Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
Л. Н. и С. А. Толстые
в 48-ю годовщину свадьбы
25 сентября 1910 г. Ясная Поляна.
Фотография С. А. Толстой. Последний снимок Л. Н. Толстого.
Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

19 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 109. Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути

Уроки 110-111*. Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого[2]

Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи

Уроки 113-114. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир»

Урок 116. Семья Ростовых и семья Болконских

Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов

Уроки 120-121*. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир»

Уроки 122-123. Художественные особенности романа «Война и мир»

Уроки 124*-125*. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат»

Уроки 126*-127*. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого


УРОК 109
«...Удивился силе этого крупного таланта... Мастер, мастер!»[3]

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя.
Этапы творческого пути. Духовные искания.
Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.


Задача вступительного урока
к изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого — показать сложность формирования характера, истоки творчества, глубокие раздумья писателя о жизни.

«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.

В основе урока — лекция учителя и составление ее подробного плана с участием учащихся. Они могут подготовить сообщения или, работая в группах, выбрать необходимый материал из биографических справочников.

Примерный план

1. Разгадка тайны человеческого счастья, тайны «зеленой палочки» — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.

3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.

4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования в имении. Проба пера — первые литературные наброски.

5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

6. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».

8. Идейные искания 1850—1860-х гг.

— Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856).
— Ощущение надвигающейся крестьянской революции.
— Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
— Мировоззренческий кризис писателя.
— Попытка найти ответы на тревожащие вопросы в поездке за границу. «Люцерн».

9. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» и книг для детей.

10. Отношение к реформе 1861 г., отменяющей крепостное право. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование.

11. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

12. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

13. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.

14. Духовный кризис 1870—1880-х гг. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899). Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом. Преследование правительством и Церковью. Широкая популярность.

15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

Итог урока.

Разговор о личности Л. Н. Толстого должен помочь увидеть его как писателя, жизнь которого наполнена творческим трудом, и как человека, глубоко переживающего за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.

Следующие уроки: Уроки 110-111*. Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Тургенев И. С. Письмо к А. А. Фету // И. С. Тургенев. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1950. — Т. 12. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика