Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
Литература
 
 Главная
 
А. Т. Твардовский.
Фото, 1936 г.
 
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ
В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
 
5 ЧАСОВ

5 класс[1]


Урок 81. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Уроки 82–84. Повесть В. П. Катаева «Сын полка»

* Урок 85. Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне[2]

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910 – 1971)

УРОК 81
Стихотворение А. Т. Твардовского
«Рассказ танкиста»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными произведениями литературы о Великой Отечественной войне; расширить представления учащихся об образе исторического события; показать своеобразие звучания и особую значимость произведений на военную тему в формировании гражданского сознания и нравственных чувств.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворения; устные сообщения; устное словесное рисование; прослушивание песен военной тематики; беседа по вопросам учебника.
Термины: военная лирика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о литературе периода Великой Отечественной войны,

о развитии принципов правдивого изображении человека, оказавшегося в сложных условиях военного времени.

Особое внимание уделяется воссозданию лейтмотива памяти на уроке, активному включению учащихся в работу.

II. Проверка домашнего задания
— сообщения учащихся об истории Великой Отечественной войны, о примерах героизма детей на этой войне.

III. Выразительное чтение учителем
поэтических произведений военного времени

(например, стихотворений К. М. Симонова, А. А. Суркова, фрагментов поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» и др.) с целью создания особой атмосферы урока.

В канун праздника Победы целесообразно напомнить и об известной песне А. В. Александрова на слова В. И. Лебедева-Кумача «Священная война» (1941).

Содержавшийся в ней призыв был услышан и подхвачен всей страной. На фронт отправлялись не только взрослые, но и подростки, которые тоже многое сделали для победы, в том числе и в тылу врага, и в партизанских отрядах. Внимание пятиклассников обращается на название песни: «Священная война».

IV. Чтение вступительных статей учебника
«Образы детей в военной прозе», «Александр Трифонович Твардовский».

V. Выразительное чтение и анализ
стихотворения «Рассказ танкиста»

с использованием вопросов 1—5 учебника, а также дополнительных вопросов и заданий:

1. Почему стихотворение называется «Рассказ танкиста»? Обратите внимание на названия стихотворения.
(Рассказ — повествование о значимом событии, эпизоде, который герой не забудет никогда. Указание на вид войск, образ героя-повествователя в лирическом произведении, обращение к мотиву воспоминания придает эпический характер и реалистичность описанной ситуации.)

2. Нарисуйте словами образа танкиста. Обратите внимание на эмоциональное состояние героя в момент боя и спустя годы при воспоминании о встрече с мальчишкой.

3. О чём рассказывает танкист? Выделите основные образы стихотворения.
(Образ боя; образ мальчишки, выбивающийся из картины боя, не сочетающийся с войной, противостоящий ей; собирательный образ детей военной поры.)

4. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они играют в передаче эмоционального содержания стихотворения?
(Внешний (детский) облик героя призван контрастно подчеркнуть внутреннюю силу подростка.)

VI. Беседа обобщающего характера
об изображении подростка в стихотворении о войне,

авторской позиции, образе лирического героя:

1. Почему мальчик стремится на фронт, хочет воевать?
2. С какой целью в стихотворении поэт используется приём «взгляда издалека»?
(Поэту важно представить чувства героя-повествователя, воспоминания которого передают значимость совершённого подростком героического поступка.)
3. В чём причина того, что танкист так и не узнал имени героя?

Пятиклассники приходят к мысли о том, что подвиги мальчишек в условиях военных действий были во многом нормой поведения. Таких мальчишек были тысячи. Не случайно стихотворению Твардовского созвучно стихотворение К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

VII. Домашнее задание:

выучить наизусть стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Индивидуальные задания:

подготовить сообщение о В. П. Катаеве (на основе вступительной статьи учебника и дополнительной литературы).

Следующие уроки: Урок 82. Повесть В. П. Катаева «Сын полка» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика