Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»
Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль»
Урок 14. История Митрофана
Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии
Урок 16. Смысл финала комедии
УРОК 14
История Митрофана
Задачи: раскрыть смысл названия комедии Д. И. Фонвизина
«Недоросль»; рассмотреть средства характеристики Митрофана; подготовить учащихся к написанию сочинения на материале сюжета комедии.
Основные виды деятельности: чтение по ролям; ответы на вопросы; работа с текстом комедии; работа в группах; творческая работа.
Термины: диалог, речевая характеристика.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвящённого заглавному образу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
На уроке предстоит ответить на вопрос о том, почему именно недоросль Митрофанушка становится заглавным образом комедии и главным объектом сатиры драматурга.
II. Беседа об особенностях характеристики
образа персонажа в драматическом произведении:
1. Возможны ли прямые характеристики персонажа в драматическом произведении? В каком случае они близки авторской
оценке персонажа? Вспомните, какую роль играли в комедии классицизма герои-резонёры.
2. Какие художественные средства, приёмы используются для характеристики персонажа в драматических произведениях?
(Пейзаж, портрет, интерьер, поступки, оценки героя окружающими, речь, говорящее имя, диалоги, монологи, авторские комментарии.)
3. Какие из приведённых выше приёмов не используются в драматических произведениях?
III. Работа над характеристикой образа Митрофана
проводится по следующему плану:
1. Анализ говорящего имени.
Записи на доске:
Недоросль. 1. Так в России XVIII века называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на
государственную службу. 2. Разг. ирон. Недоучившийся, глуповатый молодой человек.
Митрофан — в переводе с греческого языка означает «подобный матери».
Действительно ли Митрофанушка глуп, или он, скорее, ленив, невежествен? В чём он подобен матери? В каких поступках,
взглядах на жизнь он как будто копирует её? Почему Простаков называет Митрофанушку маменькиным, а не батюшкиным
сынком? Учтите, что фамилия матери Митрофана, сестры Тараса Скотинина, до замужества — Скотинина. Кто же он по сути, Простаков или Скотинин?
2. Портрет.
Можно ли по тексту комедии «Недоросль» составить представление о портрете Митрофанушки? Попытайтесь это сделать.
Какие детали в тексте помогут вам нарисовать портрет Митрофанушки? Много ли вы нашли таких деталей?
3. Происхождение, возраст, образование и воспитание.
Проверяя знание текста, учитель обращает внимание восьмиклассников на то, что Митрофан Терентьевич — молодой дворянин, шестнадцатилетний
подросток, единственный сын помещиков Простаковых, баловень родителей и любимец кормилицы Еремеевны.
Отдельно следует сказать об образовании Митрофана.
Найдите высказывания Простаковой об образовании Митрофана («Уж года четыре как учится...»; «Последних крох не
жалеем, лишь бы сын всему выучился...» и др.). К чему сводится воспитание и обучение в доме Простаковых? Объясните
выражение: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-ка, на боку лёжа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?»
Почему, не видя внутренней необходимости, терпя «великие траты», Простакова учит Митрофанушку, нанимает ему учителей?
Историческая справка:
«По установленному при Петре и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую
Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его
предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через
пять лет при «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая
остаться дома только в том случае, если
родители обязывались обучить сына иностранному языку, арифметике, географии, Закону Божьему. В 15 лет юноша являлся
на новый смотр…» (см.: Кулакова Л. И. Д. И. Фонвизин: Биография писателя. — М.; Л.: Просвещение, 1966: см.
главу "Детство и юность Фонвизина").
4. Особенности характера, отношение к окружающим.
Какие сцены с участием Митрофана вам запомнились? Прокомментируйте одну из них. Как раскрываются в них характер,
устремления героя? Столь ли безобиден Митрофан с самого начала?
Проанализируйте отдельные его реплики:
«Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему»; «Ведь
здесь и река близко. Нырну, так и поминай, как звали»; «Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня
взманила, пеняй на себя».
5. Отношение окружающих к Митрофану.
На основе выполнения групповых заданий восьмиклассники могут сделать вывод о том,
как относятся к Митрофану
1) его домашние,
2) учителя и
3) положительные персонажи.
Здесь же с отчётом о выполнении домашнего задания (вопрос 7 учебника) выступит ученик, который расскажет о том, какую роль в пьесе играет образ Еремеевны.
6. Участие Митрофана в конфликте.
Как меняется поведение Митрофана после завязки конфликта?
Почему он так активно начинает играть роль соперника своего дядюшки?
7. Авторское отношение к Митрофану.
Учащиеся уже говорили об отношении к Митрофану положительных персонажей комедии, привели их высказывания. Возвращаясь к определению слова «резонёр»,
они могут сделать вывод и об авторской оценке этого персонажа.
IV. Чтение по ролям сцены
(или просмотр фрагмента спектакля) экзамена Митрофанушки (действие 4, явление 8).
Учитель приводит слова Н. В. Гоголя о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы».
Очевидно, что многое в комедии было взято из жизни
русского поместного дворянства. Многие из молодых дворян действительно получали плохое домашнее воспитание и образование, часто обучались иностранными учителями
(восьмиклассники помнят, например, историю Дефоржа в романе А. С. Пушкина «Дубровский»). Конечно, драматург
использовал художественное преувеличение, чтобы представить сатирический образ, показать, сколь пагубно для общества и самого человека невежество.
Впрочем, знаменитый историк В. О. Ключевский полагал, что преувеличения не было: «Эта комедия — бесподобное зеркало. Фонвизину в ней удалось стать прямо
перед русскою действительностью, взглянуть на неё просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооружёнными никаким стеклом». Учёный говорил не только о низком
уровне образования и культуры, но и о грубости нравов, неумении и нежелании жить по закону.
V. Подготовка к письменной работе
об одном дне из жизни Митрофанушки.
Восьмиклассникам можно предложить
два варианта работы:
а) описать тот день, который представлен в комедии (в соответствии с правилом трёх единств в драматическом произведении действие должно было
разворачиваться в пределах суток);
б) описать обычный день Митрофана (до начала представленных в комедии событий).
Учащимся предлагается выбрать необходимые для анализа сцены (сцена урока, ссора с дядей, экзамен, похищение Софьи, финал), прокомментировать
отдельные высказывания Митрофана, а также то, какими ремарками сопровождается его появление на сцене.
VI. Подведение итогов урока,
постановка проблемного вопроса, обращающего нас к финалу комедии, о котором ещё пойдёт речь на последующих уроках.
Историк В. О. Ключевский писал:
«Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться».
Как вы прокомментируете это высказывание?
VII. Домашнее задание:
написать небольшую творческую работу «Один день из жизни Митрофанушки».
Индивидуальные задания: выписать из текста комедии пять особенно значимых высказываний одного из положительных персонажей (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии >>>
|