Анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
 
«Русь»
Черная акварель А. М. Лаптева
«Мертвые души», издание Детгиза, 1952 г.
 
Рис. П. М. Боклевского
«Губернский олимп» с текстом.
Иллюстрация
к поэме «Мёртвые души»[2]
 
 

Приезд Чичикова в гостиницу
Черная акварель Петра Соколова,
начало 1890-х гг.
 
 
 
 
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)


12 ЧАСОВ

9 класс[1]


Уроки 81–82. Биография и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Шинель»

Урок 83. Сюжет и композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». История замысла и жанровое своеобразие

Урок 84. Изображение жизни губернского города

Урок 85. Образы помещиков

Урок 86. Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы поэмы

Урок 87. Идейно-композиционная роль «Повести о капитане Копейкине»

Урок 88. Образ Чичикова

Урок 89. Тема народа и Родины в поэме «Мёртвые души»

Урок 90. Образ автора в поэме «Мёртвые души»

Урок 91. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Урок 92. Анализ сочинений по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

УРОК 83
Сюжет и композиция поэмы
Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
История замысла
и жанровое своеобразие

Задачи урока:
познакомить учащихся с историей замысла поэмы «Мёртвые души»; соотнести сюжет и композицию поэмы с «Божественной комедией» Данте Алигьери; создать установку на чтение и анализ первого тома поэмы; по ходу чтения начать работу над основными образами произведения.
Основные виды деятельности: лекция учителя; сообщения учащихся; презентации; работа с учебником; комментированное чтение; беседа по вопросам.
Термины: сюжет, экспозиция, завязка, система образов, композиция, повествование, лирические отступления.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме урока

вернёт учащихся к тем вопросам, которые уже звучали на уроке, посвящённом биографии писателя.

История создания поэмы «Мёртвые души» связана с последним периодом творчества Гоголя, его духовным кризисом.

Грандиозный замысел поэмы не имеет аналогов в русской литературе, поражает своими масштабами и вызывает (как это отметили и многие современники писателя) сомнения в самой возможности его реализации.

II. Устные сообщения учащихся
об истории замысла и о работе Н. В. Гоголя над поэмой «Мёртвые души», а также презентации «Гоголь в Риме» и «Гоголь в Иерусалиме и Оптиной пустыни» дополнят материал учебника и подготовят к характеристике замысла сюжета («вся Русь явится») и трёхчастной композиции поэмы.

Отдельно следует остановиться на сути той аферы, которую предпринимает Чичиков (покупка числившихся по переписи, но уже мёртвых крестьян «на вывод»). К ней неоднократно будут возвращаться учащиеся, анализируя отдельные главы и образы поэмы. Её описание и станет основным событием первого тома, к чтению и анализу которого нужно приступить уже на этом уроке.

Учащиеся найдут в учебнике характеристику первого тома как картины «ада» русской действительности, изображения ещё не «всей Руси», а Руси только «с одного боку».

Анализ обложки первого тома, проект которой разработал сам Гоголь[3], наглядно демонстрирует мистическую картину жизни, которой как будто противопоставлено слово «ПОЭМА», набранное самыми крупными буквами. Уже здесь проявляется максимализм автора, поставившего перед собой изначально практически невыполнимую задачу, что подтверждает и выбор двух самых презренных героев — подлеца Чичикова и «прореху на человечестве» Плюшкина — для прохождения ими сложного пути от бездн падения к духовному возрождению.

III. Разговор об особенностях сюжета
и композиции поэмы «Мёртвые души»

продолжается в ходе комментированного чтения и анализа первой главы (по вопросам 1—6 учебника к этой главе).

Образ брички, который венчает обложку первого тома, открывает повествование. Почему, как вы думаете? Какую тему тем самым задаёт Гоголь?

Тема дороги становится сквозной, сюжетообразующей, и мы вместе с гоголевским героем начинаем странствия по страницам поэмы. Какие особенности личности Чичикова заключены в его портрете? С какой целью автор настойчиво повторяет все эти «не» и «ни»?
(Гоголь тем самым иронично подчёркивает аморфность, «хамелеонство», внешнюю благопристойность и в то же время ускользающую обтекаемость, «незапоминаемость», столь необходимую для профессионального афериста.)

Обратим внимание учащихся на, казалось бы, проходную сцену диалога «двух русских мужиков» у дверей кабака.

Какую роль она играет в создании картины Руси, взятой «с одного боку»? Как характеризует манеру повествования Гоголя?
(Кажущаяся на первый взгляд случайной, непоследовательной, излишней по своей детализации, такая повествовательная манера призвана подчеркнуть абсурдность изображаемого, обнаружить «морок бессмыслицы» в мире мёртвых душ.)

Первая глава — отправная точка развития сюжета, из неё «прорастают» все основные темы и мотивы первого тома поэмы (учитель может обозначить их в виде сжатого плана, комментарии к пунктам которого будут появляться по ходу изучения текста).

Обратим внимание на то, что здесь, в частности, задаётся столь важная для Гоголя тема «Город». Предложим учащимся прокомментировать образ Города, возникающий здесь.

Как проявляется в создаваемой картине авторская ирония? Какие приёмы использует Гоголь для создания уникального художественного эффекта — соединения юмора, сатиры и неизбывной тоски?

Визиты Чичикова, его поведение на «вечеринке» у губернатора, его способность завоевать симпатии всех и каждого, даже такого человеконенавистника, как Собакевич, роль лирического отступления о «толстых» и «тоненьких» — всё это анализируется в классе.

Завершая эту работу, мы вновь возвращаемся к проблеме жанра произведения, отмечаем, что повествование и лирические отступления в «Мёртвых душах» не просто чередуются (как в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), а представляют разные стилевые стихии (сатирическая, публицистическая, иногда проповедническая и всё чаще к финалу первого тома — лирическая, возвышенная, устремлённая к идеалу).

IV. Учитель обобщает результаты работы
с текстом первой главы:


«Итак, мы знали заранее, в чём смысл аферы Чичикова, с какой целью он приехал в далёкий провинциальный город. Как видим, он очень хорошо провёл подготовительный этап. Теперь дело будет продолжено в имениях местных помещиков (Чичиков уже познакомился с Маниловым, Собакевичем и Ноздрёвым)».

V. Домашнее задание:

1) прочитать вторую главу поэмы и ответить на вопросы 1 и 2 учебника к этой главе;

2) письменно выполнить задание 3 к первой главе поэмы;

3) подготовить план устной характеристики губернского общества.

Индивидуальные задания:
подготовить сообщение о русской провинции на основе справочной литературы и ресурсов Интернета.


УРОК 84
Изображение жизни губернского города
в поэме Н. В. Гоголя

Задачи урока:
обосновать типичность каждого из чиновников, раскрыть мастерство типизации и индивидуализации, присущее Н. В. Гоголю; прояснить значение образа Города как символа пустопорожнего существования мёртвых душ и как символа российской государственности; рассмотреть идею корпоративности власти, воплощённую в поэме; ввести понятие «социальная сатира», соотнести его с понятием «юмор»; продолжить работу по выявлению особенностей сюжета поэмы; закрепить навык характеристики собирательного образа (образа социальной группы)
Основные виды деятельности: беседа; комментированное чтение; чтение по ролям; презентация; устное словесное рисование; исследовательская работа; составление плана; записи в тетрадях; устная характеристика собирательного образа.
Термины: типизация и индивидуализация характера, система образов, собирательный образ, предметно-бытовая деталь, портрет, пейзаж, образ-символ, социальная сатира, юмор, конфликт, сюжет

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания

может быть проведена как письменная работа, посвящённая первым впечатлениям от прочитанных глав поэмы «Мёртвые души» (по выбору: о Чичикове или о губернском городе). Важно, чтобы в этих небольших по объёму работах девятиклассники отметили наиболее запомнившиеся детали, попытались дать им своё истолкование и обозначили те трудности, которые возникли у них при чтении поэмы.

Нужно учесть, что «Мёртвые души» — одно из самых сложных для восприятия современных школьников литературное произведение, поэтому необходимо чаще обращаться к чтению текста учителем, подготовленными учащимися, а также фрагментам аудио- и видеозаписей спектаклей и кинофильмов, созданных на основе сюжета гоголевской поэмы:

— фильм «Мёртвые души» (1960), режиссёр Л. Трауберг, в роли Чичикова — В. Белокуров;
— фильм-спектакль «Мёртвые души» (1969), режиссёр А. Белинский, в роли Чичикова — И. Горбачёв;
— фильм «Мёртвые души» (1984), режиссёр М. Швейцер, в роли Чичикова — А. Калягин.

II. Эпиграфом к уроку
становится следующее замечание Гоголя:

«Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как всё это возникло от безделия и приняло выражение смешного в высшей степени… Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью… Смерть поражает нетрогающийся мир».

Истолкованию и осмыслению этой идеи Гоголя посвящается последующий этап урока.

В своём вступительном слове учитель
настраивает учащихся на выявление типичности образов губернских чиновников (многое в их облике и поведении напомнит им чиновников из «Ревизора») и говорит о том, что скорее всего для реализации жульнической затеи Чичикова в этом обществе есть все необходимые условия и что только нелепая случайность может помешать главному герою осуществить свой план.

III. Следующая часть урока
посвящена чтению и анализу
лирического отступления о «тоненьких» и «толстых»

(задание 5 учебника к первой главе).

Погружаясь в иронические размышления Гоголя, девятиклассники обнаруживают, что и здесь (как и во многих других знакомых им произведениях классической литературы) правят и «обделывают дела свои» почти исключительно «толстые». В то же время автор настойчиво подчёркивает и неразрывную связь этих основательных «толстых» с суетливыми прожигателями жизни — «тоненькими». Что он хочет этим сказать, с какой целью не столько противопоставляет их, сколько сближает?

Как и в «Ревизоре», мы сталкиваемся в первой же главе поэмы с семейственностью, пустопорожним бездельем, праздностью, подменой целей и, конечно же, с попустительством. Речь идёт о неоказании противодействия беззаконию, снисходительном допущении зла и даже преступления во имя собственных интересов.

Почему мир этих «небокоптителей» Гоголь называет «нетрогающимся»?

Чтобы понять это, учитель может обратить внимание учеников на описание «лучших» людей города («Впрочем, если сказать правду, они все были народ добрый…») в 8 главе, в которой Гоголь с присущей ему едкой иронией, скрывающейся за мягким вроде бы юмором, создаёт собирательный образ губернского чиновничества и связанный с ним образ города, наименование которого, с одной стороны, подчёркивает его типичность, а с другой — указывает на его символический смысл (NN — Небытие, Ничто, Смерть).

Возвращаясь к лирическому отступлению из первой главы, задаём вопрос, связанный с идейно-композиционной структурой произведения: случайно ли помещение этого лирического отступления сразу после описания вечера в доме губернатора и непосредственно перед визитами Чичикова к помещикам?

Очевидна связь этого ироничного рассуждения автора с последующими событиями. Уже в первой главе Чичиков знакомится с местными помещиками, которые составляют важную часть губернского общества: они постоянно приезжают в город, устраивают здесь свои дела, заручаются необходимой поддержкой у чиновников, почти по-родственному проводят с ними свой практически не прекращающийся досуг.

Иными словами, Гоголь переносит свою ироническую классификацию с чиновников на помещиков, которых с такой же очевидностью можно разделить на «толстых» и «тоненьких» — на накопителей и расточителей. К какой из этих групп мы можем отнести первого из тех, кого посещает Чичиков?

IV. На этом уроке можно
перейти к чтению и анализу второй
главы поэмы

(вопросы и задания 1—5 учебника к этой главе), продолжая знакомиться с тем, как реализуется замысел Чичикова, какие препятствия возникают у него на пути, когда он выезжает за город с целью нанесения визита к помещикам.

Кроме того, нам важно понаблюдать за тем, какие средства использует писатель, чтобы добиться такого яркого эффекта разнообразия и самобытности изображаемых характеров. Основное внимание при этом следует уделить портрету персонажа, роли предметно-бытовой детали и пейзажа в его характеристике, а также лирическому отступлению, которое придаёт этому образу собирательное значение.

Особо следует остановиться на чтении по ролям и анализе сцены торга, ключевой в этой главе (задание 6 учебника). Именно здесь девятиклассники получают ещё одно свидетельство явного попустительства и нечистоплотности, распространённых среди губернских чиновников и помещиков. Манилов легко соглашается на заключение нечистой сделки. У него не возникает никаких сомнений по поводу её противозаконности. Он с удовольствием решает угодить милейшему Павлу Ивановичу.

V. Здесь уместно в итоге
обратиться к проблеме типичности гоголевских образов:
почему этих героев В. Г. Белинский называл «знакомыми незнакомцами»?

К этому вопросу можно вернуться и на следующих уроках, однако уже в образе Манилова мы находим множество человеческих слабостей, с которыми постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни: незавершённая отделка комнат, недочитанная книга, неисполненные (да и невыполнимые) проекты, чрезмерная «приятность» в общении («передано сахару»). Всё это позволяет нам говорить не только о конкретном персонаже — Манилове, но и о таком явлении нашей действительности и нашего национального характера, как «маниловщина», которое Гоголь первым выявляет и убедительно изобличает в художественном произведении.

Обратим внимание и на слово «задор», используемое Гоголем для обозначения особенно характерной черты конкретного человека. Вернёмся к этому понятию, когда будем говорить об образах помещиков на следующем уроке.

VI. Домашнее задание:

прочитать третью, четвёртую и пятую главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и ответить устно на вопрос 1 учебника к третьей главе и вопрос 2 к пятой главе.

Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение лирического отступления об умении на Руси «обращаться» (задание 2 учебника к третьей главе);
2) выполнить задание 7 учебника к третьей главе и задание 5 к четвёртой главе.


УРОК 85
Образы помещиков
в поэме Н. В. Гоголя

Задачи урока:
рассмотреть особенности построения глав поэмы, посвящённых визитам Чичикова к помещикам; отметить общее и индивидуальное в образах русских помещиков; закрепить навыки анализа эпизода эпического произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов поэмы; анализ текста; выразительное чтение; чтение по ролям; работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.
Термины: герой, сюжет, композиция, эпизод, лирическое отступление, портрет, интерьер, речевая характеристика.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о последовательности расположения типов русских помещиков в поэме «Мёртвые души» и о том, что жизнь всё-таки вносит некоторые коррективы в планы Чичикова (к Коробочке и Ноздрёву он попадает случайно) и как будто предупреждает героя («сильный удар грома» и перевернувшаяся бричка, столкновение брички с экипажем и появление «молоденькой незнакомки»).

Одна из основных задач урока — проследить, как строятся эпизоды, посвящённые торгу, как ведут себя помещики, какие чудеса изворотливости и актёрские способности должен проявить Чичиков, чтобы добиться своего.

II. Эпиграфом
к основной части урока

мы выбираем строки из Евангелия от Матфея:

«Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

Обратимся к ученикам: соотносится ли смысл и стиль этих строк с тем, о чём и как пишет Гоголь?

Полный и аргументированный ответ у них пока ещё вряд ли найдётся, однако вопрос учителя задаёт направление работе на этом и всех последующих уроках, побуждает искать за ироническими интонациями автора скрытый пафос, который по мере развития сюжета будет нарастать и зазвучит в полную силу в последних главах первого тома.

Приступая к анализу
образов помещиков,

напомним учащимся, что в произведениях Гоголя, особенно в «Ревизоре» и «Мёртвых душах», мы обнаруживаем два пласта, два уровня сатирического изображения жизни: уровень социально-исторический и уровень общечеловеческий. Осознать универсальный, общечеловеческий смысл образа Коробочки, как и образов всех прочих героев поэмы, ученикам весьма сложно.

Задача учителя — помочь им увидеть в этих героях не только помещиков-крепостников, что, несомненно, обладало актуальностью для современников Гоголя, но утратило столь важное значение для современного читателя. Необходимо обнаружить в этих героях скопище неистребимых пороков, ощутить мертвящую пустоту их выхолощенных душ, увидеть за обыденным мрак небытия.

Приступая к анализу
образа Коробочки
,
вспомним о том направлении в систематизации образов, которое обозначает Гоголь в лирическом отступлении о «толстых» и «тоненьких»: вслед за чиновниками всех помещиков можно разделить на накопителей и расточителей.

Если Манилов постепенно расточает свои богатства в своём «прекраснодушном мечтательстве», то Коробочка — явная стяжательница, недаром её образ ассоциируется с пестрядевыми мешочками, в которые она припрятывает свои «капитальцы».

Работа над образом ведётся по вопросам 3, 4, 5 учебника. Особое внимание уделяем последнему из них: этот вопрос выводит нас за рамки единичного образа-персонажа и побуждает к обобщениям, которые ученики могут сделать, опираясь на анализ второй главы, и подтвердить свои наблюдения, анализируя четвёртую и пятую главы.

Композиционную схему создания образов помещиков девятиклассники могут выполнить вместе с учителем, однако в сильном классе можно предложить ответить на 5-й вопрос самостоятельно в виде письменной работы.

Итак, описывая каждого из помещиков, Гоголь придерживается строгой композиционной схемы:
описание деревни, усадьбы,
портрета героя,
интерьера его дома,
обеда (если он предложен),
кабинета (если он имеется),
предшествующей сделке беседы и,
наконец, самой сделки как апофеоза усилий и устремлений Чичикова.

Почему Гоголь так последователен в изложении материала? Какие закономерности хочет обнаружить? Какую роль играет сцена купли-продажи мёртвых душ?

«Дубинноголовая» Коробочка совершенно не понимает самого «механизма» сделки, и главное, что движет ею (а потом и Собакевичем, и Плюшкиным), — желание не прогадать, извлечь для себя выгоду.

Обращаясь к вопросу 6, а затем и к вопросам 1, 2 учебника к четвёртой главе, приводим учащихся к выводу, что лирические отступления в этих главах способствуют выявлению типичности изображаемых персонажей. В то же время они подчёркивают индивидуальные свойства героев (стяжательство Коробочки, прожигание жизни Ноздрёвым, чьё существование сводится к беспорядочному потреблению и истреблению всего, что под руку подвернётся).

III. Комментированное чтение
и анализ четвёртой главы
«Мёртвых душ»

направляются вопросами 2, 3, 4 учебника.

Стоит обратить внимание и на такие дополнительные вопросы, которые проясняют поведение героев, направляют и предопределяют ход дальнейших событий:

1. Как в эпизоде общения с Чичиковым в трактире проявляется основная черта характера Ноздрёва — «страстишка нагадить ближнему»?

2. Что побуждает Чичикова принять спонтанно возникшее приглашение Ноздрёва, о котором тот вроде бы и забывает в процессе беспорядочной пьяной болтовни?

3. Какие последствия для Чичикова может иметь его роковое отступление от строго намеченного плана?

Беседа об образе Собакевича
строится по вопросам, предложенным в учебнике.

Особое внимание уделяем, как и прежде, сцене торга: как здесь раскрываются оба персонажа? Какова реакция Чичикова на Собакевича? Кому из них удаётся дезориентировать оппонента? Почему?

Завершая работу
на этом этапе урока,

обратимся к вопросу 6 учебника:

«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — писал Гоголь. Как вы объясните логику расположения образов русских помещиков во второй—шестой главах? Восстановите маршрут перемещений, блужданий Чичикова. Случайно ли то, что именно Плюшкин оказывается последним в галерее образов русских помещиков?

Этот вопрос поможет обобщить материалы беседы и наметить перспективу работы на следующем уроке. Чтобы ученики достаточно полно ответили на него, учитель может предложить им обратиться к статье учебника, в которой поясняется система образов помещиков.

IV. На этом этапе урока
учитель предлагает учащимся устно изложить их отчёты о выполнении индивидуальных заданий:

ученики выразительно читают и комментируют лирическое отступление об умении на Руси «обращаться» (задание 2 учебника к третьей главе «Мёртвых душ») и
описание шкатулки Чичикова (задание 7 учебника к третьей главе).

Первое из них подтверждает стремление Гоголя разоблачать социальные и нравственные пороки, второе даёт ключ к истолкованию сущности Чичикова, структуры его личности. Не случайно оба этих лирических отступления помещены в третью главу: они характеризуют гоголевского антигероя в его взаимодействии с Коробочкой и устанавливают несомненное сходство Павла Ивановича и Настасьи Петровны, которых объединяет почти маниакальное стяжательство, которого не занимать также и у Собакевича, и у Плюшкина.

V. Домашнее задание:

1) прочитать шестую главу поэмы и ответить на вопросы 1, 2, 4, 5 учебника к этой главе;

2) подготовить план анализа эпизода «Чичиков у Собакевича».

Индивидуальные задания:
подготовить презентацию «Герои Н. В. Гоголя в кино и изобразительном искусстве» (индивидуальное задание 10 учебника).


УРОК 86
Чичиков у Плюшкина.
Анализ шестой главы поэмы

Задачи урока:
проанализировать шестую главу поэмы «Мёртвые души», подготовить учащихся к устной характеристике типов русских помещиков, представленных в поэме; закрепить навык анализа эпизода литературного произведения; расширить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания (портрет, пейзаж, интерьер, предметно-бытовая деталь).
Основные виды деятельности: обсуждение плана анализа эпизода; чтение фрагментов поэмы; эвристическая беседа; презентация; работа с иллюстрациями; составление таблицы; самостоятельная письменная работа.
Термины: сюжет, сюжетная линия, эпизод, портрет, пейзаж, интерьер, предметно-бытовая деталь, символ.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

подготовит учащихся к анализу шестой главы, посвящённой «прорехе на человечестве» — истории помещика Плюшкина, который завершает своеобразную галерею образов помещиков.

Кроме того, важно напомнить девятиклассникам, что Плюшкин, как и Чичиков, мыслился автором как один из главных героев, который должен был в третьем томе поэмы прийти к духовному возрождению.

Убедительным ли кажется вам этот гоголевский замысел? Как готовит нас автор к такому предполагавшемуся изменению героя? Какие детали в описании Плюшкина и его усадьбы свидетельствуют о том, что внутренняя жизнь в нём не угасла? Ответы на эти непростые вопросы мы должны найти, анализируя текст шестой главы.

II. Презентация
«Герои Н. В. Гоголя в кино и
изобразительном искусстве»

позволит зримо представить Плюшкина в ряду его «собратьев», соотнести гоголевский текст с работами художников и актёров, а на IV этапе урока даст почву для составления собирательной характеристики русских помещиков и обсуждения вопроса о том, какой «задор» отличает каждого из них.

III. Чтение фрагментов
и анализ шестой главы поэмы

проводятся в соответствии с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике.

Вопрос 1 учебника позволяет определить основную тему этой главы — тему юношеской веры в высокое назначение человека и постепенной её утраты тем, кто бездумно бредёт по жизненному пути.

С какими лирическими отступлениями, которые мы обнаруживаем в конце главы, соотносятся размышления писателя, открывающие её? Какие настроения автора проявляются в них?

Ученики под руководством учителя выразительно читают и комментируют важнейшие для понимания авторской позиции лирические строки обращения к юношеству, пронизанные высоким проповедническим пафосом («Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»), и ироничные размышления Гоголя о «роковых словах», которые могут лишить высоких иллюзий молодое сердце, спустить с небес на землю и погрузить в серую, безнадёжную рутину («…и вновь пошла по-будничному щеголять перед ним жизнь»).

Становится очевидной кольцевая композиция этой главы, делающая особенно ощутимым стремление автора предостеречь читателя от обыденного и поэтому особенно страшного угасания и гибели души.

Вернёмся к эпиграфу, выбранному нами к предыдущему уроку: строки из Евангелия теперь открываются нам новыми гранями. Текст Гоголя, который до чтения шестой главы казался нам таким сатирически сниженным, теперь начинает звучать в унисон с высоким библейским текстом. Меняются интонации автора: от иронии он переходит к проповедничеству, его обличительный смех воочию сопрягается здесь с горькой мудростью человека, страдающего от несовершенства рода людского. Воистину это смех сквозь слёзы, о котором Гоголь будет размышлять в следующей, седьмой главе.

Чтобы понять, почему образы дороги, символизирующей жизненный путь человека, юности, наделённой романтическими порывами, и немилосердной, холодной старости сопрягаются с образом Плюшкина, вновь обратимся к тексту.

IV. Анализ образа Плюшкина
проводится по вопросам 2, 3, 4, 5 учебника к шестой главе «Мёртвых душ».

Одно из центральных мест на этом этапе урока следует отвести (задание 3 учебника к этой главе), о результатах которой учащиеся расскажут в конце урока (эту работу можно организовать и по группам).

Восстанавливая композиционную схему создания образов помещиков, девятиклассники не только повторяют содержание глав о Манилове, Коробочке, Ноздрёве и Собакевиче и в соответствии с последовательностью, установленной Гоголем, анализируют образ Плюшкина, но и пытаются ответить на вопрос, чем объясняется такое строгое соблюдение автором этой композиционной схемы.

Гоголь словно проводит некий научный эксперимент, исследуя среду обитания и поведение этих «уродцев», чтобы привести нас к выводу, что все они «мёртвые души», хотя абсурдно устроенная социальная действительность ставит их выше других. Не случайно Гоголь замечал, что эти его герои — «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других».

Не менее важна и вторая часть этого задания. Интересно, что только у Манилова, открывающего галерею образов помещиков, и у Плюшкина, её завершающего, есть предыстории. Восстановим их (следует обратить внимание учеников на то, что в них много общего).

С какой целью именно этих героев Гоголь наделяет неким намёком на развитие их судьбы? Сравнивая, от чего и к чему движутся эти герои, мы не можем не задуматься о собственной жизни и не воскликнуть вслед за Гоголем: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости… Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно! Могила милосерднее её, на могиле напишется: „Здесь погребён человек!“ — но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости».

В то же время, отвечая на вопросы 4 и 5 учебника, ученики не могут не заметить и того, что отличает Плюшкина от прочих персонажей. Изображая портрет этого героя, Гоголь подмечает, что его «маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». Несомненные авторские намёки на возможность перемен в Плюшкине содержатся и в предыстории героя, и в описаниях чёрствого «сухаря» (в соотнесённости с фамилией Плюшкина).

Особую роль начинает играть здесь пейзаж: описывая «заглохлый» сад в усадьбе этого героя, Гоголь обращает внимание читателя на «белый колоссальный ствол берёзы», который, пробиваясь сквозь бурелом вверх, к небу, символизирует победу жизни над смертью.

Убедительна или нет тема возрождения Плюшкина, способен ли Чичиков отречься от своих целей, может ли на Руси воплотиться идеал духовности, каждый читатель решает для себя сам.

Однако второй и третий тома поэмы не были завершены, и это, возможно, свидетельствует о том, что сам Гоголь не нашёл окончательного ответа на такие сложные и практически неразрешимые вопросы.

V. На этом уроке, завершающем работу
над первыми шестью главами,

учитель может предложить ученикам разработать таблицу, которая поможет закрепить изученное, структурировать новый учебный материал и вычленить те элементы изучаемого текста (пейзаж, лирические отступления), которые ускользают от внимания юного читателя, сосредоточенного прежде всего на развитии основной сюжетной линии. Перечислим её графы:

1. Номер главы, её содержание.
2. Лирические отступления, включённые в данную главу.
3. Пейзаж, его роль в этой главе.
4. Представители народа, которые появляются на страницах главы.

Особенно важна 2-я графа: заполняя её, учащиеся наблюдают за движением тем и настроений, отражённых в лирических отступлениях, последовательно выявляют авторскую позицию.

Заполнение 3-й и 4-й граф таблицы даёт обширный материал для рассмотрения темы народа и родины в «Мёртвых душах», а также помогает ответить на вопрос о приёмах и средствах создания образа (портрет, деталь, пейзаж и т. п.).

VI. Подведение итогов урока
можно провести в форме обсуждения финала главы о Плюшкине (задание 6 учебника).

Движение Чичикова по одному из кругов «ада» российской действительности завершено, круг замкнулся, но впереди опять дорога, опять бричка Чичикова несётся вперёд… Куда устремляется он, движение по какому «кругу» ему предстоит? Что ждёт героя в дальнейшем? Добьётся ли он своей цели?

Допустим, что его подстерегает неудача. Что он предпримет в дальнейшем? Что должно произойти в жизни этого героя, чтобы он изменился к лучшему?

Сравните Чичикова с Плюшкиным. Обратите внимание на то, что Плюшкин когда-то (до кончины жены) был рачительным хозяином и хорошим семьянином. Вспомните сцену встречи Чичикова с «молоденькой незнакомкой». О чём тогда подумал герой? Изменит ли его судьба свою траекторию?

VII. Домашнее задание:

1) прочитать седьмую—десятую главы поэмы, выявить темы, в них развивающиеся;

2) письменно выполнить задание 1 учебника к седьмой главе; подготовить выразительное чтение лирического отступления о двух типах писателей, анализу которого посвящено это задание;

3) перечислить чиновников губернского города NN, дать им краткую характеристику, подтверждающую слова Гоголя: «У меня каждый дурак глуп по-своему»;

4) подготовить краткий пересказ «Повести о капитане Копейкине», обосновать необходимость введения этого внесюжетного повествования в текст поэмы.

Следующие уроки: Урок 87. Идейно-композиционная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. Гравюра по рис. П. М. Боклевского «Губернский олимп» с текстом – Петр Михайлович Боклевский (1816–1897) – один из крупнейших русских художников-иллюстраторов. Работал и над графическим воплощением персонажей из произведениий Н. В. Гоголя, среди них – «Альбом гоголевских типов».
В 1902 году в фототипии Шерера, Набгольца и Ко была выпущена серия из 30 открытых писем «Типы "Мертвых душ" Н. В. Гоголя. Художник П. М. Боклевский». Каждый портрет сопровождался фрагментом из произведения, относящегося к описанию изображенного персонажа. Серия переиздана в 1909 году. (вернуться)

3. Обложка первого издания поэмы "Мертвые души". 1842 г. Рисунок Н. В. Гоголя. – Н. В. Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги перед первым её изданием в 1842 году.
Слово «поэма» выделено самыми крупными буквами и окаймлено головами двух богатырей. Это был как бы подзаголовок, имевший своей целью помочь читателю правильно понять истинный смысл произведения.
Весь рисунок знаменитой обложки – бричка Чичикова, бутылки, бокалы, танцующая пара и вьющиеся вокруг причудливые завитки с зловещими черепами, – весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано белым по черному. Обложка хорошо иллюстрировала основную мысль Гоголя. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жизнеутверждающее начало – мечта о счастливой России и свободном русском человеке. Необычное сочетание черепов и арабесок, а также симметричные позы полулежащих скелетов на обложке поэмы напрямую отсылают к Крипте капуцинов: в одном из ее помещений можно увидеть два симметрично расположенных скелета в точно такой же позе, как на рисунке Гоголя, на фоне стены, украшенной черепами и арабесками из костей. (вернуться)

 

Тройка Чичикова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика