Женские образы в романе «Война и мир». Семья Ростовых и семья Болконских. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

19 ЧАСОВ

10 класс[1]


Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого

Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи

Уроки 113-114. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир»

Урок 116. Семья Ростовых и семья Болконских

Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов

Уроки 120-121*. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир»[2]

Уроки 122-123. Художественные особенности романа «Война и мир»


УРОК 115
«Что есть красота?»[3]

Женские образы в романе «Война и мир».

Задачи урока —

работая над текстом, определить отношение автора к женским образам,
почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми,
за что автор одних героинь ценит, а других презирает.

Поэт Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:

...что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

— хранительницу очага, основу семьи;
— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
— движение души.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?
Авторское отношение к героям
(роман «Война и мир»)
Любимые
Нелюбимые
Сложно определить
Наташа Ростова
Марья Болконская
А. П. Шерер
Элен Курагина
Жюли Карагина
Соня
Вера
А. М. Друбецкая
Лиза Болконская

Словарная работа

Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.

Вопросы и задания для исследовательской работы

1. Первое знакомство с Наташей
(т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).

— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?

— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)

— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).

— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.

— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?

— Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).

— Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?

— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?

— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?

2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).

— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.

— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?

— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).

— Сравните поведение Сони и Наташи.

— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?

4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).

— Чем привлекла Наташа князя Андрея?

— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?

— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?

5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).

— Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?

— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?

6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).

— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.

— Как меняется Наташа под влиянием Элен?

7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).

— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?

— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?

8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.

— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?

— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?

— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?

9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).

— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?

Итог урока.

«Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

Урок может завершиться
обсуждением тем для домашних письменных работ:

1. Динамика портрета Наташи Ростовой.
2. Ключевые детали портрета как средство раскрытия женского характера (героиня по выбору учащегося).
3. Общее и особенное в характерах героинь Л. Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
4. Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.



УРОК 116
«Ум ума» и «ум сердца»1[4]

Семья Ростовых и семья Болконских.

Задачи урока —
сопоставить любимые семьи автора;
выяснить, что в семье он считает главным.

Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что:

— они участники исторических событий, патриоты;
— их не привлекают карьеризм и выгода;
— они близки к русскому народу.

На уроке можно провести сопоставительный анализ двух семей.

Можно сопоставить семьи Ростовых и Болконских с вечером в салоне у А. П. Шерер.
ТАБЛИЦА
Сопоставительный анализ двух семей
Семьи
Ростовы
Болконские
1. Старшее поколение.
Сравните:
— отношения между гостями в салоне у А. П. Шерер;
— причины прихода на вечер (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы)
Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье).
Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение (обращения друг к другу).
Положение матери — положение хозяйки дома (именины).
Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины)
Старый князь Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании разрешили въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».
Главная нравственная основа для него — честь
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми
Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких норм воспитания (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное — любовь, жизнь по законам сердца
Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «...с людьми, окружающими его, от дочери до слуг... был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».
Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая, мужская любовь отца (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье).
Главное — жизнь по законам разума
3. Отношения в семьях между детьми.
Сравните:
— поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер;
— кутежи Анатоля Курагина и Долохова
Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия (увлечение пением, танцами).
Главное в отношениях — душа
Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться своей духовной жизнью. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)
4. Близость к природе. Семьи чаще живут в имениях (Отрадном, Лысых Горах), чем в столицах
Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; сцена охоты; катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы
Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное). Постоянная жизнь в Лысых Горах — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя Болконского
5. Отношение к народу
Восприятие народности и близость к народу на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи)
Разумное восприятие народных проблем: преобразования в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами
6. Патриотизм. Отношение к войне.
Сравните:
— отношение к войне на вечере у А. П. Шерер;
— поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля
Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 г. с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители Москвы
Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны 1805—1807 гг., уходит в отряд Багратиона, в 1812 г. уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»). Старый князь Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства врагов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы
7. Недостатки
Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Проявление жесткости Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова
Тяжелый, иногда самодурный характер старого князя Болконского (история с мадемуазель Бурьен)
8. Отношение автора к героиням
Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, смысл жизни которой в семье
Княжна Марья тоже идеал женщины, которая, по мнению автора, способна быть хранительницей очага
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность
Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя
Автор любит эту семью. Хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в старом князе Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что его мать была именно такой). Андрей Болконский воплощает мысли самого Толстого


Урок может быть проведен и в форме диспута
«Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?»

Итог урока.

Отношения отцов и детей в семьях Ростовых и Болконских, основанные на любви, взаимопонимании и доверии, — образец для подражания.

Следующие уроки: Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Заболоцкий Н. Н. Некрасивая девочка // Избр. произв.: В 2 т. — М., 1972. — Т. 1. — С. 292. (вернуться)

4. См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика