Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи
 
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
 
К. Н. Батюшков.
Карандашный рисунок
О. Кипренского. 1815 г.
(Государственный литературный музей)
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ВВЕДЕНИЕ

2 ЧАСА

Уроки литературы в 10 классе[1]



УРОКИ 1-2
«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»[2]

Введение.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.
Поэтические предшественники А. С. Пушкина:
Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.
Обзор творчества с обобщением ранее изученного.


Первый урок литературы в 10 классе — вводный. На нем учителю предстоит решить три задачи:

— выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;
— во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики;
— в классах базового уровня дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина, так как подробно их творчество будет изучаться только в профильных гуманитарных классах.

Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса в начале учебного года можно несколькими способами.

Фронтальная беседа на уроке поможет выявить общий уровень развития класса. Для определения уровня каждого школьника можно предложить им дома письменно ответить на вопросы учителя, а затем проанализировать результаты анкетирования:

1. Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
3. Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

Чтобы выявить:

1) общую начитанность и читательский кругозор учащихся;
2) навыки анализа текста;
3) уровень развития речи
— на уроке возможна и небольшая письменная диагностическая работа, состоящая из трех заданий, например:

1. Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
2. Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
3. Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»?

Критерии оценки заданий

К заданию 1


— Правильно ли учащийся называет писателей и произведения XVIII—XIX вв.?
— Умеет ли определить их авторство, жанр и проблематику?
— Называет ли произведения, не входящие в школьный курс?

К заданию 2

— Умеет ли ученик проанализировать стихотворение, выученное наизусть, определить способы и средства создания настроения и ключевых образов?
— Понимает ли функции композиции и изобразительно-выразительных средств? Замечает ли роль пространственно-временнóй организации текста?
— Отличает ли понятия автор и лирический герой?
— Может ли составить историко-культурный или биографический комментарий?

К заданию 3

— Понимает ли учащийся содержание и эстетическое наполнение понятия общечеловеческие ценности?
— Активно ли владеет литературоведческими понятиями и историко-культурной информацией? Приводит ли примеры?
— Может ли излагать мысли ясно, точно и эмоционально и создать текст, отличающийся стилевым единством?
— Есть ли в рассуждениях социально-нравственная зрелость?

В ходе лекции учитель может подготовить с учащимися опорную схему:

ОПОРНАЯ СХЕМА
Периодизация русской литературы первой половины XIX в.
Важнейшие исторические события в Европе и России
Общая характеристика развития русской литературы
Основные литературные жанры
1795—1815 гг.
Великая французская революция (1789—1793 гг.). Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 г. Возникновение декабристских организаций
Советский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки
Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия
1816—1825 гг.
Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821—1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825)
Господствующее направление — романтизм. Его психологическое и социальное течения. «Школа гармонической точности». Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812—1824 гг.
«Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия», гражданская, или патриотическая, поэма, элегия, послание. «Психологическая повесть», баллада
1826 — первая половина 50-х гг.
Поражение восстания декабристов. «Новый цензурный устав». Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826—1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе
Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина. Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е гг. — расцвет повести. Теория «официальной народности». Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома «Мертвых душ» (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. «Натуральная школа». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана
Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков


Лекция учителя в классе базового уровня
должна содержать обзор творчества предшественников Пушкина:
Державина, Жуковского, Батюшкова.


В профильных классах для изучения творчества этих поэтов будут проведены отдельные уроки.

Основное содержание обзорной лекции

В конце XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным изменениям литературной ситуации.

Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина.

Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из автобиографических «Записок» самого Державина.

Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а литературным талантом.

Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.

Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и о демократизации литературы.

Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.

Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе.

Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г. и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.

В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.

В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г., однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.

В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.

В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от ее образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.

Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.

Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя истинно человеческим свойствам.

В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.

Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Н. Толстого.

Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.

Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода.

Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. «Маленькая философия» молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.

В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 г. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха — вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни, и идеальный мир должен быть полон любви.

В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении «Мои пенаты», адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нем читатель может также уловить проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание. В нем воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести ее не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает ее в своем воображении, поэтизируя античность.

Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Петина. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет все. Это стало одной из причин его душевного кризиса.

Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле все изменчиво, при этом ведет к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.

Лирический сюжет элегического послания «К другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу, и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.

Во второй половине 1820-х гг. психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.

Итог лекции.

Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями.

Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.

Следующие уроки: * Урок 3. Личность и судьба Г. Р. Державина >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Александр Блок. Возмездие. / Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. — Москва: Правда, 1989. — С. 327—365. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика