Биография Лескова
Лесков в Петербурге
Лесков на острове Коневец
Портреты Лескова
Что такое сказ?
Из истории сказа "Левша"
Писатели о сказе "Левша"
Иллюстрации к сказу "Левша"
М.Добужинский
Кукрыниксы
Комментарии к иллюстрациям Кукрыниксов
Н.Кузьмин
Н.Кузьмин об иллюстрациях к "Левше" (из книги "Художник и книга")
МХАТ, 1925 год
Декорации Кустодиева к "Левше" (МХАТ)
БДТ, 1926 год
Декорации Кустодиева к "Левше" (БДТ)

МХАТ, 1925 год

Декорации Кустодиева к "Левше" (МХАТ)

БДТ, 1926 год

Декорации Кустодиева к "Левше" (БДТ)

Б.Кустодиев. Царевна Анфиса. 1924. Эскиз костюма для постановки пьесы "Блоха" Е.И.Замятина (по сказу "Левша" Н.С.Лескова)
 
Б.Кустодиев. Атаман Платов. 1925. Эскиз костюма для постановки пьесы "Блоха" Е.И.Замятина (по сказу "Левша" Н.С.Лескова)
"Левша" на сцене
 
Декорации Б.М.Кустодиева к "Левше" (МХАТ)
 
Из книги: А. Алексеева. Солнце в день морозный
(Кустодиев). – Молодая гвардия, 1978.

    …До премьеры во МХАТе оставалось совсем немного времени. Режиссер Дикий разрывался: репетиции, споры с истопниками, поиски музыкальных инструментов, отсутствие декораций… А когда принесли эскизы декораций, он с ужасом схватился за голову и решительно заявил, что в таком оформлении не будет ставить спектакль.
   – Нельзя давать реалистические декорации к веселой народной пьесе. Тут нужен гротеск! – говорил Дикий.
   – Но уже потрачены деньги, дирекция больше не может выделить никакой суммы! – возражали ему. – Если вы закажете новые декорации, то будете платить деньги из собственного кармана.
   – Да, да, да, я буду платить.
      И Дикий решил написать в Ленинград художнику Кустодиеву письмо, полное мольбы и почти отчаяния: "Единственный художник, который может дать пьесе то, что нужно, – Вы. Пожалуйста, пожалуйста, соглашайтесь".
      Художник согласился. Он давно работал для театра. И считал: хотя "от театрального творчества ничего не остается, но заманчиво соединение декораций и актеров, одетых в созданные художником костюмы". Это тоже своего рода картина, живая, движущаяся картина, как бы воссоздание воображаемой жизни.
      А «Блоха»! Да это же продолжение его народных типов, это же игрушечная старая Русь! Он немедленно взялся за работу.
      Каковы же были удивление и восторг всего московского театра, когда ровно через месяц (небывалые сроки) раскрыли ящик с обратным адресом: "Ленинград, Введенская… Кустодиев".
      Что это было за зрелище! Красочные, как народная ярмарка, веселые, как скоморошьи пляски, забавные, как детские рисунки…
      Кустодиев в своем письме пояснял: "Все происходит как бы в балагане, изображенном на лубочной картинке: все яркое, пестрое, ситцевое, «тульское».
      Дикий немедленно послал телеграмму: "Эскизы декораций приняты с большим восторгом. Ждем костюмы". А потом при встрече говорил: "Спасибо вам за радость, которую мы все испытали".
      7 февраля 1925 года Кустодиев приехал в Москву на генеральную репетицию и остался очень доволен тем, как выполнены его эскизы, считал, что на сцене при освещении они даже лучше. Очень понравился ему царь – "толстый, добродушный, не то лихач, не то половой, и вместе с тем очень похож на какого-то великого князя в молодости"...

 
© Санкт-Петербург 2012-2018
Яндекс.Метрика