1. Вакханка – написано, предположительно, в 1815 г. Опубл.: «Опыты», 1817.
Датировка «Вакханки» определяется тем, что в феврале 1815 г. стихотворение было внесено в БТ (Блудовская тетрадь. Авторизованные списки стихотворений
Батюшкова, переданные в 1815 г. Д. Н. Блудову; хранится в ГПБ) и, следовательно, по всей вероятности, написано в 1814 или 1815 г.
Свободное переложение 9-го эпизода из поэмы Парни «Переодевания Венеры» («Les déguisements de Venus»).
Принципиальное отличие от Парни — в отказе от орнаментальности и условной галантности стиля. У Батюшкова светски-игровой элемент преображен
в ритуальное любовное преследование «на празднике Эригоны»; у Парни героем является галантный пастушок Миртис.
Сопоставление текстов Парни и Батюшкова см.: Г. А. Гуковский. Пушкин и русские романтики. М., Гослитиздат, 1965,
стр. 102—103. И. М. Семенко. Поэты пушкинской поры. М.: Художественная литература, 1970, стр. 34—37, 55—56. (
вернуться)
2. Эвры – Эвр – теплый юго-восточный ветер. (
вернуться)
3. Тимпа́н – древний ударный музыкальный инструмент-мембранофон, рамный барабан, близкий бубну
и тамбурину. (
вернуться)
____________________
«Вакханка» – лучшее произведение Батюшкова в жанре «легкой поэзии». Материалом для этого стихотворения послужил девятый эпизод из поэмы Парни
«Lee déguisements de Venus». У Парни этот небольшой раздел поэмы изображает одно из любовных приключений Венеры,
переодевшейся вакханкой и увлекшей молодого пастушка Миртиса. Батюшков радикально перестраивает всю ситуацию, совершенно устраняя Венеру.
Главную роль играет не прихоть Венеры, но стихийный вакхический порыв. Вместо богини, зовущей к себе молодого пастуха, рисуется преследование
вакханки одним из участников празднества. Галантный эпизод превращен в изображение триумфа мощной языческой страсти. У Парни – это танец
вакханок, (под влиянием этого места из Парни создано описание танца вакханок в «Торжестве Вакха» Пушкина) музыкальный финал во вкусе Рококо,
перифраза торжества Венеры, победившей Миртиса. У Батюшкова же разрушена схема галантного эпизода, и в финале дано завершение образа вакхического торжества:
Жрицы Вакховы промчались
С громким воплем мимо нас
И по роще раздавались
Эвоэ! и неги глас.
Вся стремительность и энергия, с которой изображены и вакхическое торжество и внешность вакханки, созданы самим Батюшковым (подлинник доставлял ему
лишь слабую канву):
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград –
Всё в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!
Этим стихотворением завершается работа Батюшкова над жанром «легкой поэзии», с которым Батюшков прощается в «Беседке муз» (1817).
Источник: Верховский Н. П. Батюшков // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.
Т. V. Литература первой половины XIX века. Ч. 1. — 1941. — С. 392—417.