* Урок 3. Личность и судьба Державина. Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог», «Русские девушки»
* Урок 4. Традиции и новаторство в творчестве Державина. Содержание и жанровые особенности оды «Фелица»
УРОК 3*[2]
«Совершенно особый путь»[3]
Личность и судьба Державина.
Основные этапы его жизни и творчества.
Поэтический смысл стихотворений
«Ключ», «Бог», «Русские девушки»[4]
С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного деятеля, учащиеся уже встречались в средних классах и убедились,
что произведения Державина сложны и неоднозначны.
Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в творчестве русских поэтов XIX и XX вв.
В центре первого урока —
знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества.
Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.
«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и
государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются
автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни.
Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин».
В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина.
Много сходного есть в судьбах Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, характеры их соответствуют духу времени, образ мыслей —
настроениям прогрессивного дворянства.
Основные этапы жизни и творчества Державина
1743—1775 гг. «Ученичество»
Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте.
Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
«Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову
и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи
Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
1776—1803 гг. «Особый путь»
«Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому
пути — это значило прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях.
Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ
превращается в картину, в словесную живопись.
Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».
Вопросы и задания
к стихотворению «Ключ»
1. Найдите в стихотворении устаревшие слова и выражения, которые не употребляются в современном языке. Дайте их толкование. Какой колорит они придают тексту?
2. Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно-выразительные средства
языка использует поэт для создания этих картин? С какой целью он это делает?
3. Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
4. Какова структура поэтической строфы в стихотворении? В чем ее своеобразие? Как форма строфы помогает понять содержание и мысли автора?
5. Что общего у ключа и «лирного гласа» поэта? В чем символический смысл прекрасного источника?
Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером,
В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце 70-х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется
учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка.
В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог».
Обращаясь к истории ее создания, учитель акцентирует основные, проблемные вопросы урока.
Вопросы и задания
к оде «Бог»
1. Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
2. Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?
3. Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?
4. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?
5. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?
6. Почему в оде с названием «Бог» центральным становится образ человека?
В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга
(перевод А. М. Кутузова).
Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы
стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст,
выявляющий космизм мысли, энергию чувств.
1804—1816 гг. «Анакреонтические песни»
В 1804 г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.
Вопросы и задания
к стихотворению «Русские девушки»
1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
2. Какие образные картины вам представились?
3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
4. В чем, по-вашему, проявляется русский национальный колорит в этом стихотворении?
Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь» (название
дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия.
Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в
середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.
Итог урока.
Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX в.
|
УРОК 4*
«Где добродетель обитает...»[5]
Традиции и новаторство в творчестве Державина.
Содержание и жанровые особенности оды «Фелица»
На втором уроке по творчеству Державина важно показать
новаторство поэта и его влияние на поэзию последующих поколений.
В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».
Вопросы и задания
к оде «Фелица»
1. Какова история создания оды?
(Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
2. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?
3. Объясните смысл названия оды. Как ее содержание связано с литературным творчеством императрицы?
4. В чем новаторство Державина в содержании и языке оды «Фелица»?
5. В чем смысл сопоставления Фелицы и ее вельможи?
6. Черты каких литературных жанров можно найти в оде «Фелица»?
7. Индивидуальное задание.
Сопоставьте оду «Фелица» Державина с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Ломоносова.
Что общего и различного в облике героинь этих произведений? Какие художественные приемы используют поэты для создания центрального образа
каждой из од? Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические
интонации этих произведений. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
Вторая часть урока
может быть посвящена выразительному чтению и обсуждению проблематики стихотворений «Соловей» и «Памятник».
Мотивом к их сопоставлению станет выяснение таких вопросов:
Что общего и что особенного в этих стихотворениях?
Какая мысль их объединяет?
Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.
Для самостоятельных учебных исследований, рефератов, творческих работ учащимся можно предложить тему
«Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.».
Для ее раскрытия анализируются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого,
И. Бродского, в них учащиеся находят аналогии с лирикой Державина.
В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».
Следующие уроки: * Уроки 5–6. Романтизм в Европе и в Америке >>>
|