Иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману А. С. Пушкина «Дубровский»
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шмаринов Дементий Алексеевич
(1907—1999)

Иллюстрации
к роману А. С. Пушкина «Дубровский»
[1]
 
Глава I. Ссора на псарне
«Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович,— или псарня моя тебе не нравится?»
 
Глава I. Троекуров на охоте[2]
"Кирила Петрович оделся и выехал на охоту с обыкновенной своею пышностию, но охота не удалась..."
 
Глава III. Покровское
"Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома..."
 
Глава IV. Смерть Дубровского-старшего
"Люди бросились в комнату старого барина. Он лежал в креслах, на которые его перенес Владимир; правая рука его висела до полу, голова опущена была на грудь, не было уже и признака жизни в сем теле..."
 
Глава VI. Вл. Дубровский разбирает бумаги в кабинете отца
"Владимир зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время..."
 
Глава XII. В беседке
 
Глава XIII. В гостях у князя Верейского
"Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кирилловне девическое любопытство…"
 
Глава XVIII. Помощь Дубровского опоздала
"...человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите»..."

1. Д. А. Шмаринов известен как иллюстратор. Автор журнальных и газетных рисунков (с 1923), художник книги в издательствах «Гослитиздат», «Детгиз», «Молодая гвардия» и др. (с 1927), «Искусство» (1941-45).
Одна из его наград: Ленинская премия (1980) — за иллюстрирование и оформление книг А. С. Пушкина «Повести Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама» (1976—1978), Л. Н. Толстого «Война и мир» (1978).
Рисунки к «Дубровскому» были созданы в 1949 году к 150-летию со дня рождения великого поэта. Требовательный к себе, художник вернулся к иллюстрированию произведения в 1973 году, признавшись, что рисунки 1949 года «были неровными по качеству и не слишком точными по трактовке произведения». «В новых рисунках, - свидетельствовал художник в своей книге «Годы жизни и работы», - я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей – старика Дубровского и барина Троекурова». А. С. Пушкин очень скуп в своих описаниях героев. Он лишь отмечает «необыкновенную силу физических способностей» «старинного русского барина» Троекурова, его громкий голос и смех, «тяжелые шаги». Дубровский предстает «нетерпеливым и решительным», «бедным и независимым». Но каких-либо конкретных примет, характеризующих его внешность, Пушкин не дает. Но на иллюстрациях Шмаринова герои «Дубровского» навечно обрели живую плоть и ощутимую конкретность.
Д. А. Шмаринов не раз говорил о том, что мечтал стать живописцем. Но его творческая жизнь сложилась так, что иллюстрирование художественной литературы стало главным делом его жизни. Возможно, что на выбор художественной книжной графики повлиял благожелательный отзыв Максима Горького на иллюстрации к его пьесам «На дне» и «Враги».
Шмаринов отмечал: «Художник-иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазии, душевным богатством и большим запасом жизненных впечатлений, чтобы воссоздавать высокие образы классической литературы, перевоплотиться в героев своих книг».
Преображая временные образы литературного произведения в образы зрительные, иллюстратор, как правило, сосредотачивает свое внимание на таких эпизодах, которые определяют развитие событий книги и являются поворотными в судьбе ее героев.
Вот как пишет Д. И. Шмаринов в статье "Мой Пушкин" о своей работе над «Дубровским»: "Иллюстрации к «Дубровскому» 1949 года были неровными по качеству и не слишком точными по трактовке произведения... Сделал заново сцену на псарне и исправил допущенные мною ошибки в иллюстрации «Троекуров на охоте», на которые мне указал опытный кинолог Николай Павлович Пахомов — тогдашний директор музея-усадьбы «Абрамцево», литературовед и искусствовед. В первом варианте у меня гончие собаки были на сворах, а борзые изображены в свободном поиске — должно же быть как раз наоборот...". (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика