Стихотворения А. В. Кольцова
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. В. Кольцова
работы К. А. Горбунова, 1838[3]
 
 
 
 
 
 
«Хуторок». Автограф
стихотворения А. В. Кольцова.
1839.
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ
(1809 – 1842)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 37. Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…»

* Урок 38. Образ России в поэзии А. В. Кольцова[2]


УРОК 37
Стихотворения А. В. Кольцова
«Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…»

Задачи:
познакомить шестиклассников с художественным миром поэзии А. В. Кольцова; сопоставить стихотворения поэта и народные песни.
Основные виды деятельности: сообщения учащихся о биографии поэта; комментированное чтение; словарная работа; беседа по вопросам учебника.
Термины: фольклор, народная песня, ритм, рифма.

Этапы урока:

I. Сообщения учащихся
о биографии и творчестве А. В. Кольцова

(на материале вступительной статьи учебника и дополнительных источников).

Знакомство с поэтом, его биографией и впечатлениями детства и юности, послужившими в последующем основой для создания стихотворений, можно провести и в форме беседы по материалам вступительной статьи (фрагменты статьи могут быть прочитаны на уроке).

II. Чтение и анализ
стихотворения «Песня пахаря»

необходимо предварить небольшим комментарием, обратив внимание учащихся на просторечную лексику и формы слов, характерные для народной речи и широко используемые поэтом.

Работу с текстом стихотворения направят вопросы 1—5 учебника.

Современному школьнику непросто представить картину тяжелого труда пахаря, поэтому следует обратиться к иллюстративному материалу, вспомнить, например, о былинном богатыре Микуле Селяниновиче, изображенном на знаменитом панно И. Я. Билибина.

III. Чтение и анализ
стихотворения «Не шуми ты, рожь...»
станет продолжением разговора о своеобразии тематики, образов и языка поэзии А. В. Кольцова.

Здесь целесообразно остановиться на основных смысловых частях стихотворения и форме обращения-просьбы (вопросы 1 и 2 учебника), учесть материалы, помещенные в комментариях к стихотворению, вспомнить о том, как реальная жизненная ситуация может стать основой для создания художественного произведения.

IV. Наблюдение над ритмом
прочитанных стихотворений А. В. Кольцова,
повторение сведений по стихосложению:

1. Что в форме прочитанных вами стихотворений Кольцова показалось необычным, напоминающим народные песни?

2. Вспомните, как называются стихи без рифмы. Перечитайте еще раз стихотворения «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...». Найдите случайно рифмующиеся строки. Обратите внимание на начала стихотворных строк. Какую роль в создании особого ритма играют повторы?

3. Сложно ли вам было при чтении воспроизводить ритм стихотворений поэта?

4. С какой целью поэты вновь и вновь обращаются к незамысловатому ритму и простому языку народной песни?

V. Домашнее задание:

прочитать стихотворения А. В. Кольцова «Урожай», «Молодая жница», «Раздумье селянина», «Хуторок».

Индивидуальное задание: выучить наизусть одно из стихотворений поэта (по выбору учащихся).



УРОК 38*
Образ России в поэзии А. В. Кольцова

Задачи:
обогатить представления шестиклассников о художественном мире поэзии А. В. Кольцова; повторить ранее изученные литературные произведения, посвященные теме России.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам; викторина.
Термины: образ, фольклор, песня.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания,

выразительное чтение наизусть стихотворений А. В. Кольцова.

II. Чтение стихотворений «Урожай», «Молодая жница»,
«Раздумье селянина», «Хуторок»
и беседа по вопросам:


1. Что объединяет эти стихотворения? Докажите, что они близки по тематике, образам, построению, языку прочитанным ранее стихотворениям «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».

2. Вспомните содержание стихотворения «Хуторок». Известен его подзаголовок «Русская баллада». Что сближает это стихотворение с балладами?

III. Викторина по произведениям
русских поэтов XIX и XX веков, посвященным России.

Примерные вопросы и задания:


1. Назовите автора этих строк. Из какого произведения они взяты?

а) Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная...» С. А. Есенина)

б) Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
(«Русь» И. С. Никитина)

в) Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(«Евгений Онегин» А. С. Пушкина)

г) Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
(«Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого)

д) О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам...
(«Запевка» И. Северянина)

е) Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
(«Родная деревня» Н. М. Рубцова)

2. Кто из известных вам русских поэтов родился в Москве?
И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов.

3. Назовите произведения, в заглавии которых присутствуют слова «Россия», «Русь», «Родина».
«Русь» И. С. Никитина, «Родина» М. Ю. Лермонтова, «Родина» H. А. Некрасова, «Россия» А. А. Блока.

IV. Заключительное слово учителя,
подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:

выписать из стихотворения А. В. Кольцова «Урожай» просторечные слова и формы слов.

Следующие уроки: Урок 39. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся…» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. В 1838 году друг В. Г. Белинского, художник К. А. Горбунов (1815–1893 rr.), нарисовал акварельный портрет Кольцова. Снимок с этого портрета, отличавшегося, по словам Белинского, поразительным сходством, был приложен к изданию 1846 года. По словам И. И. Панаева, портрет очень верно передает черты поэта; художник не сумел только схватить тонкого и умного выражения глаз его.
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) хранится автокопия этого портрета, рисованная красками.
Портрет кисти К. А. Горбунова издан также в "Портретной галерее" А. Мюнстера (Литография в лист. СПб. 1869 г.); правда, лицо поэта сделано здесь более молодым, шуба – более роскошной, чем в оригинале. Еще более молодым сделано лицо Кольцова на портрете, изданном в лист как и у А. Мюнстера, В. П. Водовозовой („Фотогравюра С. Кульженки“. Кіев, 1904 г.); на лице Кольцова нет ни одной морщинки, глаза совсем потеряли задумчиво-грустный оттенок оригинала Горбунова. (вернуться)

 
И. Я. Билибин. Эскиз к панно «Микула Селянинович». 1936
 
Субботнее собрание у В. А. Жуковского. 1834–1836.
Картина работы А. Н. Мокрицкого, Г. К. Михайлова и других художников школы А. Г. Венецианова.
На картине изображен большой кабинет Жуковского в Шепелевском дворце. Присутствуют Пушкин, Гоголь, Глинка, Крылов, Кольцов и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика