Декорации Б.Кустодиева к "Левше". МХАТ
       
       
 
 
 
 Главная
 
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова. СПБ. 1891-1893 гг.
 
 
Дикий Алексей Денисович. Режиссер
 
Б.Кустодиев. Царевна Анфиса. 1924. Эскиз костюма для постановки 
пьесы "Блоха" Е.И.Замятина (по сказу "Левша" Н.С.Лескова)
 
Б.Кустодиев. Атаман Платов. 1925. Эскиз костюма для постановки 
пьесы "Блоха" Е.И.Замятина (по сказу "Левша" Н.С.Лескова)
 
Б. М.Кустодиев. Афиша спектакля "Блоха", 1925
 
 
 
«ЛЕВША» НА СЦЕНЕ

ДЕКОРАЦИИ Б. М. КУСТОДИЕВА К «ЛЕВШЕ» (МХАТ, 1925 г.)
[1]
 

"Это – русская ярмарка, пестрядина, "глазастые ситцы", варварская "драка красок", русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями". А. Бенуа

 
…До премьеры во МХАТе оставалось совсем немного времени. Режиссер Дикий разрывался: репетиции, споры с истопниками, поиски музыкальных инструментов, отсутствие декораций… А когда принесли эскизы декораций, он с ужасом схватился за голову и решительно заявил, что в таком оформлении не будет ставить спектакль.

– Нельзя давать реалистические декорации к веселой народной пьесе. Тут нужен гротеск! – говорил Дикий.

Но уже потрачены деньги, дирекция больше не может выделить никакой суммы! – возражали ему. – Если вы закажете новые декорации, то будете платить деньги из собственного кармана.

Да, да, да, я буду платить.

И Дикий решил написать в Ленинград художнику Кустодиеву письмо, полное мольбы и почти отчаяния: "Единственный художник, который может дать пьесе то, что нужно, – Вы. Пожалуйста, пожалуйста, соглашайтесь".

Художник согласился. Он давно работал для театра. И считал: хотя "от театрального творчества ничего не остается, но заманчиво соединение декораций и актеров, одетых в созданные художником костюмы". Это тоже своего рода картина, живая, движущаяся картина, как бы воссоздание воображаемой жизни.

А «Блоха»! Да это же продолжение его народных типов, это же игрушечная старая Русь! Он немедленно взялся за работу.

Каковы же были удивление и восторг всего московского театра, когда ровно через месяц (небывалые сроки) раскрыли ящик с обратным адресом: "Ленинград, Введенская… Кустодиев".

Что это было за зрелище! Красочные, как народная ярмарка, веселые, как скоморошьи пляски, забавные, как детские рисунки…

Кустодиев в своем письме пояснял: "Все происходит как бы в балагане, изображенном на лубочной картинке: все яркое, пестрое, ситцевое, «тульское».

Дикий немедленно послал телеграмму: "Эскизы декораций приняты с большим восторгом. Ждем костюмы". А потом при встрече говорил: "Спасибо вам за радость, которую мы все испытали".

7 февраля 1925 года Кустодиев приехал в Москву на генеральную репетицию и остался очень доволен тем, как выполнены его эскизы, считал, что на сцене при освещении они даже лучше. Очень понравился ему царь – "толстый, добродушный, не то лихач, не то половой, и вместе с тем очень похож на какого-то великого князя в молодости"...
 

Б. М. Кустодиев. Эскиз декорации «Тула» к спектаклю «Блоха» Е. И. Замятина. 1925
 

Б. М. Кустодиев. Атаман Платов.
Эскиз костюма к спектаклю "Блоха" Е. И. Замятина. 1925.
 

Б. М. Кустодиев. Царевна Анфиса.
Эскиз костюма к спектаклю "Блоха" Е. И. Замятина. 1925
 

Б. М. Кустодиев. Эскиз костюмов халдеев к спектаклю "Блоха" Е. И. Замятина. 1925.
Трое "халдеев", которые вели спектакль Дикого, – и аналогия, и антитеза маскам итальянской комедии.
 

Б. М. Кустодиев. Кузнец Силуян.
Эскиз костюма к спектаклю "Блоха" Е. И. Замятина. 1925.
 

Б. М. Кустодиев. Машка и Левша. Эскиз костюмов к спектаклю "Блоха" Е. И. Замятина. 1925
 

1. Из книги: А. Алексеева. Солнце в день морозный (Кустодиев). – М.: Молодая гвардия, 1978. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика