Главная |
|
|
Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево |
|
|
Гимназический портрет Н.В.Гоголя.
Гравюра на дереве по оригиналу неизвестного художника. 1827. ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н. В. ГОГОЛЯ |
|
Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика В. А. Гоголя-Яновского, коллежского
асессора, и M. И. Косяровской. Родители Гоголя владели 1000 десятинами земли и 400 душами крепостных. В семье было шестеро детей.
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название – Яновщина). Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына,
на которого, однако, влияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его пророчество о Страшном суде и идея загробного воздаяния.
В 1818-19 годах Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила
Сорочинского, проживая у него на квартире.
В мае 1821 г. Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях – как художник-декоратор и как
актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии,
историческую поэму, повесть). Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной",
он мечтает о юридической карьере.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809–1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения,
Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь
печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма не заинтересовала читателей и вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого. В июле 1829
Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля
1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта В. И. Панаева.
Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений,
запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830)
Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Он знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом
становятся довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина".
Материальное положение Гоголь упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки,
а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории в Патриотическом институте.
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831–1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. После выхода 2-й части "Вечеров" Гоголь
в июне 1832 приезжает в Москву знаменитым писателем. Он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. Н. Загоскиным, И. И. Дмитриевым.
В 1833 г. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу.
Очень важным, едва ли не основным направлением своей деятельности Гоголь считает изучение истории - украинской и всемирной.
В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Одновременно с педагогической
работой и трудами по истории, о которых Гоголь довольно широко оповещает друзей, он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его
сборника - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые опубликована
в книге "Новоселье" в 1834 г.).
Выход в свет "Арабесок" (1835 г.) и "Миргорода" (1835 г.) ознаменовал шаг Гоголя в сторону реализма. Стремление к "обыкновенному" означало перемену
в предмете изображения: вместо сильных и резких характеров - пошлость и безликость обывателей, вместо поэтических и глубоких чувств – вялотекущие, почти
рефлекторные движения. В повестях же из петербургской жизни призрачной становилась сама "обыкновенная" жизнь. Проявления призрачности – бесконечный ряд
немотивированных, нелогичных или внутренне непоследовательных движений, фактов и явлений, от поступков персонажей до обособления и автономности деталей
туалета, внешнего антуража, а также органов и частей человеческого лица и тела.
Верх гоголевской фантастики – "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции
искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального
прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
Осенью 1835 г. Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г.
он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале–марте уже занят ее постановкой на
сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая – премьера в Москве, в Малом театре.
Глубина комедии не была отражена ее первыми постановками, придавшими ей налет водевильности и фарса; особенно обеднен был образ Хлестакова игравшими
эту роль Н. О. Дюром в Петербурге и Д. Т. Ленским в Москве. Гораздо большее понимание обнаружила критика, отметившая оригинальность комедии, назвавшая
автора "великим комиком жизни действительной". Однако первыми по времени прозвучали резко недоброжелательные отзывы Ф. В. Булгарина, обвинившего
писателя в клевете на Россию, и О. И. Сенковского, который считал, что комедия лишена серьезной идеи, сюжетно и композиционно не оформлена.
На Гоголя эти отзывы произвели гнетущее впечатление, и в июне 1836 г. он уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).
Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835,
до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно
гнетущее чувство.
В ноябре 1836 Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее
его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 г.
впервые приезжает в Рим, где проводит время в обществе художника А. А. Иванова, И. С. Шаповалова, а также княгини 3. А. Волконской.
В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" – вначале в доме Аксаковых, потом, после
переезда в октябре в Петербург,– у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
9 мая 1840 на праздновании своих именин, устроенном в доме Погодина в Москве, Гоголь встречается с М. Ю. Лермонтовым. Спустя 9 дней вновь покидает Москву,
направляясь в Италию для окончательной отделки 1-го тома. С конца сентября 1840 по август 1841 Гоголь живет в Риме, где завершает 1-й том поэмы.
В октябре через он Петербург возвращается в Москву; читает в доме Аксаковых последние 5 глав.
В январе 1842 г. писатель переправляет рукопись с В.Г. Белинским в Петербургский цензурный комитет. 9 марта книга была разрешена
цензором А. В. Никитенко, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине", текст которой Гоголь вынужден был переработать.
В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" (т. 1, М., 1842) вышли в свет.
В июне 1842 г. Гоголь вновь уезжает за границу. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке
собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843, так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842–1845), последовавшее после отъезда писателя за границу,– период напряженной и трудной работы над 2-м "Мертвых душ".
Гоголь заставляет себя писать, преодолевая душевную усталость и творческие сомнения. В Остенде летом 1844 особенно
сблизился с А. П. Толстым, бывшим тверским губернатором и одесским военным губернатором. Беседы с ним относительно обязанностей высших чиновников легли
затем в основу письма XXVIII из "Выбранных мест..." – "Занимающему важное место".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается
во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой – то в Галле,
то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома.
Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" – "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно
были показаны "пути и дороги" к идеалу.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию: и объяснения, почему до сих пор
не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей – сомнение в действенной, учительской функции художественной
литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. В измене своему призванию обвиняли Гоголя многие его друзья, прежде всего С. Т. Аксаков.
Резкой критике "Выбранные места" были подвергнуты В.Г. Белинским.
Все эти отклики настигли писателя в дороге: "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как
я еще остался жив".
В середине октября 1848 года Гоголь живет в Москве. В 1849–1850 гг. Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение
и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией.
В июне 1851 г. в Москве следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре,
с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.
1 января 1852 Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса,
толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его
терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда.
В конце января–начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным,
однако есть указание на то, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг их вредным влиянием, какое они будут иметь.
7 февраля 1852 г. Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся
к различным черновым редакциям; опубликованы 1855).
Утром 21 февраля 1852 г. Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
|
|
|
|
Субботнее собрание у В. А. Жуковского. 1834–1836.
Картина работы А. Н. Мокрицкого, Г. К. Михайлова и других художников школы А. Г. Венецианова.
На картине изображен большой кабинет Жуковского в Шепелевском дворце. Присутствуют Пушкин, Гоголь (в центре, рядом с Пушкиным), Глинка, Крылов, Кольцов и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гоголь на репетиции «Ревизора». Рис. П. Каратыгина. 1836 г. |
|
|
Ночь перед рождеством.
Н. Гоголь. – Нар. изд. – Москва : кн. маг. В. Думнова, п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1887 |
|
|