Произведения о Великой Отечественной войне
Литература
 
 Главная
 
В. П. Катаев.
Фото, 1950 г.
 
Портрет К. М. Симонова
работы П. Кончаловского. 1950 г.
 
А. Сурков – фронтовой корреспондент под Вязьмой, 1941 г.
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ
В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
 
5 ЧАСОВ

5 класс[1]


Урок 81. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Уроки 82–84. Повесть В. П. Катаева «Сын полка»

* Урок 85. Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне[2]


УРОК 85*
Урок внеклассного чтения
по произведениям о Великой Отечественной войне

Задачи:
расширить круг чтения пятиклассников; познакомить учащихся с литературными произведениями, в которых описаны события Великой Отечественной войны.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; рассказы учащихся о событиях военного времени и участниках Великой Отечественной войны; представление фотографий и прослушивание песен военного времени.
Термины: художественная литература, документальная литература, мемуары.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о Великой Отечественной войне
в русской литературе, живописи, музыке и кинематографе.


Воспоминания о событиях военного времени отражены в художественной и документальной литературе, мемуарах участников, ветеранов войны.

Напоминания о войне — многочисленные памятники героям, павшим в боях за Родину.

II. Демонстрация фотографий мемориальных комплексов,
известных памятников советским солдатам

(Могила Неизвестного Солдата в Москве; Пискаревское кладбище в Петербурге; Мамаев курган в Волгограде; памятник советскому солдату в Трептов-парке в Берлине и др.).

Учащиеся записывают в тетрадях значение двух родственных слов, связанных с понятием «память»:

Мемуары (от латинского слова memoria — память, воспоминание) — разновидность документальной литературы, повествование о событиях и людях, современником которых был автор записей.
Мемориал (от латинского слова memorialis — памятный) — архитектурное сооружение, служащее для увековечения памяти кого-либо; спортивное соревнование в память выдающихся спортсменов; записи, дневник (устар.)
.

III. Выразительное чтение стихотворений
о Великой Отечественной войне


(«Майор привёз мальчишку на лафете…» К. М. Симонова и др.)
и прослушивание песен военного времени
(например: «Катюша» М. И. Блантера на стихи М. В. Исаковского,
«В землянке» К. Я. Листова на стихи А. А. Суркова и др.).

IV. Рассказы учащихся о событиях военного времени
и участниках Великой Отечественной войны

с использованием семейных воспоминаний, писем и фотографий военного времени.

V. Рассказы учащихся о героях произведений,
посвящённых Великой Отечественной войне,

и взаимные рекомендации книг и кинофильмов о войне.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью о В. П. Астафьеве;

2) выполнить задание 1 после статьи о писателе.

Следующие уроки: Урок 86. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Монумент "Воин-освободитель". 1949 г. Трептов-парк, Берлин
Berlin – Soviet Cenotaph Treptower Park
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика