История Митрофана (комедия «Недоросль»). Уроки литературы в 8 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет Д. И. Фонвизина.
Начало XIX в. Неизвестный художник с оригинала А.-Ш. Караффа. 1784-1785 гг. ИРЛИ РАН
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745 – 1792)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»

Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль»

Урок 14. История Митрофана

Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии

Урок 16. Смысл финала комедии


УРОК 14
История Митрофана

Задачи:
раскрыть смысл названия комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»; рассмотреть средства характеристики Митрофана; подготовить учащихся к написанию сочинения на материале сюжета комедии.
Основные виды деятельности: чтение по ролям; ответы на вопросы; работа с текстом комедии; работа в группах; творческая работа.
Термины: диалог, речевая характеристика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого заглавному образу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

На уроке предстоит ответить на вопрос о том, почему именно недоросль Митрофанушка становится заглавным образом комедии и главным объектом сатиры драматурга.

II. Беседа об особенностях характеристики
образа персонажа в драматическом произведении:


1. Возможны ли прямые характеристики персонажа в драматическом произведении? В каком случае они близки авторской оценке персонажа? Вспомните, какую роль играли в комедии классицизма герои-резонёры.

2. Какие художественные средства, приёмы используются для характеристики персонажа в драматических произведениях?
(Пейзаж, портрет, интерьер, поступки, оценки героя окружающими, речь, говорящее имя, диалоги, монологи, авторские комментарии.)

3. Какие из приведённых выше приёмов не используются в драматических произведениях?

III. Работа над характеристикой образа Митрофана проводится по следующему плану:

1. Анализ говорящего имени.


Записи на доске:

Недоросль. 1. Так в России XVIII века называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную службу. 2. Разг. ирон. Недоучившийся, глуповатый молодой человек.
Митрофан — в переводе с греческого языка означает «подобный матери».

Действительно ли Митрофанушка глуп, или он, скорее, ленив, невежествен? В чём он подобен матери? В каких поступках, взглядах на жизнь он как будто копирует её? Почему Простаков называет Митрофанушку маменькиным, а не батюшкиным сынком? Учтите, что фамилия матери Митрофана, сестры Тараса Скотинина, до замужества — Скотинина. Кто же он по сути, Простаков или Скотинин?

2. Портрет.

Можно ли по тексту комедии «Недоросль» составить представление о портрете Митрофанушки? Попытайтесь это сделать. Какие детали в тексте помогут вам нарисовать портрет Митрофанушки? Много ли вы нашли таких деталей?

3. Происхождение, возраст, образование и воспитание.

Проверяя знание текста, учитель обращает внимание восьмиклассников на то, что Митрофан Терентьевич — молодой дворянин, шестнадцатилетний подросток, единственный сын помещиков Простаковых, баловень родителей и любимец кормилицы Еремеевны.

Отдельно следует сказать об образовании Митрофана.

Найдите высказывания Простаковой об образовании Митрофана («Уж года четыре как учится...»; «Последних крох не жалеем, лишь бы сын всему выучился...» и др.). К чему сводится воспитание и обучение в доме Простаковых? Объясните выражение: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-ка, на боку лёжа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?»

Почему, не видя внутренней необходимости, терпя «великие траты», Простакова учит Митрофанушку, нанимает ему учителей?

Историческая справка:
«По установленному при Петре и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет при «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучить сына иностранному языку, арифметике, географии, Закону Божьему. В 15 лет юноша являлся на новый смотр…» (см.: Кулакова Л. И. Д. И. Фонвизин: Биография писателя. — М.; Л.: Просвещение, 1966: см. главу "Детство и юность Фонвизина").

4. Особенности характера, отношение к окружающим.

Какие сцены с участием Митрофана вам запомнились? Прокомментируйте одну из них. Как раскрываются в них характер, устремления героя? Столь ли безобиден Митрофан с самого начала?
Проанализируйте отдельные его реплики:
«Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему»; «Ведь здесь и река близко. Нырну, так и поминай, как звали»; «Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

5. Отношение окружающих к Митрофану.
На основе выполнения групповых заданий восьмиклассники могут сделать вывод о том,
как относятся к Митрофану
1) его домашние,
2) учителя и
3) положительные персонажи.

Здесь же с отчётом о выполнении домашнего задания (вопрос 7 учебника) выступит ученик, который расскажет о том, какую роль в пьесе играет образ Еремеевны.

6. Участие Митрофана в конфликте.
Как меняется поведение Митрофана после завязки конфликта?
Почему он так активно начинает играть роль соперника своего дядюшки?

7. Авторское отношение к Митрофану.
Учащиеся уже говорили об отношении к Митрофану положительных персонажей комедии, привели их высказывания. Возвращаясь к определению слова «резонёр», они могут сделать вывод и об авторской оценке этого персонажа.

IV. Чтение по ролям сцены
(или просмотр фрагмента спектакля) экзамена Митрофанушки (действие 4, явление 8).

Учитель приводит слова Н. В. Гоголя о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы».

Очевидно, что многое в комедии было взято из жизни русского поместного дворянства. Многие из молодых дворян действительно получали плохое домашнее воспитание и образование, часто обучались иностранными учителями (восьмиклассники помнят, например, историю Дефоржа в романе А. С. Пушкина «Дубровский»). Конечно, драматург использовал художественное преувеличение, чтобы представить сатирический образ, показать, сколь пагубно для общества и самого человека невежество.

Впрочем, знаменитый историк В. О. Ключевский полагал, что преувеличения не было: «Эта комедия — бесподобное зеркало. Фонвизину в ней удалось стать прямо перед русскою действительностью, взглянуть на неё просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооружёнными никаким стеклом». Учёный говорил не только о низком уровне образования и культуры, но и о грубости нравов, неумении и нежелании жить по закону.

V. Подготовка к письменной работе
об одном дне из жизни Митрофанушки.


Восьмиклассникам можно предложить
два варианта работы:
а) описать тот день, который представлен в комедии (в соответствии с правилом трёх единств в драматическом произведении действие должно было разворачиваться в пределах суток);
б) описать обычный день Митрофана (до начала представленных в комедии событий).

Учащимся предлагается выбрать необходимые для анализа сцены (сцена урока, ссора с дядей, экзамен, похищение Софьи, финал), прокомментировать отдельные высказывания Митрофана, а также то, какими ремарками сопровождается его появление на сцене.

VI. Подведение итогов урока,
постановка проблемного вопроса, обращающего нас к финалу комедии, о котором ещё пойдёт речь на последующих уроках.

Историк В. О. Ключевский писал:
«Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться».
Как вы прокомментируете это высказывание?

VII. Домашнее задание:

написать небольшую творческую работу «Один день из жизни Митрофанушки».

Индивидуальные задания: выписать из текста комедии пять особенно значимых высказываний одного из положительных персонажей (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии >>>


 
Тришкин кафтан.
Иллюстрация Е. П. Суматохина к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика