ВПР по русскому языку. 6 класс. Проверочная работа № 18
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
 
 
 
 
 
 

ВПР по русскому языку
в 6 классе
Варианты работ


Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 6 классе
Вариант 18.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 18
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Мал..чик тихо выш..л из избы. Он бе(з/с)звуч..но пр..крыл дверь быстро поднялся на гору. Бабушку он (не)от..скал и (з/с)пустился по кос..гору к (тёмно)син..й реке. (4)
В (не)которых м..стах на ней бл..стели лужайки серебря(н,нн)ого света а у самого бер..га скво(з/с)ь з..лёную воду пр..чудливо пр..свечивали (янтарно)белые камешки. Пр..брежные камешки ок..зались тёпл..ми от со..нца.
Ветра (не)было и белые чайки плав..ли по воде, ра(з/с)пластав крыл..я. Было видно, как (не)ш..рокая но бурная р..ка снос..т (3) их вни(з/с) по т..чению. Чайки (не)сопр..тивлялись. Они уже пол..тали по свету поб..ролись с волнами и теперь пок..рились б..гущей воде. Ст..яла (не)частая для августа в этой мес..ност.. жара. На син..й р..ке кое-где в(з/с)пых..вали и гасли острые огне(н,нн)ые(2) искры.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Банты, красивее, клала, формировать.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Двое мальчишек испуганно посмотрели мне в глаза и вдруг доверчиво засмеялись.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) трое мальчиков
2) продукт более полезнее
3) двумстам гостям
4) горячий какао

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Моя сестра студентка университета.
2) Музеи и галереи мы посещаем часто.
3) Утро сегодня холодное и туманное.
4) Выступление клоунов оригинально и поучительно.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Отец перебирал грибы любовался ими и взвешивал на ладони.
2) Изба стояла на краю села белая сирень окружала её со всех сторон.
3) Научи меня бабушка Ульяна искать лечебные травы в лесу.
4) Толя сел на сухой брезент и поджал босые ноги.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2


(1)Издавна на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома торговали нарядной, красочной деревянной посудой. (2)Это не обыкновенные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые, и нарисованы на них тра́вы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. (3)Такую удивительную посуду и на царский стол поставить незазорно. (4)Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. (5)Хозяйка выставляла её для дорогих гостей: пусть и не богатое в ней будет угощение, но от всей души.
(6)А сделать настоящую «золотую хохлому» совсем не просто. (7)Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу, потом долго сушит её и покрывает тонким слоем глины: похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. (8)А золота для «золотой хохломы» и не требуется! (9)Этот секрет знали ещё иконописцы Древней Руси. (10)Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком, и чаша блестит, будто серебряная. (11)Художник мягкой кистью рисует на ней затейливый орнамент. (12)Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь — не кашу варить, а для просушки, для «закалки».
(13)И вот в печи происходит чудо: деревянная расписная чаша под воздействием температуры становится золотой, с красочным рисунком. (14)Лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. (15)Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев, и главное — мерцающий золотой фон. (16)Не боится хохлома ни жары, ни стужи: всё так же свежо и ярко будут сиять её краски, не потускнеет «золото», потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
(По А. Е. Клиентову)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Для кого, по мнению автора текста, старинные мастера создавали посуду с хохломской росписью?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «дорогие» («дорогих») из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Дорогие –

13. Определите стилистическую окраску слова «стужа» («стужи») из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Стужа –

14. Объясните и запишите значение фразеологизма КЛЕВАТЬ НОСОМ. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Клевать носом –


ОТВЕТЫ:

Текст 1.

Мальчик тихо вышел из избы. Он беззвучно прикрыл дверь, быстро поднялся на гору. Бабушку он не отыскал и спустился по косогору к тёмно-синей реке.
В некоторых местах на ней блестели лужайки серебряного света, а у самого берега сквозь зелёную воду причудливо просвечивали янтарно-белые камешки. Прибрежные камешки оказались тёплыми от солнца.
Ветра не было, и белые чайки плавали по воде, распластав крылья. Было видно, как неширокая, но бурная река сносит их вниз по течению. Чайки не сопротивлялись. Они уже полетали по свету, поборолись с волнами и теперь покорились бегущей воде. Стояла нечастая для августа в этой местности жара. На синей реке кое-где вспыхивали и гасли острые огненные искры.
(По С. Романовскому)


Морфемный словообразовательный разборы слова
корень – огн, суффикс – енн, окончание – ые;
огненные от огонь (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова
сносит(3)
1. сносит (что делает?) - глагол, н. ф. - сносить.
2. Пост. - несов. вид, невозвр., переходн., II спр.; непост. - в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения
Бабушку он не отыскал и спустился по косогору к тёмно-синей реке.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: он (подлежащее, выражено местоимением) (не) отыскал (и) спустился (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (не отыскал) бабушку - дополнение, выражено именем существительным; (спустился) по косогору - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно: дополнение); (спустился) к реке - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно: дополнение); (к реке) тёмно-синей - определение, выражено именем прилагательным.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: мальчик;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 7 букв и 6 звуков, так как буква ь звука не обозначает.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Ба́нты, краси́вее, кла́ла, формирова́ть

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Двое мальчишек испуганно посмотрели мне в глаза и вдруг доверчиво засмеялись.

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Содержание верного ответа:
Продукт более полезный, горячее какао.
ИЛИ
Продукт полезнее, горячее какао

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Моя сестра – студентка университета;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
ИЛИ

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Научи меня, бабушка Ульяна, искать лечебные травы в лесу;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

9. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста:
Секрет «золота» хохломы – алюминиевое или оловянное покрытие, которое в печи приобретает золотой цвет. / Золотые руки мастеров – секрет деревянной посуды из Хохломы.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. Посуда с хохломской росписью в крестьянском быту.
2. Мастерство изготовления хохломской чаши.
3. Секрет «золота» хохломы.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.

11. Для кого, по мнению автора текста, старинные мастера создавали посуду с хохломской росписью?
Ответ может быть сформулирован так:
Посуда с хохломской росписью украшала крестьянские праздники и свадьбы.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «дорогие» («дорогих») из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
дорогие – милые, любимые, любезные.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Соседи купили дорогую мебель в гостиную.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.

13. Определите стилистическую окраску слова «стужа» из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
стужа – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: стужа – мороз, холод.
Может быть подобран другой синоним.

14. Объясните и запишите значение фразеологизма клевать носом. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
клевать носом – дремать сидя, то опуская, то поднимая голову;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Антон и Артём вовремя не собрали материал для совместной проектной работы и были вынуждены дописывать её допоздна накануне сдачи. На следующий день во время защиты проекта они оба клевали носом.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.

Больше примеров для задания 14
на странице "Фразеологический словарь"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика