Стихотворение «Урожай» А. В. Кольцова
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Портрет А. В. Кольцова
работы К. А. Горбунова, 1838[10]
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ
(1809 – 1842)
УРОЖАЙ[1]
 
Красным полымем[2]
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;

Разгорелся день
Огнём солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;

Нагустил его
В тучу чёрную;
Туча чёрная
Понахмурилась,

Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…

Понесут её
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.

Ополчается
Громом-бурею,
Огнём-молнией,
Дугой-радугой;

Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася

Слезой крупною —
Проливным дождём
На земную грудь,
На широкую.

И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;

На поля, сады,
На зелёные
Люди сельские
Не насмотрятся.[3]

Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;

Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.

Дума первая:
Хлеб из за́крома[4]
Насыпать мешки,
Убирать воза;

А вторая их
Была думушка:
Из села гужом[5]
В пору выехать.

Третью думушку
Как задумали, –
Богу-господу
Помолилися.

Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,

Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,

Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьём
Порасчёсывать.

Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал Господь
За труды людям:

Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом[6]
Почти до́ земи,

Словно Божий гость,
На все стороны
Дню весёлому
Улыбается.

Ветерок по ней
Плывёт, лоснится,[7]
Золотой волной
Разбегается.

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.

В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.[8]

На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.[9]

Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;

Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.

1835

Источник: Кольцов А. В. Полное собрание стихотворений. — М.: Советский писатель. 1958.
 

1. «Урожай» – впервые напечатано в в журнале «Современник», 1836, том II, № 2. – С. 189–193.
Единственное стихотворение Кольцова, напечатанное при жизни Пушкина в его журнале. Это стихотворение одно из лучших в ряду кольцовских произведений, посвященных крестьянскому труду.
Высоко оценивали его Белинский, Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский. «Все стихотворения Кольцова, – писал Салтыков-Щедрин, – для которых предметом послужил упорный труд поселянина, дышат грустною симпатией к трудящемуся, тою же любовью к природе». (Поли. собр. соч., т. 5. М., 1937, стр. 30.)
Стихотворение «Урожай», как и ряд некоторых других стихотворений («Не шуми ты, рожь», «Косарь», «Лес» («Что, дремучий лес. . .»), «Русская песня» («Ах, зачем меня...»), «Русская песня» («Где вы, дни мои...»), «Доля бедняка»), Кольцов написал размером, в котором специфическая кольцовская интонация проявилась, быть может, наиболее отчетливо. Эти стихи отличаются тем, что двустопный хорей замыкался дактилическими окончаниями. Это сочетание образует некий новый пятисложный размер: каждая строка состоит из пяти слогов, объединенных одним ритмическим ударением на третьем слоге. Такая ритмическая организация была столь необычайной, что создавалось впечатление, будто стихи этого рода вообще лишены всякого размера. (вернуться)

2. По́лымя (обл.) – пламя. (вернуться)

3. Самым существенным у Кольцова является то, что природа воспринимается им в тесной и неразрывной связи с нуждами, радостями и горестями крестьянина, с его мыслями об урожае, с его трудовыми заботами. Природа выступает не как объект пассивного созерцания, а как арена трудовой деятельности человека. Изображение природы, полной жизни и движения, естественно переходит в житейские размышления крестьян. И дальше говорится об этих трудовых думах, заботах и радостях, вызванных обильным урожаем.
Эту особенность кольцовского творчества высоко ценили Щедрин и Глеб Успенский. Говоря о кольцовском пейзаже, Успенский замечает: «Здесь все просто, обыкновенно, взята одна только нива желтеющая, на которой сосредоточены все заботы земледельца, сосредоточены все его думы». (вернуться)

4. Закрома́ – отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна, муки и т. п. (вернуться)

5. Гужо́м – 1) Живой тягой (на телегах, на санях и т.п.). 2) местн. Воз за возом; вереницей, гуськом. (вернуться)

6. Дрёмит колосом – клонится. (вернуться)

7. Лоснится (рожь) – под ветром склонившаяся рожь отливает блеском, блестит. (вернуться)

8. «От возов всю ночь / Скрипит музыка». – поэт воспользовался образами и стилем народных загадок: ср. загадку про телегу со снопами ржи «Скрыпит скрыпица — едет царица...» (Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1960, № 1287). (вернуться)

9. «На гумнах везде, /Как князья, скирды/ Широко сидят, /Подняв головы» – в загадках среднерусских краев повсеместно скирды уподоблены князьям (Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1960, № 1311 и др.). (вернуться)

10. В 1838 году друг В. Г. Белинского, художник К. А. Горбунов (1815–1893 rr.), нарисовал акварельный портрет Кольцова. Снимок с этого портрета, отличавшегося, по словам Белинского, поразительным сходством, был приложен к изданию 1846 года. По словам И. И. Панаева, портрет очень верно передает черты поэта; художник не сумел только схватить тонкого и умного выражения глаз его. Во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) хранится автокопия этого портрета, рисованная красками.
Портрет кисти К. А. Горбунова издан также в "Портретной галерее" А. Мюнстера (Литография в лист. СПб. 1869 г.); правда, лицо поэта сделано здесь более молодым, шуба – более роскошной, чем в оригинале. Еще более молодым сделано лицо Кольцова на портрете, изданном в лист как и у А. Мюнстера, В. П. Водовозовой („Фотогравюра С. Кульженки“. Кіев, 1904 г.); на лице Кольцова нет ни одной морщинки, глаза совсем потеряли задумчиво-грустный оттенок оригинала Горбунова. (вернуться)

 
 
Иллюстрация к стихотворению А. В. Кольцова «Урожай».
Фрагмент лубка. Москва, Литография И.Д. Сытина и Ко. 1887
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика