На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными
справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 9
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Как пр..ятно выехать в..сной до з..ри! Ты выход..ш.. на крыльцо д..ревя(н,нн)ого дома и смотр..шь в небес..ную высь.(4) На (тёмно)сером небе ещё м..гают(3)
звёзды влажный в..терок наб..гает лё..кой в..лной. Слышит..ся (не)ясный ш..пот ночи.
Пруд едва начина..т дымит..ся в этот ра(н,нн)ий час. Ты ед..шь по у(з/с)кой д..рожк.. .
И вот уже з..ря разг..ра..тся. Вот уже з..л..тые пол..сы прот..нулись по небу.
Предра(с,сс)ветный ветер подул – и тихо в(з/с)плыва..т б..гровое со..нце. Свет так и хлын..т
потоком. Д..леко видно кругом, прозрач..на даль. Осл..пительно бл..стит река. В ясном
неб.. белые облака соб..рают..ся в какие(то) (не)обыкнове(н,нн)ые фигуры.
Слыш..шь чудес..ные бе(з/с)числе(н,нн)ые(2) голоса птиц, которые исп..лняют
пр..крас..ную утре(н,нн)юю симфонию. Сер..це зам..рает от этой дивной песн.. в..сны!
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3.
В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и
звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
ДОБЫЧА, ЗВОНЯТ, КРАСИВЕЕ, ДОКУМЕНТЫ
5.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
В нашей стране первая печатная книга появилась в шестнадцатом веке.
6.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный
вариант формы слова (слов).
1) белоснежная тюль
2) кратчайший путь
3) четверо подруг
4) в две тысячи втором году
7. Выпишите
предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Молчалив и задумчив осенний лес.
2) В тёплых домиках под снежной шубой прячутся бобры.
3) Главное богатство сибирского кедра орехи.
4) Зима в этом году долгая и суровая.
8.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дым от костра поднимался столбом и лесные комары кружились роем и тоненько пели.
2) Волны мерно и ровно катились одна за другой и разбивались о прибрежные камни.
3) Возвращайтесь дорогие путешественники поскорее домой!
4) Глаза её глядели печально и проницательно.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14
Текст 2
(1)Многие думают, что заяц – несмелое и беззащитное животное. (2)Трусость зайца
проявляется во всех его торопливых движениях, она даже утверждена в русской поговорке
«Труслив, как заяц». (3)Но так ли это на самом деле?
(4)Заяц отнюдь не робкого десятка. (5)Точно зная о приближении врагов (охотничьих
собак, лисиц или волков), он не удирает сразу, а, устроившись в траве, терпеливо, до
последнего момента выжидает, не свернут ли они в сторону. (6)Взрослые зайцы, знающие,
почём фунт лиха, на глазах у захлебывающегося лаем громадного цепного пса преспокойно
едят то, что растёт в саду или в огороде. (7)Разве это не свидетельствует об их храбрости?
(8)И лишь столкнувшись с врагом нос к носу, заяц меняет тактику: быстро убегает, петляя
так, как умеет только он один. (9)Спасаясь от преследователей, заяц может на ходу прыгнуть
в проезжающую мимо телегу и зарыться в сено, а во время ледохода даже переправиться
через реку, бесстрашно прыгая с льдины на льдину.
(10)Зайцы умеют за себя постоять. (11)Пойманного взрослого зайца не так-то просто
взять в руки: он отчаянно сопротивляется, кричит, вырывается, бьёт врага сильными задними
лапами и пускает в ход острые зубы. (12)Не боится заяц и пернатых хищников – филина или
орла: он отбивается от них когтями задних лап, лёжа на спине. (13)Один зоолог рассказывал
о том, как пасущийся в степи конь случайно потревожил отдыхавшего в густой траве зайца,
который, рассердившись, наказал обидчика – царапнул его за нос. (14)Испуганному коню ничего не оставалось, как ускакать подальше, а косой между тем спокойно
вернулся на прежнее место.
(По Г.П. Шалаевой)
9.
Определите и запишите основную мысль текста.
10.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11.
В чём, по мнению автора текста, проявляется храбрость зайца?
12.
Определите и запишите лексическое значение слова «ПОСТОЯТЬ» из предложения 10.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Постоять –
13.
Определите стилистическую окраску слова «УДИРАТЬ» («УДИРАЕТ») из предложения 5, запишите.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
Удирать –
14.
Объясните и запишите значение фразеологизма КАК В ВОДУ ГЛЯДЕЛ. Используя не менее
двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
как в воду глядел –
ОТВЕТЫ:
Текст 1.
Как приятно выехать весной до зари! Ты выходишь на крыльцо деревянного дома и смотришь в небесную высь.
(4) На тёмно-сером небе ещё мигают(3) звёзды, влажный ветерок набегает лёгкой волной.
Слышится неясный шёпот ночи.
Пруд едва начинает дымиться в этот ранний час. Ты едешь по узкой
дорожке. И вот уже заря разгорается. Вот уже золотые полосы
протянулись по небу. Предрассветный ветер подул – и тихо всплывает
багровое солнце. Свет так и хлынет потоком. Далеко видно кругом,
прозрачна даль. Ослепительно блестит река. В ясном небе белые
облака собираются в какие-то необыкновенные фигуры.
Слышишь чудесные бесчисленные(2) голоса птиц, которые исполняют прекрасную утреннюю симфонию. Сердце замирает от этой
дивной песни весны!
Синтаксический разбор предложения
Ты выходишь на крыльцо деревянного дома и смотришь в небесную высь.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: ты (подлежащее, выражено местоимением) выходишь (и)
смотришь (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (выходишь) на крыльцо – обстоятельство, выражено
именем существительным с предлогом; (на крыльцо) дома – дополнение, выражено именем
существительным (возможно: определение); (дома) деревянного – определение, выражено
именем прилагательным; (смотришь) в высь – обстоятельство, выражено именем
существительным с предлогом; (в высь) небесную – определение, выражено именем прилагательным.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и
звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: даль;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 4 буквы и 3 звука, так как буква ь звука не обозначает.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Добы́ча, звоня́т, красúвее, докуме́нты
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
В нашей стране первая печатная книга появилась в шестнадцатом веке.
Части речи: предл. мест. сущ. числ. прил. сущ. гл. предл. числ. сущ.
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Содержание верного ответа:
Белоснежный тюль, четыре подруги
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Главное богатство сибирского кедра – орехи;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
ИЛИ
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Возвращайтесь, дорогие путешественники, поскорее домой!;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Заяц отнюдь не робкого десятка, он умеет за себя постоять.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. Зайца принято считать трусливым животным.
2. Заяц убегает только в случае реальной опасности. / Свидетельства храбрости зайца.
3. Зайцы умеют за себя постоять
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.
11. В чём, по мнению автора текста, проявляется храбрость зайца?
Ответ может быть сформулирован так:
При приближении врагов заяц сохраняет спокойствие и убегает только в случае
действительной опасности. Пойманный заяц отважно сопротивляется: кусает
и царапает врага, бьёт его сильными задними лапами.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «мерить» («мерили») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное
многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
постоять – защитить, оградить.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или
иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Машина несколько минут постояла у светофора и поехала дальше.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.
13. ООпределите стилистическую окраску слова «удирать» («удирает») из предложения 5,
запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
удирать – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: удирать – убегать, улепётывать.
Может быть подобран другой синоним.
14. Объясните и запишите значение фразеологизма как в воду глядел. Используя не менее
двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
как в воду глядел – предвидел, предугадал, знал заранее;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Я чувствовала, что на контрольной по истории мне достанется вопрос о Крещении
Руси. Как в воду глядела: так и получилось!
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.
|