1.
Д. А. Шмаринов известен как иллюстратор. Автор журнальных и газетных рисунков (с 1923), художник книги в издательствах «Гослитиздат», «Детгиз»,
«Молодая гвардия» и др. (с 1927), «Искусство» (1941-45).
Одна из его наград: Ленинская премия (1980) — за иллюстрирование и оформление
книг А. С. Пушкина «Повести Белкина»,
«Дубровский», «Пиковая дама» (1976—1978), Л. Н. Толстого «Война и мир» (1978).
Рисунки к «Дубровскому» были созданы в 1949 году к 150-летию со дня рождения великого поэта. Требовательный к себе, художник вернулся к иллюстрированию
произведения в 1973 году, признавшись, что рисунки 1949 года «были неровными по качеству и не слишком точными по трактовке произведения». «В новых рисунках,
- свидетельствовал художник в своей книге «Годы жизни и работы», - я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей
– старика Дубровского и барина Троекурова».
А. С. Пушкин очень скуп в своих описаниях героев. Он лишь отмечает «необыкновенную силу физических способностей» «старинного русского барина» Троекурова,
его громкий голос и смех, «тяжелые шаги». Дубровский предстает «нетерпеливым и решительным», «бедным и независимым». Но каких-либо конкретных примет,
характеризующих его внешность, Пушкин не дает. Но на иллюстрациях Шмаринова герои «Дубровского» навечно обрели живую плоть и ощутимую конкретность.
Д. А. Шмаринов не раз говорил о том, что мечтал стать живописцем. Но его творческая жизнь сложилась так, что иллюстрирование художественной литературы
стало главным делом его жизни. Возможно, что на выбор художественной книжной графики повлиял благожелательный отзыв Максима Горького на иллюстрации
к его пьесам «На дне» и «Враги».
Шмаринов отмечал: «Художник-иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазии, душевным богатством и большим запасом жизненных
впечатлений, чтобы воссоздавать высокие образы классической литературы, перевоплотиться в героев своих книг».
Преображая временные образы литературного произведения в образы зрительные, иллюстратор, как правило, сосредотачивает свое внимание на таких эпизодах,
которые определяют развитие событий книги и являются поворотными в судьбе ее героев.
Вот как пишет Д. И. Шмаринов в
статье "Мой Пушкин" о своей работе над «Дубровским»: "Иллюстрации к «Дубровскому» 1949 года были неровными по качеству и не слишком точными
по трактовке произведения... Сделал заново сцену на псарне и исправил допущенные мною ошибки в
иллюстрации «Троекуров на охоте», на которые мне указал
опытный кинолог Николай Павлович Пахомов — тогдашний директор музея-усадьбы «Абрамцево», литературовед и искусствовед. В первом варианте у меня гончие
собаки были на сворах, а борзые изображены в свободном поиске — должно же быть как раз наоборот...". (
вернуться)