Главная |
|
|
В. П. Катаев. Фото, 1950 г. |
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация В. Ф. Плевина к повести В. Катаева "Сын полка" |
|
|
Иллюстрация И. Х. Гринштейна к повести В. Катаева "Сын полка" |
|
|
Иллюстрация к повести В. Катаева "Сын полка" |
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ |
|
|
Урок 81. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
Урок 82. Повесть В. П. Катаева «Сын полка»
Урок 83. Образ Вани Солнцева
* Урок 84. Смысл названия повести[2]
* Урок 85. Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне
ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ
(1897 – 1986)
УРОК 82
Повесть В. П. Катаева «Сын полка»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и
творчества В. П. Катаева и начать чтение повести «Сын полка»; дать исторический комментарий к повести.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.
Термины: повесть, повествователь.
Этапы урока
I. Постановка целей урока
— продолжение разговора об образах детей в литературе периода Великой Отечественной войны, знакомство с историей
создания повести В. П. Катаева, написанной, как и стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста», на основе реальных событий военного времени.
II. Выразительное чтение наизусть
стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
(проверка домашнего задания).
III. Устные сообщения учащихся
о В. П. Катаеве
(отчёты о выполнении индивидуального задания).
Дополнительная информация для учащихся:
Катаев очень рано научился читать, читал очень много. В тринадцать лет он напечатал в газете своё первое стихотворение
«Осень».
Интересно, что литературой увлёкся и его брат Евгений (в последующем известный писатель, вместе с Ильёй Ильфом
написавший знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).
В 1936 году была опубликована самая известная повесть Катаева, названная первой строкой стихотворения М. Ю. Лермонтова:
«Белеет парус одинокий». Её главные герои — мальчики Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко, ставшие не просто свидетелями,
но и участниками революционных событий.
Катаев в 1940 году написал сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик», которые стали очень популярными среди
самых маленьких читателей. По этим сказкам были сняты мультфильмы.
IV. Чтение учителем первых глав
повести «Сын полка».
V. Знакомство с комментариями
к повести, помещёнными в учебнике.
Дополнительную информацию можно использовать на этом и последующих уроках с тем, чтобы подготовить учащихся к разговору о смысле названия
повести и об обобщённом значении образа главного героя — Вани Солнцева.
Вряд ли необходимо углубляться в историю прототипов Вани Солнцева, в которой много спорного. Судьба одного из них — Исаака Платоновича
Ракова, жившего в Одессе, сложилась не столь счастливо, как у Вани Солнцева (об этом режиссёр В. Балаян снял документальный фильм «Тот самый
Ваня Солнцев», 2004).
VI. Домашнее задание:
1) прочитать главы 1—10 повести «Сын полка»;
2) выполнить задание 6 после текста повести.
|
|
УРОК 83
Образ Вани Солнцева
в повести В. П. Катаева «Сын полка»
Задачи: формировать навыки работы с большим по объему художественным текстом; подготовиться к составлению письменной характеристики
литературного персонажа.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа о литературном герое.
Термины: образ персонажа, «говорящая фамилия».
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о теме урока и основной цели — подготовить рассказ о главном герое повести Ване Солнцеве.
II. Выразительное чтение наизусть
стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
(проверка домашнего задания).
III. Беседа об образе Вани Солнцева
с использованием вопросов 1—4 учебника.
IV. Пересказы наиболее запомнившихся
учащимся эпизодов
с чтением отдельных фрагментов.
V. Работа с текстом повести,
выбор фрагментов для рассказа о Ване Солнцеве:
Описание сонного мальчика в окопе (конец главы 1).
Информация о мальчике от сержанта Егорова (глава 3).
Разговор капитана Енакиева и сержанта Егорова об имени и фамилии мальчика (глава 3).
Ваня в палатке разведчиков (начало главы 4).
Состояние Вани Солнцева после объявления приказа капитана Енакиева (конец главы 4).
Бегство Вани от Биденко (главы 6 и 7).
VI. Составление письменного плана
рассказа о Ване Солнцеве:
1. История Вани Солнцева.
2. Описание внешности мальчика (в окопе и в палатке разведчиков).
3. Черты характера мальчика, проявившиеся в прочитанных эпизодах повести (мечта остаться с разведчиками, желание помыть посуду, упорство в
достижении цели — добиться встречи с капитаном Енакиевым).
4. Отношение разведчиков к Ване.
5. Отношение автора к главному герою (причина выбора имени и фамилии, описания портрета мальчика и его поступков).
VII. Заключительная беседа
о главном герое повести «Сын полка»
и об отношении автора к своему герою, а также о том, какова эмоциональная реакция учащихся на события, описанные
в прочитанных главах повести (самый печальный эпизод, самый смешной эпизод, самый напряжённый момент в развитии событий).
VIII. Домашнее задание:
1) прочитать повесть «Сын полка»;
2) выполнить задания 8, 9 учебника. |
|
УРОК 84*
Смысл названия повести
В. П. Катаева «Сын полка»
Задачи: закрепить навык составления вопросов по тексту литературного произведения; расширить представление о заглавном образе литературного
произведения и об обобщающем значении художественного образа.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; чтение по ролям; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: заглавный образ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о теме урока, который может основываться
как на материале прочитанных учащимися десяти первых глав повести,
так и с учётом того, что в классах с углублённым изучением литературы пятиклассники познакомятся с полным текстом произведения.
II. Проверка домашнего задания
(вопрос 8 после текста повести), чтение фрагментов повести, в которых описаны военные действия.
III. Чтение по ролям диалога
Вани Солнцева и ефрейтора Вознесенского
(глава 8, со слов «Ваня молчал…» до слов «И тогда у Вани явилась мысль
идти добиться до какого-нибудь самого главного начальника и пожаловаться на капитана Енакиева»).
IV. Беседа о смысле названия
повести «Сын полка»
на основе индивидуального задания 3, а также комментариев к произведению.
V. Письменная работа
по тексту повести «Сын полка»,
составление вопросов по содержанию произведения, адресованных одноклассникам.
VI. Устные ответы на вопросы
по тексту повести, составленные одноклассниками,
например:
1. Почему мальчика взяли в первую разведку, получив задание проникнуть в тыл врага?
2. В чём состояла задача Вани в первой разведке? Как он выполнил свою задачу?
3. Какие знаки оставил Ваня разведчикам после того, как попал в руки к немцам?
4. Чего больше всего хотелось Ване в разведке? Только ли быть простым проводником?
5. Что выдало Ваню в сцене допроса?
6. Как вёл себя мальчик на допросе?
7. Что помогло Ване выбраться из блиндажа, в котором его заперли немцы?
VII. Заключительное слово учителя
о дальнейшей судьбе героя повести
и судьбах многих реальных мальчиков, которые стали участниками войны в совсем юном возрасте (многие из них получили военные награды, многие стали офицерами).
VIII. Домашнее задание:
1) прочитать стихотворение К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…»;
2) подготовить рассказ об одном из героев произведений художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 4, 5 учебника (по выбору учащихся).
Следующие уроки: * Урок 85. Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
На Калининском фронте. 1943 г.
Второй слева – военный корреспондент В. П. Катаев |
|
|
|
|
|
|
|