обличье, подстраиваясь под собеседника. Причём, в отличие от Хлестакова, всё это он проделывает сознательно, преследуя личные цели — он именно «лгун по ремеслу»,
ловкий аферист, циничный делец, обладающий при этом подкупающей внешней благопристойностью.
IV. Анализ композиции образа.
Обращаем внимание учащихся на то, что образ Чичикова композиционно построен Гоголем весьма необычно: на протяжении развития сюжета он является связующим звеном,
представляет собой своеобразное «зеркало», в котором отражаются все остальные персонажи.
Самому же Чичикову посвящены первая и одиннадцатая главы. Чем это, на ваш взгляд, обусловлено (вопрос 5 учебника к одиннадцатой главе)? Почему предысторию своего
антигероя писатель воссоздаёт только в последней главе?
Опираясь на проделанную учениками домашнюю работу (они должны были выявить в данной главе этапы предыстории Чичикова, подготовить пересказ каждого из них), учитель в
процессе эвристической беседы обсуждает с девятиклассниками ответы на вопросы 6, 7, 8 учебника к одиннадцатой главе «Мёртвых душ».
Учащиеся воспроизводят этапы биографии Чичикова и записывают их в виде плана для того, чтобы отчётливо представить себе его путь от спекуляции пряниками до спекуляции
мёртвыми. Эта последовательная работа, в которой немалое значение имеет постоянное обращение к тексту, позволяет выявить в этом персонаже два уровня обобщения: с одной
стороны, это конкретно-исторический, социально-психологический тип нового антигероя — предпринимателя, дельца, взращённого российским беззаконием, коррупцией и
попустительством властей. С другой стороны, это образ колоссального обобщения (здесь можно прокомментировать суждение А. Белого, которое подтверждает это).
Чичиков — воплощение пошлости, направленной на девальвацию и уничтожение подлинных духовных опор человечества.
Не случайно именно в этой главе появляется лирическое отступление Гоголя о подмене ценностей: «Быстро всё превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос
внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась
в рождённом на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое».
Завершить обсуждение образа Чичикова и его роли в воплощении авторской позиции поможет выполнение задания 10 учебника к одиннадцатой главе. Писатель призывает нас
строго оценить свою внутреннюю жизнь: «А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит во
внутрь собственной души сей тяжёлый запрос: „А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?“».
Для осмысления и закрепления столь сложного учебного материала учитель может предложить учащимся прочитать и законспектировать раздел статьи учебника, посвящённый
теме урока.
V. На заключительном
этапе урока
ученики под руководством учителя интерпретируют финал поэмы (задание 11 учебника к одиннадцатой главе).
В исполнении А. Филиппенко (просмотр видеоматериала или прослушивание звукозаписи) лирическое отступление о «птице тройке», завершающее поэму, звучит поистине
патетически. Можно ли в прочтении актёра услышать иронические ноты? В вашем исполнении они прозвучали бы? Почему?
Ответы могут быть как отрицательными (ученики отстаивают традиционную точку зрения на позитивное значение финала), так и утвердительными.
Нельзя не обратить внимания на два момента в этом лирическом отступлении, пронизанном патриотическим пафосом: во-первых, на «птице тройке», символизирующей Русь,
вперёд, в будущее, несётся «рыцарь копейки» Чичиков; во-вторых, не может не настораживать словечко «косясь» в реакции других народов и государств на стремительное
движение России. Что кроется за ним — восторг автора или его ирония? Трудно ответить однозначно.
Для углубления представлений учащихся о двойственности финала первого тома «Мёртвых душ» учитель может провести урок внеклассного чтения по рассказу В. М. Шукшина
«Забуксовал».
VI. Домашнее задание:
1) подготовить пересказ соответствующего фрагмента текста из третьей главы «Мёртвых душ» и ответить на вопрос 9 учебника ко всему тексту поэмы, отметить,
какие ещё детали характеризуют Чичикова;
2) подобрать материал для ответа на вопрос 14 учебника; при выполнении задания опираться на разработанную таблицу, отражающую структуру первого тома;
3) выполнить задания 3, 4, 9 учебника к одиннадцатой главе.
Индивидуальное задание:
выполнить индивидуальное задание 6 учебника (подготовка публичного выступления). |
|
УРОК 89
Тема народа и родины
в поэме «Мёртвые души»
Задачи урока: опираясь на знания, почерпнутые ранее, выявить систему образов поэмы, определить, какое место в ней занимает образ России; рассмотреть проблему
двойственного изображения народа и родины в произведении Гоголя; прокомментировать роль лирических отступлений и вставных фрагментов в раскрытии данной темы.
Основные виды деятельности: комментированное и выразительное чтение; анализ фрагментов поэмы; интерпретация текста; эвристическая беседа; проблемные
вопросы и задания; письменная работа; составление плана, работа с таблицей, индивидуальные задания.
Термины: жанр, поэма, роман, авантюрный роман, притча, сюжет, композиция, эпизод, герой, главный герой, собирательный образ, образ-символ, лирические
отступления, пафос, сатира, юмор, ирония.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания:
оно возвращает учеников к образу Чичикова.
Обобщить представления об этом антигерое помогут ученикам пересказ фрагмента третьей главы — описания шкатулки Чичикова — и его комментарий:
структура личности героя в полной мере «зашифрована» здесь.
Первый ярус шкатулки заполнен всяческими канцелярскими принадлежностями и прочими мелочами, которые призваны свидетельствовать о деловитости и внешней
благопристойности хозяина; глубже скрываются «визитные, похоронные, театральные» билеты, которые являются для Чичикова средствами завязывать контакты (вспомним, как
он успешно манипулирует своими собеседниками, ссылаясь на различные связи и сведения, в первой главе).
Весь этот верхний ящичек снимается, и под ним обнаруживаются кипы бумаг (закладных, векселей, долговых расписок и пр.) — следствие этих контактов, а в самой глубине
скрывается «потаённый ящичек для денег» — сердцевина натуры гоголевского антигероя. Поразительная по своей ёмкости деталь отражает в полной мере структуру личности
героя, его пути и средства осуществления своих афер.
II. Эпиграфом к уроку
мы выбираем высказывание А. И. Герцена, в котором заложена мысль о контрастности композиции «Мёртвых душ» и о двойственности изображения российской действительности
в поэме:
«„Мёртвые души“ Гоголя — удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных
испарений, там он видит удалую, полную силы национальность».
Во вступительном слове
учитель вновь привлекает внимание учащихся к замыслу поэмы: поставивший перед собой задачу изобразить «всю Русь», Гоголь, конечно же, не может обойтись изображением
помещиков и чиновничества.
Создать объёмный, многогранный и ёмкий образ России невозможно без обращения к теме народа, составляющего основу её существования. Однако, как мы уже уяснили, первый
том поэмы представляет собой «ад» российской действительности, и это определяет подход писателя к толкованию этой темы.
III. Обратимся к домашнему заданию:
вопрос 14 учебника ко всему тексту поэмы является проблемным:
опираясь на разработанную на предыдущих уроках и дома таблицу, отражающую структуру первого тома, учащиеся размышляют о том, какое место в поэме занимают народные
характеры, приводят конкретные примеры, руководствуясь последовательностью глав.
Прийти к выводу о том, что тема народа в первом томе решена двойственно, им помогает учитель. Сопоставляя предложенный учениками материал, он приводит их к осознанию,
что «души» живые (крестьяне, дворовые, слуги) соотносятся здесь с «душами» мёртвыми или беглыми.
На чьей стороне симпатии автора? Как это ни прискорбно, «живые» души, принадлежащие Коробочке, Плюшкину, Чичикову, не вызывают его сочувствия. Селифан, Петрушка,
девочка Пелагея в «сапогах из грязи», не знающая, «где право, где лево», дядя Митяй и дядя Миняй, которые даже при долгом почёсывании в затылке не могут выпутать из
постромок лошадь Чичикова, и прочие подобные им эпизодические персонажи — образы сатирические.
Какие качества национального характера высмеивает здесь Гоголь? Какие особенности нашего поведения здесь осуждает?
Однако этим комическим персонажам Гоголь противопоставляет иных представителей народа. Обратимся к вопросу 4 учебника к седьмой главе: Чичиков в воодушевлении,
«позабыв свою степенность и приличные средние лета, произвёл по комнате два прыжка» и начал читать реестр Собакевича и прочие списки мёртвых душ.
Что мы с вами узнаём о мёртвых или беглых крестьянах? Какое развитие в этом эпизоде приобретает тема народа? Какую роль играют образы Абакума Фырова
и связанной с ним бурлацкой вольницы?
В списках Чичикова представлены герои из народа, которые наделены трудолюбием, талантливостью и тягой к свободе (учащиеся должны привести примеры и зачитать
соответствующие фрагменты из текста).
IV. На данном этапе,
обобщая результаты беседы,
целесообразно обратиться к составлению плана по теме
«Своеобразие рассмотрения Гоголем
темы народа и родины в поэме „Мёртвые души“»:
I. Вступление. Замысел поэмы: стремление отобразить «всю Русь»; в соответствии с задуманной трёхчастностью поэмы изображение в первом томе «ада»
российской действительности.
II. Основная часть:
1. Эта задача, поставленная перед собой автором, определяет двойственность подхода к созданию образа народа:
а) с одной стороны, на страницах поэмы перед нами предстают изуродованные крепостным правом убогие и жалкие народные типы, такие, как … (заполняется план);
б) с другой стороны, в поэме мы находим образы талантливых и свободолюбивых представителей крестьянства (приводятся примеры);
в) симпатии автора, как мы обнаруживаем, на стороне не «живых» душ, а беглых или мёртвых.
V. С темой народа, поясняет учитель,
в русской литературе, как правило, сопрягается тема протеста. Однако и она в русле замысла рассматривается Гоголем двойственно.
Учащиеся перечитывают фрагмент текста и обсуждают вопрос 3 учебника к девятой главе «Мёртвых душ»: с какой целью Гоголь включает в повествование описание бунта
«крестьян сельца Вшивая-спесь», которые, «соединившись с таковыми же крестьянами сельца Боровки, Задирайлово тож, снесли с лица земли будто бы земскую полицию в лице
заседателя, какого-то Дробяжкина»? Почему писатель использует здесь приём иронической градации?
Далее ученики пытаются ответить на вопрос 4 учебника к десятой главе и вопрос 13 ко всему тексту и соотнести это ироническое описание бестолкового бунта крестьян
против «бесчинств Дробяжкина» с подлинным бунтарством капитана Копейкина.
В результате девятиклассники приходят к выводу, что Гоголь рассматривает тему протеста, связанную с темой народа, также двойственно.
Учитель предлагает им дополнить разрабатываемый план:
2. Тема протеста, связанная с темой народа, рассматривается автором «Мёртвых душ» также двойственно:
а) ироническое изображение бунта крестьян против «бесчинств» капитана Дробяжкина;
б) невольное противопоставление ему образа бурлацкой вольницы и осознанного протеста капитана Копейкина против несправедливости власти.
VI. Данный этап урока
представляется особенно важным, так как он призван прояснить с полной очевидностью позицию автора по избранной проблеме.
Развивая мысль о глубине и широте воплощения темы народа и родины в поэме, учитель побуждает учеников к работе над вопросами 3 и 9 учебника к одиннадцатой главе,
вопросами 15 и 17 ко всему тексту поэмы. В сущности, все они представляют собой проблемные задания, которые призывают задуматься над ролью внесюжетных фрагментов
и лирических отступлений в развитии темы народа и родины в «Мёртвых душах».
Следует особо остановиться на анализе притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, включённой в одиннадцатую главу. Прежде чем приступить к нему, учащиеся вспоминают,
в чём заключаются особенности жанра притчи, и это побуждает их сделать серьёзные выводы из этого, казалось бы, несерьёзного фрагмента текста поэмы.
Размышляя над обозначенными выше вопросами, анализируя предложенные фрагменты текста, учащиеся под руководством учителя продолжают составление плана по избранной теме.
Положения этой части плана могут быть более развёрнутыми в силу того, что мысли, в ней отражённые, предельно сложны для девятиклассников.
3. Роль внесюжетных фрагментов и лирических отступлений в развитии темы народа и родины в «Мёртвых душах»:
а) задача писателя, как её представляет себе автор «Мёртвых душ», состоит в разоблачении зла, которое мешает движению России в светлое будущее; сострадание поруганной
Отчизне, горькие, «неведомые миру слёзы» побуждают писателя открыто высмеивать всё то, что мешает ей найти свой самобытный путь (лирическое отступление в седьмой
главе);
б) в лирических отступлениях и внесюжетных фрагментах текста (притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче) Гоголь ставит проблему ложного и истинного патриотизма;
истинная любовь к родине, по мнению писателя, заключается в смелом слове «святой правды», в гласности, в противостоянии несправедливости;
в) с седьмой главы в поэме начинает нарастать звучание темы народа и родины, достигающее своего апофеоза в главе одиннадцатой; здесь Гоголь выражает свою веру в
величие России, в созидательные силы, которые таятся в её народе («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»).
VII. Для плодотворной,
осмысленной работы над планом
ученики, побуждаемые учителем, выполняют задание 3 учебника (выразительное чтение лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка
тебя вижу…»).
В результате размышлений над сопутствующим вопросом они приходят к выводу, что «прозаическое», сниженное обрамление этого патетического текста обусловлено
двойственностью отношения автора к современной России, его страданием, состраданием и пылкой любовью патриота, которой пронизан весь текст «Мёртвых душ».
Завершая работу над планом,
ученики отвечают на вопрос 18 учебника ко всему тексту поэмы и записывают в него следующее положение:
г) финал поэмы венчает образ «птицы тройки», который символизирует жизнь, воплощает идею Гоголя о созидательном движении к духовности и подлинной свободе.
III. Заключение. В поэме «Мёртвые души» Гоголь создаёт объёмный, загадочный и противоречивый образ России, которая не перестаёт удивлять и восхищать
писателя: «И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей… у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»
Вглядываясь в её будущее, он надеется на победу справедливости над несправедливостью, духовности над бездуховностью.
VIII. На заключительном этапе урока
учащиеся заслушивают «публичное выступление» по индивидуальному заданию 6 учебника.
Затем под руководством учителя они рассуждают о том, почему поэма «Мёртвые души» не может быть названа романом: герой романа — частное лицо (герой авантюрного романа
интересует писателя и читателя как лицо, которое становится участником цепи приключений).
Казалось бы, у Гоголя Чичиков выделяется среди прочих действующих лиц, он постоянный участник неких событий, которые ставят его в необычное положение и побуждают
искать выход из него. Чем не герой авантюрного романа? Однако дело в том, что Чичиков, по замыслу Гоголя, лишь «главное лицо для развития действия». Главным
же героем поэмы (поэтому-то «Мёртвые души» и есть поэма!) становится Россия. Её собирательный образ представлен здесь во всей его полноте и многогранности.
Домашнее задание:
1) опираясь на разработанную таблицу, отобрать все ключевые лирические отступления из первого тома «Мёртвых душ»; выполнить задание 19 учебника ко всему тексту поэмы;
2) выделить все лирические отступления, в которых встречается образ дороги (задание 5 ко всему тексту);
3) подготовить выразительное чтение одного из лирических отступлений, которое особенно взволновало, рассмешило или заставило задуматься; уметь обосновать свой выбор;
4) разработать план устного сочинения на тему «Как рассматривается тема России в лирических отступлениях?». |
|
УРОК 90
Образ автора
в поэме «Мёртвые души»
Задачи урока: подвести итоги изучения творчества Н. В. Гоголя; обобщить представления о художественном мире писателя, своеобразии жанра «Мёртвых душ»;
углубить понимание проблемы соотношения понятий «автор-создатель» художественного произведения и «образ автора» в художественном произведении, расширить знания
учащихся о способах прямого и косвенного выражения авторской позиции; рассмотреть движение тем и настроений в поэме.
Основные виды деятельности: комментированное и выразительное чтение; анализ фрагментов поэмы; интерпретация текста; лекция, эвристическая беседа;
проблемные вопросы и задания; письменная работа; конспектирование; составление плана с опорой на заполненную ранее таблицу; работа со статьёй учебника; обсуждение
иллюстраций.
Термины: эпические и лиро-эпические произведения, жанр, поэма, сюжет, композиция, герой, собирательный образ, образ-символ, образ автора, лирические
отступления, пафос, сатира, юмор, ирония, фантастика.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания
на этом занятии, завершающем цикл уроков по «Мёртвым душам», осуществляется по ходу рассмотрения темы.
Многое из того, что должны знать девятиклассники, уже изучено ими ранее. Теперь весь этот объёмный материал систематизируется, обобщается, предстаёт в новом ракурсе,
обусловленном темой данного урока.
Во вступительном слове
учитель настраивает учеников на сложную работу по всему тексту поэмы.
Мы прочитали одно из самых значительных и сложных произведений русской литературы. За каждой его строкой, чему бы она ни была посвящена, угадывается впечатляющая
фигура автора, иронизирующего, негодующего, взывающего к душе, проповедующего истину. Составить ясное представление о том, что он осуждает и к чему призывает, —
важнейшая задача вдумчивого читателя.
Эпиграфом к этому уроку выбираем слова Гоголя, отражающие двойственность его художественной задачи, специфику его смеха сквозь слёзы: «Бывает время, когда нельзя
иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».
Ощутить и осмыслить своеобразие его любви-ненависти поможет нам анализ лирических отступлений, рассмотренных в движении тем и настроений, в них отражённых.
II. Работа на этом уроке,
как и на предыдущем, предполагает обобщение, обзор, что представляет большую сложность для девятиклассников, поэтому все возникающие по ходу беседы наблюдения и
выводы фиксируются в тетрадях в виде плана по теме «Образ автора в поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».
Обратимся к вопросу 1 учебника ко всему тексту. Ученики в процессе беседы, направляемой учителем, обсуждают
обложку к первому изданию «Мёртвых душ» (с. 173 в учебнике), макет
которой был разработан самим Гоголем[3], и приходят к выводу, что она зримо отражает авторский замысел.
Его грандиозность («Вся Русь явится в нём!»), своеобразие главного героя (собирательный образ России) определяют выбор жанра «Мёртвых душ»: перед нами поэма,
лиро-эпическое произведение, в котором лирические отступления занимают важнейшее место и дают автору возможность прямо высказывать свои суждения об изображаемых
явлениях и открыто обращаться к читателям. Иными словами, функции лирических отступлений в этом произведении Гоголя — оценка, обобщение, призыв.
Предлагаем учащимся с помощью конкретных примеров из текста продемонстрировать, как в лирических отступлениях реализуются эти художественные задачи. В этом нам может
помочь проверка той части домашнего задания, которая предполагала подготовку выразительного чтения одного из лирических отступлений по выбору учащихся.
Ученики обосновывают свой выбор, читают текст, высказывают собственные суждения о нём.
Затем все наблюдения и впечатления, почерпнутые на этом этапе урока, девятиклассники отражают во вступительной части разрабатываемого плана:
I. Вступление. Замысел «Мёртвых душ» определяет жанр произведения (это лиро-эпическое произведение, поэма), который даёт писателю возможность
прямого высказывания. Образ автора в поэме благодаря этому приобретает важнейшее значение: в лирических отступлениях отражаются его оценки, обобщения
и призывы.
III. Далее мы рассматриваем
не менее сложную проблему:
Как, в какой последовательности раскрывается в первом томе поэмы образ автора? Есть ли в расположении лирических отступлений некая система, или, как у Пушкина
в «Евгении Онегине» (вспомним его суждение о том, что «роман требует болтовни»), они возникают как бы случайно, по прихоти автора?
Помочь ответить на эти вопросы поможет обращение к заданию 5 учебника ко всему тексту поэмы, которое учащиеся должны были подготовить дома. К образу дороги мы уже
не раз обращались на предыдущих уроках.
Идея движения от тьмы к свету — основа развития сюжета. Однако она своеобразно преломляется и в лирических отступлениях. Чтобы осмыслить это, учитель обращает
внимание класса на задание 16 ко всему тексту, выполнить которое помогает учащимся таблица, разработанная на предыдущих уроках.
В результате обсуждения девятиклассники приходят к выводу: темы и идеи, отражённые в лирических отступлениях, тоже даны в некоем развитии — от гневного
сатирического обличения, которыми полнятся первые главы, к утверждению идеала в главах, завершающих первый том. Позже Гоголь в «Авторской исповеди» чётко выразит мысль
о двойственности своего взгляда на действительность, которая максимально полно отразилась в поэме «Мёртвые души»: «Я думал, что лирическая сила, которой у меня был
запас, поможет мне изобразить так эти достоинства, что к ним возгорится любовью русской человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так ярко
изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашёл их в себе самом».
Все эти наблюдения и выводы формулируем в виде следующего положения плана:
II. Основная часть:
1. Движение тем и настроений в лирических отступлениях. Чем оно обусловлено? Образ дороги, который связывает все части повествования и направляет развитие сюжета,
определяет и динамику тем лирических отступлений — от пафоса отрицания, обличения к пафосу утверждения.
IV. На следующем этапе урока
вновь можно обратиться к выразительному чтению и к работе с таблицей, чтобы текстуально подтвердить, что в первых главах поэмы Гоголь решает задачу обличения.
Ученики вспоминают лирические отступления о «толстых» и «тоненьких», которых автор сравнивает с «мухами на белом сияющем рафинаде»; об «умении на Руси обращаться»; о
лужёных желудках господ «средней руки», для которых жизнь сводится к потреблению и обжорству.
Особо выделяются в этих главах лирические отступления, которые характеризуют образы помещиков, придавая им поразительную обобщающую силу: это и размышление автора
о «задоре», которого напрочь лишён Манилов; и сопоставление Коробочки и её высокородной сестры; и мысли писателя об «исторических» людях типа Ноздрёва, о тех, кто
своей жизненной хваткой напоминают кулак, в главе о Собакевиче, наконец, о «прорехах на человечестве», подобных Плюшкину. Все эти лирические отступления придают
образам «небокоптителей» обобщающую силу и дают возможность понять, каково отношение автора к таким явлениям, как маниловщина, ноздрёвщина и т. п.
Своего накала пафос обличения достигает в шестой главе: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду?
Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».
Все эти наблюдения, сделанные под руководством учителя, фиксируем в краткой формулировке плана:
2. Пафос отрицания в лирических отступлениях:
а) обличение автором разнообразных социальных и нравственных пороков;
б) роль лирических отступлений, посвящённых образам помещиков;
в) возмущение автора картинами духовного падения человека.
V. Образ автора
неотделим от его размышлений о назначении писателя, которые не случайно возникают в седьмой главе: именно она становится переломной в развитии тем и настроений
в первом томе: начиная с неё, в поэме всё отчётливее начинает звучать тема народа и родины, а критицизм писателя — перерастать в проповедь добра.
Позже в «Авторской исповеди» Гоголь заметит: «В моём сердце обитало всегда желание добра, и единственно из-за него я взялся за перо».
В плане учащиеся записывают:
3. Лирические отступления о назначении писательского труда (седьмая, одиннадцатая главы):
а) гоголевский смех сквозь слёзы — единство обличения и сострадания, неотделимого от любви;
б) гласность как чёткое проявление подлинного патриотизма, как стремление обличить зло ради добра и справедливости.
Дома учащиеся должны были обобщить результаты предыдущего урока по теме «Как рассматривается тема России в лирических отступлениях?». Обобщая сообщения
девятиклассников, записываем в разрабатываемом плане:
4. Пафос утверждения связан в поэме с изображением в ней народа и родины. Как развивается тема России в лирических отступлениях? Какие чувства автора
они отражают (любовь к Отчизне, веру в её светлое будущее). Почему поэму венчает образ «птицы тройки»?
VI. Одна из частей
домашнего задания к этому уроку —
выполнить задание 19 учебника ко всему тексту.
На данном этапе урока учащиеся, опираясь на изученное ранее, пытаются самостоятельно комментировать те нравственные проблемы, которые рассматриваются автором в
лирических отступлениях.
Результаты этой работы девятиклассники с помощью учителя фиксируют в плане:
5. В своей поэме писатель стремится прямо воздействовать на читателя, в своих лирических отступлениях он поднимает нравственные проблемы, которые
волновали и будут волновать человечество. Важнейшие лирические отступления на эту тему:
а) призыв автора сохранять на всём жизненном пути пылкость, чистоту и духовные порывы юности (шестая глава);
б) осуждение «пошлости пошлого человека», занятого подменой ценностей, забывающего о своём высоком предназначении (одиннадцатая глава);
в) напоминание о прямой и светлой дороге к храму, о которой забывает человечество, гоняясь за «болотными огнями» (десятая глава).
Завершая эту объёмную и сложную работу, позволившую на новом уровне обобщить материал всех предыдущих уроков, совместно с учениками обсуждаем заключение
предполагаемого сочинения по разработанному плану:
III. Заключение. Становится понятным, что великая книга Н. В. Гоголя — это призыв к каждому из нас: «Будьте не мёртвые, а живые души».
VII. Домашнее задание:
1) дополнить таблицу по результатам данного урока;
2) подготовиться к итоговому сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». |
|
УРОК 91
Сочинение по поэме
Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Задачи урока: подвести итоги изучения поэмы Н. В. Гоголя; проверить знание текста поэмы; закрепить навык подбора цитат по определённой теме; проанализировать
соотношение темы и отобранного для её раскрытия материала; разработать планы к предложенным темам.
Основные виды деятельности: слово учителя; эвристическая беседа; составление планов; подбор цитат; работа со статьёй учебника; индивидуальные
задания.
Термины: художественный мир, авторская позиция, жанр, поэма, сюжет, композиция, система образов, герой, собирательный образ, образ-символ, образ
автора, лирические отступления, пафос, сатира, юмор, ирония, типичность.
Этапы урока:
I. Выбор тем для итогового сочинения
учитель должен сделать исходя из степени изученности поэмы, уровня класса, количества часов, затраченных на постижение произведения Гоголя, и,
наконец, из собственных предпочтений и направленности учебной деятельности.
Во вступительном слове
учитель поясняет задачи этого урока:
обобщить изученное, разработать планы к итоговому контрольному сочинению,
обсудить выбор цитат, закрепить навыки различных видов цитирования.
Девятиклассникам предлагается на выбор три темы обзорного характера. Достаточно сложные, они тем не менее систематически обсуждались на протяжении предыдущих уроков,
и учащиеся должны быть готовы к их разработке.
II. Основной этап урока
посвящён обсуждению тем сочинений и составлению планов.
Первая тема,
которая предлагается учителем, — «Образ дороги и его роль в поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».
Она выводит учителя и учеников на обсуждение сюжета, композиции и идейно-художественного замысла поэмы и тем самым способствует освоению на новом уровне и закреплению
сложнейших для девятиклассников знаний о структуре произведения, о способах воплощения авторских замыслов.
Работая над планом к данной теме,
ученики под руководством учителя отмечают, что вступление должно включать в себя сведения о замысле поэмы (изобразить «всю Русь») и её предполагаемой трёхчастности.
Важнейшую роль в осуществлении этих задач играет образ дороги, который объединяет все картины жизни, здесь изображённые, придаёт повествованию целостность.
В основной части последовательно рассматриваем, какую роль играет этот образ в поэме, какие идеи автора воплощает.
Во-первых, образ дороги организует сюжет (является сюжетообразующим): разъезды Чичикова по губернии с целью купли-продажи мёртвых душ позволяют Гоголю последовательно
отобразить разнообразные картины жизни. Образ брички Чичикова не случайно венчает обложку к первому изданию «Мёртвых душ» — он символизирует мобильность гоголевского
антигероя, его неудержимое движение по дорогам России.
Во-вторых, слово «дорога» у Гоголя, помимо своего прямого значения, приобретает переносное значение: это жизненный путь человека, на котором он нередко бездумно
растрачивает себя. Ученики вспоминают размышления автора о юности и старости в конце шестой главы, его лирическое отступление о своей миновавшей молодости, неразрывно
связанной с ощущением манящей вперёд дороги: «О моя юность! о моя свежесть!»
Кроме того, образ дороги в её переносном значении соотносится с судьбой родины, её пути от поругания к светлому будущему.
В-третьих, если рассматривать трёхчастный замысел поэмы, образ дороги приобретает мистико-религиозный смысл: это движение от бездн падения к возрождению души — путь,
по которому должны были пройти самые опустившиеся, опошлившиеся герои Гоголя.
Наконец, в-четвёртых, образ дороги в лирическом отступлении о «болотных огнях», которые вечно манят человечество (десятая глава), приобретает общечеловеческий
нравственный смысл: писатель призывает читателей искать свою дорогу к храму.
В заключение необходимо сделать вывод о смысловой многогранности образа дороги в поэме Гоголя и его разнообразных функциях.
Вторая тема,
которая обсуждается в классе, — «Русь весёлая и грустная в поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».
Как вариант может быть рассмотрена следующая формулировка: «Россия живых и мёртвых душ в изображении Н. В. Гоголя».
Это сочинение побуждает девятиклассников сосредоточиться на важнейшей для Гоголя теме России, на двойственности подхода к её рассмотрению, на роли лирических
отступлений, в которых она развивается. Пониманию и истолкованию этой сложной для учащихся проблемы могут способствовать строки из стихотворения Н. А. Некрасова
«Блажен незлобивый поэт…» («И веря и не веря вновь / Мечте высокого призванья, / Он проповедует любовь / Враждебным словом отрицанья…»); высказывание А. И. Герцена
(«„Мёртвые души“ Гоголя… горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там
он видит удалую, полную силы национальность») и, наконец, суждение самого Н. В. Гоголя из «Выбранных мест из переписки с друзьями» («Бывает время, когда нельзя иначе
устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости»).
Все эти суждения уже известны учащимся, но, применённые в новой учебной ситуации, они открываются новыми гранями смысла и помогают девятиклассникам выявить и
обосновать подход ко второй теме.
Третья тема,
предлагаемая на выбор, — «Почему герои Гоголя кажутся нам «„знакомыми незнакомцами“» (В. Г. Белинский)?».
Она предполагает обращение к анализу системы образов произведения, к освоению художественных принципов изображения человека у Гоголя и истолкованию понятия
«типичность».
Опираясь на изученное ранее, учащиеся отмечают, что герои Гоголя, с одной стороны, обладают поразительной узнаваемостью, причём автор «Мёртвых душ» последовательно
подчёркивает это для того, чтобы каждый из нас задумался, а нет ли и у нас сходства с его отрицательными персонажами. Надо отметить, что ему блестяще удаётся решить
эту нравственную задачу.
Подтверждение этому находим в высказываниях современников писателя.
«Не все ли мы после юности, так или иначе, ведём одну из жизней гоголевских героев? — Один остаётся при маниловской тупой мечтательности, другой — буйствует a la
Nosdreff, третий — Плюшкин...» — с горечью размышляет А. И. Герцен.
«Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, — то непременно найдёт в себе, в большей или
меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя», — утверждает В. Г. Белинский.
С другой стороны, герои Гоголя представляют собой образы колоссальной обобщающей силы, и это учащимся предстоит доказать.
В менее подготовленных классах учитель может сосредоточить внимание учащихся на темах, предполагающих рассмотрение более узких аспектов анализа текста поэмы. В таком
случае итоговыми письменными работами могут стать:
• сочинения-характеристики одного из персонажей поэмы;
• сочинения сопоставительного характера;
• сочинения, сосредоточивающие внимание учащихся на отдельных художественных приёмах и средствах воплощения тех задач, которые ставит перед собой автор «Мёртвых душ».
В первом случае
мы предлагаем тему «Образ Чичикова и приёмы его создания в поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».
Разрабатывая план к этой теме, следует обратить внимание на следующие аспекты её рассмотрения:
почему мы называем Чичикова антигероем?
В чём заключается суть его аферы?
Каково отношение автора к своему герою («Итак, припряжём подлеца!»)?
Какие приёмы использует Гоголь для создания этого персонажа?
Какую роль играют портрет героя, его поступки, характеризующие его детали — бричка, шкатулка, разнообразные фраки, «полтина меди на расход», подаренная отцом?
Каковы этапы «биографии» Чичикова? Почему его предыстория дана в последней главе?
Какие лирические отступления связываются с этим персонажем?
К чему призывает Гоголь читателя, создавая образ этого «рыцаря копейки»?
Сочинение второго типа
может быть написано на тему «Роль сопоставления Манилова и Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».
Выстраивая план к этой теме, не забываем о том, что сам Гоголь предопределил последовательность сопоставления героев: композиционно все помещики, в том числе
Манилов и Плюшкин, выписаны по одной схеме, которую мы обсуждали на уроке.
Однако ограничиваться только этим не следует. Сопоставляя этих гоголевских персонажей, важно выявить причины, по которым писатель открывает галерею образов помещиков
образом Манилова, а завершает её образом Плюшкина.
Почему только у этих помещиков есть предыстории?
Какие параллели возникают между образом жизни Манилова и образом жизни Плюшкина?
Можно ли и Манилова назвать «прорехой на человечестве»?
Какие лирические отступления в главах о Манилове и Плюшкине придают этим образам обобщающую силу?
Темы сочинений третьего типа
могут быть разнообразны.
Разрабатывая их, учитель может учитывать те аспекты работы над текстом, которые особенно заинтересовали учеников.
Такими темами могут стать
«Роль детали в первом томе поэмы Н. В. Гоголя „Мёртвые души“»,
«Роль пейзажа в поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“»,
«Роль лирических отступлений в шестой главе поэмы Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» и др.
III. Самостоятельная работа учащихся
над черновым вариантом сочинения
проводится при участии учителя, который даёт советы по отбору и расположению материала, цитированию, оформлению выводов.
IV. Домашнее задание:
дать развёрнутый ответ на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, книга Н. В. Гоголя о судьбах России осталась незавершённой?» |
|
УРОК 92
Анализ сочинений по поэме
Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Задачи урока: подвести итоги изучения поэмы Н. В. Гоголя; проверить знание текста поэмы; обсудить с учащимися соотношение темы и отобранного для её раскрытия
материала в их письменных работах; закрепить навык самостоятельного редактирования собственного текста.
Основные виды деятельности: слово учителя; самостоятельная работа над ошибками; эвристическая беседа.
Термины: художественный мир, авторская позиция, жанр, поэма, сюжет, композиция, система образов, открытый финал, герой, собирательный образ,
образ-символ, образ автора, лирические отступления, пафос, сатира, юмор, ирония.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
может состоять из двух частей:
1. Следует отметить, что на этом уроке речь пойдёт об одной из последних больших письменных работ, выполненных учащимися в рамках подготовки к итоговой аттестации.
Важно выявить, насколько сочинения соответствуют требованиям предстоящей аттестации, в каких доработках нуждаются.
2. Кроме того, надо подчеркнуть, что это последний урок по изучению творчества Н. В. Гоголя в 9 классе, в частности его поэмы «Мёртвые души». Казалось бы, нами
подведены итоги, сделаны выводы. Но как открытый финал поэмы, которая осталась незавершённой, так и наше восприятие этого выдающегося произведения должны оставаться
открытыми для новых его истолкований и прочтений.
II. Анализ сочинений
проводится по традиционной методике:
учитель объявляет результаты проделанной работы, зачитывает лучшие сочинения, комментирует свои оценки.
Учащиеся, обсуждая их, высказывают свои замечания и предлагают свои варианты того, чем можно дополнить тексты, что является в них лишним, т. е. не соответствующим
избранной теме.
Кроме того, анализируемые работы всегда нуждаются в стилистическом комментарии. Учитель приводит примеры наиболее удачно и неудачно сформулированных мыслей,
рассматривает типичные речевые ошибки, которые желательно классифицировать (например, повторы, необоснованные снижения стиля). Такого рода ошибок
всегда обнаруживается в сочинениях девятиклассников достаточно много: темы сочинений, которые осваиваются на этом этапе литературного образования, предполагают и
владение терминологическим аппаратом, языком современного литературоведения, а его освоение учащимися этого возраста представляет собой весьма сложный процесс.
III. Самостоятельная работа
над ошибками
проводится под контролем учителя.
Освоение приёмов саморедактирования, пожалуй, самый важный аспект в овладении письменной речью: умение заметить свою ошибку и понимание того, как её исправить,
создают предпосылки для написания успешной работы.
IV. В заключительной части этого урока,
на котором проводится скрупулёзная работа над текстами сочинений, можно вновь привлечь внимание учащихся к поэме Н. В. Гоголя в подтверждение той мысли, которая была
высказана во вступительном слове учителя.
Финал нашего общения с этим произведением остаётся открытым. На многие вопросы, поставленные Гоголем, нам ещё предстоит ответить в дальнейшем, и, чем старше становится
человек, тем больше загадок он обнаруживает в гоголевских «Мёртвых душах». Одну из таких загадок мы уже обнаружили: почему книга Гоголя о судьбах России осталась
незавершённой?
В учебнике предлагается материал, который помогает выдвинуть и обосновать свою версию этой нерешённой проблемы, но конечно же главный источник, побуждающий нас ставить
вопросы и искать ответы, — это текст поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
V. Домашнее задание:
познакомиться с материалами рубрики учебника «Мир в слове» («Поле») и подготовить устное сообщение «Образ поля в русской литературе».
Следующие уроки: Урок 93. Практикум. Анализ вставного текста в эпическом произведении >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф.
Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). ( вернуться)
2. Гравюра по рис. П. М. Боклевского «Чичиков» с текстом –
Петр Михайлович Боклевский (1816–1897) – один из крупнейших русских художников-иллюстраторов. Работал и над графическим воплощением персонажей из
произведениий Н. В. Гоголя, среди них – «Альбом гоголевских типов».
В 1902 году в фототипии Шерера, Набгольца и Ко была выпущена серия из 30 открытых писем «Типы "Мертвых душ" Н. В. Гоголя. Художник П. М. Боклевский». Каждый портрет
сопровождался фрагментом из произведения, относящегося к описанию изображенного персонажа. Серия переиздана в 1909 году. ( вернуться)
3. Обложка первого издания поэмы "Мертвые души". 1842 г. Рисунок Н. В. Гоголя. – Н. В. Гоголь
нарисовал обложку для своей будущей книги перед первым её изданием в 1842 году.
Слово «поэма» выделено самыми крупными буквами и окаймлено головами двух богатырей. Это был как бы подзаголовок, имевший своей целью помочь читателю правильно понять
истинный смысл произведения.
Весь рисунок знаменитой обложки – бричка Чичикова, бутылки, бокалы, танцующая пара и вьющиеся вокруг причудливые завитки с зловещими черепами, – весь этот рисунок
сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано белым по черному. Обложка хорошо иллюстрировала основную мысль Гоголя. Черной силе «мертвых душ»
противостояло светлое, жизнеутверждающее начало – мечта о счастливой России и свободном русском человеке. Необычное сочетание черепов и арабесок, а также
симметричные позы полулежащих скелетов на обложке поэмы напрямую отсылают к Крипте капуцинов: в одном из ее помещений можно увидеть два симметрично расположенных
скелета в точно такой же позе, как на рисунке Гоголя, на фоне стены, украшенной черепами и арабесками из костей. ( вернуться)
|
|
<
Приезд Чичикова к Плюшкину
Черная акварель Петра Соколова, 1890 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|