Стихотворение «Песня пахаря» А. В. Кольцова
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Портрет А. В. Кольцова
работы К. А. Горбунова, 1838
 
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ
(1809 – 1842)
ПЕСНЯ ПАХАРЯ[1]
 
Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.

Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит.

Весело на пашне.
Ну, тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

Весело я лажу
Борону и соху,
Телегу готовлю,
Зерна насыпаю.

Весело гляжу я
На гумно, на скирды,
Молочу и вею…
Ну! тащися, сивка!

Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.

Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка —
Ну! тащися, сивка!

Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.

Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы;
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых!

Ну! тащися, сивка!
Накормлю досыта,
Напою водою,
Водой ключевою.

С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, Боже,
Хлеб — моё богатство![2]

26 ноября 1831 г.

Источник: Кольцов А. В. Полное собрание стихотворений. — М.: Советский писатель. 1958.
 

1. «Песня пахаря» – напечатано в газете «Молва» за 1835 г., № 11, стр. 171. Вошло в сб. 1835 г.
«Песня пахаря» – одна из самых популярных вещей Кольцова.
Стихотворение высоко оценивали критики революционно-демократического лагеря. Добролюбов причислял его к «лучшим пьесам» в сб. 1835 г. Стихотворение знаменовало собой в творчестве Кольцова поворот к песне. С 1831 г. песня действительно начинает занимать у него главенствующее место.
«Песня пахаря» – это эпос, не потерявший эпического содержания, но ставший лирикой. Именно в древнем русском эпосе располагается его предтеча – ратай (в народной поэзии: крестьянин-пахарь) Микула Селянинович, у Кольцова заговоривший:
Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной...
«В целой русской литературе едва ли найдется что-либо даже издали подходящее к этой песне, производящее на душу столь могучее впечатление», – писал о «Песне пахаря» в 1856 году Салтыков-Щедрин. (вернуться)

2. Песня, начавшаяся с понукания сивки, заканчивается обращением, как и в былине о Микуле Селяниновиче, к богу – в ней есть восхождение, строгая иерархия как выражение гармонического строя души. (вернуться)
 
 
И. Я. Билибин. Эскиз к панно «Микула Селянинович». 1936
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика