Стихотворение «Песня пахаря» А. В. Кольцова
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Портрет А. В. Кольцова
работы К. А. Горбунова, 1838[3]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ
(1809 – 1842)
ПЕСНЯ ПАХАРЯ[1]
 
Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.

Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит.

Весело на пашне.
Ну, тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

Весело я лажу
Борону и соху,
Телегу готовлю,
Зерна насыпаю.

Весело гляжу я
На гумно, на скирды,
Молочу и вею…
Ну! тащися, сивка!

Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.

Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка —
Ну! тащися, сивка!

Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.

Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы;
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых!

Ну! тащися, сивка!
Накормлю досыта,
Напою водою,
Водой ключевою.

С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, Боже,
Хлеб — моё богатство![2]

26 ноября 1831 г.

Источник: Кольцов А. В. Полное собрание стихотворений. — М.: Советский писатель. 1958.
 

1. «Песня пахаря» – напечатано в газете «Молва» за 1835 г., № 11, стр. 171. Вошло в сб. 1835 г.
«Песня пахаря» – одна из самых популярных вещей Кольцова.
Стихотворение высоко оценивали критики революционно-демократического лагеря. Добролюбов причислял его к «лучшим пьесам» в сб. 1835 г. По словам критика, у Кольцова во всем видно «живое, положительное направление»: это «забота о вещественных средствах жизни». Труд понимался поэтом как источник радости и предмет всех забот крестьянина (см. Н. А. Добролюбов. Полн. собр. соч. в 6-ти томах, т. 1, М., 1934, с, 154–155).
Стихотворение знаменовало собой в творчестве Кольцова поворот к песне. С 1831 г. песня действительно начинает занимать у него главенствующее место.
Стихотворение было широко известно в народе благодаря лубочным листам и школьным хрестоматиям.
«Песня пахаря» – это эпос, не потерявший эпического содержания, но ставший лирикой. Именно в древнем русском эпосе располагается его предтеча – ратай (в народной поэзии: крестьянин-пахарь) Микула Селянинович, у Кольцова заговоривший:
Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной...
«В целой русской литературе едва ли найдется что-либо даже издали подходящее к этой песне, производящее на душу столь могучее впечатление», – писал о «Песне пахаря» в 1856 году Салтыков-Щедрин. (вернуться)

2. Песня, начавшаяся с понукания сивки, заканчивается обращением, как и в былине о Микуле Селяниновиче, к богу – в ней есть восхождение, строгая иерархия как выражение гармонического строя души. (вернуться)

3. В 1838 году друг В. Г. Белинского, художник К. А. Горбунов (1815–1893 rr.), нарисовал акварельный портрет Кольцова. Снимок с этого портрета, отличавшегося, по словам Белинского, поразительным сходством, был приложен к изданию 1846 года. По словам И. И. Панаева, портрет очень верно передает черты поэта; художник не сумел только схватить тонкого и умного выражения глаз его.
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) хранится автокопия этого портрета, рисованная красками.
Портрет кисти К. А. Горбунова издан также в "Портретной галерее" А. Мюнстера (Литография в лист. СПб. 1869 г.); правда, лицо поэта сделано здесь более молодым, шуба – более роскошной, чем в оригинале. Еще более молодым сделано лицо Кольцова на портрете, изданном в лист как и у А. Мюнстера, В. П. Водовозовой („Фотогравюра С. Кульженки“. Кіев, 1904 г.); на лице Кольцова нет ни одной морщинки, глаза совсем потеряли задумчиво-грустный оттенок оригинала Горбунова. (вернуться)

 
 
И. Я. Билибин. Эскиз к панно «Микула Селянинович». 1936
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика