Личность и судьба Державина. Ода «Фелица». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 10 классе[1]


* Урок 3. Личность и судьба Державина. Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог», «Русские девушки»

* Урок 4. Традиции и новаторство в творчестве Державина. Содержание и жанровые особенности оды «Фелица»


УРОК 3*[2]
«Совершенно особый путь»[3]

Личность и судьба Державина.
Основные этапы его жизни и творчества.
Поэтический смысл стихотворений
«Ключ», «Бог», «Русские девушки»
[4]

С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного деятеля, учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны.

Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в творчестве русских поэтов XIX и XX вв.

В центре первого урока —
знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества.

Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.

«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни.

Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин».

В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного есть в судьбах Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, характеры их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.

        Основные этапы жизни и творчества Державина

1743—1775 гг. «Ученичество»


Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

«Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.

1776—1803 гг. «Особый путь»

«Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.

Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».

Вопросы и задания
к стихотворению «Ключ»


1. Найдите в стихотворении устаревшие слова и выражения, которые не употребляются в современном языке. Дайте их толкование. Какой колорит они придают тексту?
2. Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин? С какой целью он это делает?
3. Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
4. Какова структура поэтической строфы в стихотворении? В чем ее своеобразие? Как форма строфы помогает понять содержание и мысли автора?
5. Что общего у ключа и «лирного гласа» поэта? В чем символический смысл прекрасного источника?

Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.

Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце 70-х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог».

Обращаясь к истории ее создания, учитель акцентирует основные, проблемные вопросы урока.

Вопросы и задания
к оде «Бог»


1. Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
2. Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?
3. Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?
4. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?
5. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?
6. Почему в оде с названием «Бог» центральным становится образ человека?

В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова).

Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.

1804—1816 гг. «Анакреонтические песни»

В 1804 г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.

Вопросы и задания
к стихотворению «Русские девушки»


1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
2. Какие образные картины вам представились?
3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
4. В чем, по-вашему, проявляется русский национальный колорит в этом стихотворении?

Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь» (название дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия.

Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

Итог урока.

Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX в.



УРОК 4*
«Где добродетель обитает...»[5]
Традиции и новаторство в творчестве Державина.
Содержание и жанровые особенности оды «Фелица»


На втором уроке по творчеству Державина важно показать
новаторство поэта и его влияние на поэзию последующих поколений.

В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».

Вопросы и задания
к оде «Фелица»


1. Какова история создания оды?
(Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)

2. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?

3. Объясните смысл названия оды. Как ее содержание связано с литературным творчеством императрицы?

4. В чем новаторство Державина в содержании и языке оды «Фелица»?

5. В чем смысл сопоставления Фелицы и ее вельможи?

6. Черты каких литературных жанров можно найти в оде «Фелица»?

7. Индивидуальное задание.

Сопоставьте оду «Фелица» Державина с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Ломоносова.

Что общего и различного в облике героинь этих произведений? Какие художественные приемы используют поэты для создания центрального образа каждой из од? Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?

Вторая часть урока
может быть посвящена выразительному чтению и обсуждению проблематики стихотворений «Соловей» и «Памятник».

Мотивом к их сопоставлению станет выяснение таких вопросов:

Что общего и что особенного в этих стихотворениях?

Какая мысль их объединяет?

Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.

Для самостоятельных учебных исследований, рефератов, творческих работ учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.».

Для ее раскрытия анализируются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского, в них учащиеся находят аналогии с лирикой Державина.

В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».

Следующие уроки: * Уроки 5–6. Романтизм в Европе и в Америке >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Державин Г. Р. Записки: Полный текст 1743—1812. М., 2000. (вернуться)

4. Идеи уроков по творчеству Державина принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой. (вернуться)

5. Державин Г. Р. Фелица / Державин Г. Р. Стихотворения. — М., 1947. — С. 21. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика