| 
| Главная |  
|  |  
|  |  
| К. Н. Батюшков.Карандашный рисунок О. Кипренского 1815 г. (Государственный литературный музей)
 |  
|  |  
|  |  
|  |  
|  |  
|  |  
|  |  
|  |  
|  |  
  |  |  
  |  |  
|  |  | 
| 
|  |  
  |  |  
| КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БА́ТЮШКОВ(1787 – 1855)
 [1 ] |  
  |  |  
| 
БА́ТЮШКОВ, Константин Николаевич [18(29).V.1787, г. Вологда, — 7(19).VII.1855, там же] — русский поэт. 
 Принадлежал к старинному дворянскому роду. Воспитывался в Петербурге, в частных иностранных пансионах. Кроме французского языка, в совершенстве владел 
итальянским, позднее латинским языками.
 
 Служил на военной (был участником трех войн, в т. ч. заграничного похода 1814) и мелкой чиновничьей службе,
 позднее — в русской дипломатической миссии в Италии.
 
 В 1822 заболел издавна подкрадывавшейся к нему наследственной душевной болезнью.
 
 С 1802 поселился в доме писателя М. Н. Муравьева, своего родственника; тогда же начал писать стихи. Вступил в члены Вольного общества любителей словесности,
 наук и художеств, где собирались почитатели А. Н. Радищева. Развитию мировоззрения Батюшкова способствовали идеи французской просветительской философии 18 в. 
— Вольтера и философов-материалистов.
 
 Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в борьбе с
 «Беседой любителей русского слова» — оплотом литературного «староверия», сочетавшегося с политической реакционностью; в сатире Батюшковым впервые было
 употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас»,
 куда входили представители новых литературных течений — от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина, могучее дарование которого 
Батюшков сразу высоко оцепил.
 
 Сблизился с кружком А. Н. Оленина, где процветал культ античности. Произв. Батюшкова, печатавшиеся в журналах, в 1817 вышли отдельным изданием —
 «Опыты в стихах и прозе» (в двух частях).
 
 Батюшков стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики 18 в., наиболее выдающимися представителями которой были 
Г. Р. Державин и В. В. Капнист («образец в слоге», как называл его Б.). Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось
 в интимных дружеских посланиях Б. с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей»
 феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал.
 
 Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—1812, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «...дышит каким-то упоеньем
 роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна» (Полное собр. соч., т. 7, 1958, с. 581).
 
 Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817), высоко оцененное В. Г. Белинским. Патриотическое воодушевление,
 охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия 
«Переход через Рейн», 1814, и др.). Под влиянием тягостных впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает
 духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии, нарастание религиозных настроений. Его поэзия все сильнее окрашивается
 в печальные тона (элегии «Разлука», 1812—13, «Тень друга», 1814, «Пробуждение», 1815, «К другу», 1815, и др.), доходя порой до крайнего пессимизма 
(«Изречение Мельхиседека», 1821).
 
 К числу лучших элегий Батюшкова принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Существенным вкладом в развитие русской поэзии явился глубокий
 лиризм Батюшкова, сочетавшийся с небывалой до тех пор художественностью формы. Развивая традицию Державина, он требовал от поэта: 
«Живи, как пишешь и пиши, как живешь». Многие стихи представляют собой как бы страницы поэтизированной автобиографии Батюшкова, в личности 
которого уже сквозят черты разочарованного, рано состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшие позднее художественное выражение в образах
 Онегина и Печорина (см. письма и дневники Б.).
 
 В отношении поэтического мастерства образцами для Батюшкова были произв. античных и итальянских поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо,
 Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных сочинений Батюшкова элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагической судьбе поэта — тема, 
настойчиво привлекавшая внимание Б.
 
 Жанры «легкой поэзии», по мнению Батюшкова, требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности»
 и потому являются лучшим сродством для «образования» и «усовершенствования» стихотворного языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816).
 
 Писал Батюшков и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преим. очерки, статьи по вопросам литературы и искусства; наиболее
 значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»).
 
 Стих Батюшкова достиг высокого художественного совершенства. Белинский восхищался его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин — «итальянской» певучестью
 («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817—18) и «Подражаниями древним» (1821)
 Батюшков подготовил антологические стихи Пушкина. Батюшков тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии.
 Он задумывал ряд монументальных произведений, исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», 
увлекался творчеством Байрона (перевод на русский язык строфы из «Странствований Чайльд-Гарольда»).
 
 Все это было оборвано душевной болезнью, навсегда пресекшей литературную деятельность Батюшкова. Поэт с горечью замечал: «Что говорить
 о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с 
головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было».
 
 Пушкин, возражая критикам, нападавшим на поэзию Батюшкова, призывал их «уважать в нем несчастия и не созревшие надежды».
 
 Батюшков сыграл значит. роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина,
 осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.
 
 Соч.: Опыты в стихах и прозе, ч. 1—2, СПБ, 1817; Соч., [Вступ. ст. Л Н. Майкова, примеч. его же и В. И. Саитова], т. 1—3, СПБ, 1885—87; Соч., вступ.
 ст., ред. и коммент. Д. Д. Благого, М.—Л., 1934; Стихотворения, вступ. ст., ред. и примеч. Б. С. Мейлаха, Л., 1941; Стихотворения, вступ. ст., ред. 
и примеч. Б. В. Томашевского, [Л.], 1948; Стихотворения, вступ. ст. Г. С. Черемина, М., 1949; Соч. [Вступ. ст. Л. А. Озерова. Примеч. Н. В. Фридмана], 
М., 1955; Стихотворения [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г. П. Макогоненко], 3 изд., Л., 1959.
 
 Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушнина (ст. 2 и 3), Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; Майков Л. Н., Батюшков, его жизнь и сочинения, 
2 изд., СПБ, 1896; Серман И. З., Поэзия К. Н. Батюшкова, «Ученые записки ЛГУ», № 46. Серия филологич. наук, 1939, в. 3; Верховский Н. П., Батюшков, 
в кн.: История русской литературы, т. 5, ч 1, М—Л., 1941; Гура В. В., Рус. писатели в Вологодской области, Вологда, 1951.
 
 Источник: Благой Д. Д. Батюшков К. Н. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 
1962. — Т. 1. — Стб. 472—474.  (вернуться)
 
 
 |  
|  |  
|  |  
  |  |  
  |  |  |  |  |