Иллюстрации А. В. Николаева к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
 
 Главная
 
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
Николаев Андрей Владимирович
(1922–2013)

Иллюстрации
к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
[1]
 
Князь Андрей и Наташа на балу.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Андрей и Пьер на пароме.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Князь Андрей на Бородинском поле.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Кутузов на военном совете в Филях.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Наташа и раненые.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Встреча в Мытищах.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Александр I и Мишо.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Петя и Карабах.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Смерть Пети Ростова.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Кутузов под Красным.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
 
Солдаты на марше.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Николаев Андрей Владимирович – художник, график, иллюстратор.
В 1940-х годах художник начал сотрудничать в «Государственном издательстве художественной литературы». В 1954 г. был принят кандидатом, а в 1957 г. стал членом Московского союза художников.
Работать над иллюстрациями к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» А. В. Николаев начал еще в 1950-е годы. С тех пор вышло в свет более десятка изданий «Войны и мира»» с иллюстрациями Николаева общим тиражом более полутора миллионов экземпляров.
Кроме того, художником проиллюстрировано около двух сотен других книг, среди них: «Сожженная Москва» В. Данилевского, «Рославлев» и «Милославский» Н. Загоскина, «Приваловские миллионы» Мамина-Сибиряка, «На дне», «Мещане», «Егор Булычев» А. Горького и многие, многие другие. (вернуться)
__________
Иллюстрации А. В. Николаева предельно завершены в себе. Их цветовая гамма вовсе не тщится передать «все краски мира». Для А. В. Николаева колористический лейтмотив есть не размыкание рисунка в цвет, а его замыкание в цвет: знак монолитной законченности и символического завершения в колорите. Точно так же работают николаевские композиции: сомкнутые, зеркально уравновешенные, иногда почти медальонные. И экспрессивный, кое-где щеголеватый рисунок вовсе не есть возврат от психологической проникновенности Шмаринова к башиловскому отчужденному шаржу: в своем благоговении перед Толстым А. Николаев как раз продолжает традицию Д. Шмаринова, воспринимавшего толстовский мир как целостное совершенство. Но если у Шмаринова этот мир был приближен к зрителю, открыт ему, подобен ему, то у Николаева он как отделен от нас, отчерчен, взят в раму. Потому и создает А. Николаев не картины к тексту, но как бы параллельную художественную систему, в себе эстетически завершенную, в романе Толстого он видит мир, уже как бы отдаленный от нас целым веком и в этом отдаленности величественно завершившийся.

Этот мир полон трагизма и боли. И мы бесконечно сострадаем его героям. И эпопея 1812 года, воссозданная рукой иллюстратора, дышит для нас живой патриотической страстью и ощущением всенародного братства, спасшего Россию в час испытания. Но в этой драме мы не ловим непосредственных отзвуков нашего психологического состояния, а только прочитываем исторический урок. Мы уже не можем сказать, как двадцать лет назад, что женщину, увиденную в книге Толстого, мы встретили в метро. Разделяя великое страдание героев Толстого, мы воспринимаем в их страдании и великую красоту: величие конечного смысла и оправдания.

Мне хотелось проверить, в какой степени мое мнение о позиции Николаева согласуется с его субъективным ощущением, с его замыслом. Я спросил художника о том, какой момент, какое место в тексте «Войны и мира» он считает для себя ключевым. Он ответил: «последняя глава четвертого тома – выздоровление Пьера Безухова после болезни».

«…Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем… и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив».

Толстой неисчерпаем. Каждая эпоха спрашивает его о своем. И каждая – находит ответ.

Источник: Л. Аннинский. Из статьи к 4-му выпуску иллюстраций А. В. Николаева к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика