История создания романа «Война и мир». Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

19 ЧАСОВ

10 класс[1]


Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого

Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи

Уроки 113-114. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир»

Урок 116. Семья Ростовых и семья Болконских

Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов

Уроки 120-121*. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир»[2]

Уроки 122-123. Художественные особенности романа «Война и мир»


УРОК 112
«В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому народ»[3]

История создания романа «Война и мир».
Особенности жанра романа-эпопеи.
Образ автора в романе.


Задачи урока
— дать понятие о романе-эпопее,
показать, как формировался замысел писателя,
определить авторскую позицию.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.

Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к истории души человека, и к истории целого народа.

Поэтому, когда в середине 1850-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Формирование замысла определил сам автор.

1856 г. — начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 г. — восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 г. — война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805—1807 гг. — заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

Проблемы начала века

— «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.

— «Кто истинный герой?» Толстого интересует общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

— Истинный и ложный патриотизм.

— Назначение женщины — сохранение семейного очага.

Проблемы середины века

— Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 1860-х гг.

— Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.

— Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.

— Вопрос об освобождении женщины, ее образовании, о женской эмансипации.

В романе 4 тома и эпилог: I том — 1805 г.; II том — 1806—1811 гг.; III том — 1812 г.; IV том — 1812—1813 гг.; эпилог — 1820 г.

В классе следует организовать работу по выявлению специфики жанра романа-эпопеи.

Начать можно с объяснения понятия «роман-эпопея». Это наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов (по «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева).

Черты эпопеи в романе «Война и мир»

— Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).
— События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
— Отношения помещиков и народа (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
— Изображение различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
— Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
— Огромное количество человеческих характеров.
— Большая протяженность во времени (15 лет).
— Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Джон Голсуорси так писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: „величайший роман в мире“, — я выбрал бы „Войну и мир“».

Итоговые вопросы урока

Как начинается роман?

В чем своеобразие такого начала?

Какова интонация первых глав? Оправдана ли она?

Как меняется мир романа от одной сцены к другой?

В чем вы видите авторское своеобразие романа «Война и мир»?

Вывод. Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это:

1) прием сопоставления и противопоставления;
2) «срывание всех и всяческих масок»;
3) психологизм повествования, который раскрывается через внутренние монологи.

Итог урока.

Новый жанр (роман-эпопея) был необходим Л. Н. Толстому, чтобы не только раскрыть грандиозный замысел, но и отразить свои раздумья о судьбе России и русского народа, что являлось актуальным в 60-е гг. XIX столетия, во время решения вопроса об отмене крепостного права.



УРОКИ 113-114
«Чтобы жить честно...»[4]

Жизненные искания
Андрея Болконского и Пьера Безухова.


Задачи уроков —
проследить, как формируются характеры любимых героев Толстого,
как ищут они истину и находят ее в сближении с народом.

В начале урока
можно прочитать отрывок из письма писателя, объясняющий его жизненную позицию:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (из письма Толстого от 18 октября 1857 г.).

Работа на уроке может проводиться в 4 группах.

Группа 1
— «биографы» князя Андрея, которые выстраивают жизненный путь героя.

Группа 2
— «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.

Группа 3
— «биографы» Пьера Безухова, которые выстраивают жизненный путь героя.

Группа 4
— «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера.

В ходе работы основные положения в решении проблемы урока записываются в виде таблицы.
ТАБЛИЦА
Жизненные искания
Андрея Болконского и Пьера Безухова
Общие периоды
Жизненный путь Болконского. «Дорога чести»
Наблюдатели за образом Андрея Болконского
Жизненный путь Пьера Безухова. «...Видите, какой я добрый и славный малый»
Наблюдатели за образом Пьера Безухова
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу
Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1, ч. 1, гл. III—IV)
Портрет. Сопоставление с другими героями. Речь
Происхождение. Вечер у А. П. Шерер. Отношение к окружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1, ч. 1, гл. II—V)
Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями
II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки — кризис
Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1, ч. 1, гл. III, XII). Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на Батарее Тушина. Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1, ч. 2, гл. XXI). Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1, ч. 3, гл. XVI—XIX)
Портрет. Речь. Манера поведения. Сопоставление с другими героями. Внутренний монолог. Речь. Пейзаж
Кутежи в компании Анатолия Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1, ч. 1, гл. VI; ч. 3, гл. I—II; т. 2, ч. 1, гл. IV—VI). Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2, ч. 2, гл. 1)
Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями. Внутренний монолог
III. Духовный кризис
Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2, ч. 2, гл. XI)
Портрет (глаза). Внутренний монолог-рассуждение
На распутье
Портрет. Внутренний монолог
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис
Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2, ч. 3, гл. I). Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2, ч. 3, гл. I—III). Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2, ч. 3, гл. IV—VI, XVIII). Любовь к Наташе и разрыв с ней
Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж. Сопоставление с другими героями. Диалог
Постепенное «пробуждение» от кризиса. Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2, ч. 2, гл. III, XI, XII; ч. 3, гл. VII). Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2, ч. 2, гл. X). Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2, ч. 5, гл. I)
Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж. Сопоставление с другими героями и противопоставление им. Диалог
V. Андрей Болконский и Пьер Безухов в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний
Портрет. Внутренний монолог. Отношения с другими героями. Пейзаж
Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3, ч. 1, гл. XI; ч. 2, гл. V, XXV). Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3, ч. 2, гл. IV—V, XIX—XXXVI)
Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют «наш барин»? Роль Бородина в жизни Пьера. Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3, ч. 1, гл. XXII; ч. 2, гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3, гл. IX, XXXVII, XXXIII—XXXV)
Портрет. Сопоставление с другими героями
VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова
Встреча с Анатолием Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с Наташей — прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3, ч. 2, гл. XXXVII; т. 3, ч. 3, гл. XXX—XXXII)
Портрет. Внутренний монолог
Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4, ч. 1, гл. X—XIII)
Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог.)
Сын Андрея Болконского — Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества (эпилог, ч. 1, гл. XIII)
Портрет. Речь
Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи. Участие в тайных обществах (эпилог, ч. 1, гл. V)
Портрет. Речь


Итог уроков.

Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Следующие уроки: Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Гей Н. Художественность литературы. — М., 1975. (вернуться)

4. См.: Толстой Л. Н. Письмо от 18 октября 1857 г. // Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. — М., 1953. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика