УРОКИ 1-2
«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»[2]
Введение.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.
Поэтические предшественники А. С. Пушкина:
Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.
Обзор творчества с обобщением ранее изученного.
Первый урок литературы в 10 классе — вводный. На нем учителю предстоит решить три задачи:
— выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор;
степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;
— во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в.,
выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов,
русской литературной критики;
— в классах базового уровня дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина, так как подробно их творчество будет изучаться
только в профильных гуманитарных классах.
Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса в начале учебного года можно несколькими способами.
Фронтальная беседа на уроке поможет выявить общий уровень развития класса.
Для определения уровня каждого школьника можно предложить им дома письменно ответить на вопросы учителя, а затем
проанализировать результаты анкетирования:
1. Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
3. Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
Чтобы выявить:
1) общую начитанность и читательский кругозор учащихся;
2) навыки анализа текста;
3) уровень развития речи
— на уроке возможна и небольшая письменная диагностическая работа, состоящая из трех заданий, например:
1. Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
2. Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое
настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
3. Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»?
Критерии оценки заданий
К заданию 1
— Правильно ли учащийся называет писателей и произведения XVIII—XIX вв.?
— Умеет ли определить их авторство, жанр и проблематику?
— Называет ли произведения, не входящие в школьный курс?
К заданию 2
— Умеет ли ученик проанализировать стихотворение, выученное наизусть, определить способы и средства создания настроения и ключевых образов?
— Понимает ли функции композиции и изобразительно-выразительных средств? Замечает ли роль пространственно-временнóй организации текста?
— Отличает ли понятия автор и лирический герой?
— Может ли составить историко-культурный или биографический комментарий?
К заданию 3
— Понимает ли учащийся содержание и эстетическое наполнение понятия общечеловеческие ценности?
— Активно ли владеет литературоведческими понятиями и историко-культурной информацией? Приводит ли примеры?
— Может ли излагать мысли ясно, точно и эмоционально и создать текст, отличающийся стилевым единством?
— Есть ли в рассуждениях социально-нравственная зрелость?
В ходе лекции учитель может подготовить с учащимися опорную схему:
ОПОРНАЯ СХЕМА |
Периодизация русской литературы первой половины XIX в. |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая характеристика развития русской литературы |
Основные литературные жанры |
1795—1815 гг. |
Великая французская революция (1789—1793 гг.). Открытие Царскосельского лицея.
Отечественная война 1812 г. Возникновение декабристских организаций |
Советский характер литературы. Освоение европейского культурного
наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина.
Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки |
Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах).
Элегия, послание, идиллия |
1816—1825 гг. |
Нарастание революционных и национально-освободительных
движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821—1822 гг.).
Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825) |
Господствующее направление — романтизм. Его психологическое и
социальное течения. «Школа гармонической точности». Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические
устремления в творчестве Пушкина 1812—1824 гг. |
«Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия»,
гражданская, или патриотическая, поэма, элегия, послание. «Психологическая повесть», баллада |
1826 — первая половина 50-х гг. |
Поражение восстания декабристов. «Новый цензурный устав». Победы России в
войнах с Персией и Турцией (1826—1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России.
Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма.
Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе |
Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина.
Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм. Появление новых романтических жанров.
Вытеснение поэзии прозой. 1830-е гг. — расцвет повести. Теория «официальной народности». Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома
«Мертвых душ» (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борьба прогрессивных и демократических
сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. «Натуральная школа». Приоритет социальной проблематики.
Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана |
Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая,
романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры «натуральной школы»:
физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
|
|
Лекция учителя в классе базового уровня
должна содержать обзор творчества предшественников Пушкина:
Державина, Жуковского, Батюшкова.
В профильных классах для изучения творчества этих поэтов будут проведены отдельные уроки.
Основное содержание обзорной лекции
В конце XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным
изменениям литературной ситуации.
Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина.
Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и
из автобиографических «Записок» самого Державина.
Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II,
государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки,
обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а
литературным талантом.
Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение
«На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и
смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и
подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и
вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он
рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в
себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и о демократизации литературы.
Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение
«Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе.
Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г.
и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм
на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал
общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило его лирику
общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает
такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г.,
однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви
к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит
под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить
мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить
без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от ее образов, что вызывает
у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора,
человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям,
стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно
совершенствовать свой духовный мир.
Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в
творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков
и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество
прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть
груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями,
верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит
ее счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил.
Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного.
Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал.
Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя
от трагической участи.
Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки,
что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Н. Толстого.
Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.
Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода.
Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры.
«Маленькая философия» молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно
только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира народных бунтов, самодержавной власти, мешающей
мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 г. Однако
сердце поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник римского бога вина и
веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха —
вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни, и идеальный мир должен быть полон любви.
В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в
стихотворении «Мои пенаты», адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нем читатель может также уловить
проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание. В нем воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что
время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести ее не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек
должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает ее в своем воображении, поэтизируя
античность.
Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого
друга И. А. Петина. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям
о мрачной бездне, в которой погибнет все. Это стало одной из причин его душевного кризиса.
Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку
счастья. На земле все изменчиво, при этом ведет к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.
Лирический сюжет элегического послания «К другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты,
разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не
покидает его душу, и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы,
Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.
Во второй половине 1820-х гг. психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало
препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости:
Вяземского, Жуковского, Пушкина.
Итог лекции.
Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось
от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями.
Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью
просвещения и воспитания человеческой души.
Следующие уроки: * Урок 3. Личность и судьба Г. Р. Державина >>>
|