ВПР по русскому языку. 6 класс. Проверочная работа № 11
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
 
 
 
 
 
 

ВПР по русскому языку
в 6 классе
Варианты работ


Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 6 классе
Вариант 11.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 11
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Румянец года – такое п..этическое название перв..му мес..цу лета дали наши пре(д/т)ки. В эту пору можно наблюдать (не)спешное г..рение з..ри. Июнь пора насл..ждения ар..матами луговых цв..тов. Июн..ское сено сла(д/т)кое, душ..стое. П..спишь ноч..ку на таком сен.. – и весь день (не)ход..шь а словно л..таешь(3).
Июнь стел..т свой яркий к..вёр по з..мле. Нар..дились в пёстрое разн..трав..е л..сные(2) луга и п..ляны. (4) Они то в тонких п..лосках (нежно)розовой дрёмы, то в рубиновых шапоч..ках дикого клевера, то в бе(з/с)числе(н,нн)ых зонт..ках белых р..машек.
Если пов..зёт от..скать б..р..зняк, вас ждёт встреча с бел..ми гр..бами. Шля(б/п)ки на них (светло)к..ричневые, а(п,пп)етитные. Могут повстр..чат..ся подб..рёзовики и выв..док лисич..к. Гр..бов в эту пору мало но настойчивым пов..зёт об..зательно.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Баловать, звонит, жалюзи, средства.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На два дня нашу команду спешно отвезли на соревнования по парашютному спорту.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) трёхстам школьникам
2) фильм более интереснее
3) вкусное пюре
4) четверо медвежат

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Внезапно дожди сменились снегом.
2) Под снегом земля мягкая и рыхлая.
3) Январский воздух морозен и свеж.
4) В этих краях грачи первые вестники весны.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Над ущельем озабоченно и шумно хлопотал ветер и сгонял облака.
2) Мальчики не просто плавали вдоль реки но состязались в нырянии.
3) Скворцы здесь пользуются любовью и их даже кошки не трогают.
4) Известны ли вам ребята произведения этого автора?

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2


(1)Среди разнообразных шалей и платков, выполненных отечественными мастерами, выделяются своей неповторимостью оренбургские пуховые платки. (2)Оренбургские платки вяжут вручную, вкладывая в труд всё мастерство и вдохновение. (3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается. (4)Все эти качества пряжи придают платкам удивительные свойства: они настолько легки и тонки, что их можно свободно продеть сквозь обручальное кольцо.
(5)Чтобы связать вручную пуховый платок, мастерице порой надо затратить до двухсот пятидесяти часов времени. (6)Сначала она руками перебирает пух, разрыхляя каждый клочок, очищая его от примесей и грубого волоса, после этого расчёсывает пух специальными двухрядными гребнями, а затем прядёт пуховые нити на коротких лёгких веретёшках. (7)Оренбургские мастерицы вяжут свои платки на обыкновенных стальных «чулочных» спицах и используют характерную вязку – двухизнаночную гладь. (8)Особенно высоко ценится платок, который связан одной мастерицей от начала до конца. (9)Готовый платок пушат и натягивают на специальные пяльцы для восстановления формы и размера.
(10)Ценность оренбургских платков определяется не только мастерством исполнения. (11)Мотивы узора платков необычайно разнообразны и неповторимы. (12)Невозможно найти двух одинаковых платков, поскольку это исключается самой техникой исполнения – вязанием. (13)У мастериц большое количество основных мотивов узора: «рыбка», «горошек», «мышиный след», «соты», «кошачьи лапки» и многие другие. (14)Умело соединяя мелкие элементы, мастерицы получают более сложные узоры: «розетки», «шашечки», «цепочки», «змейки», «бантики», «снежинки». (15)Каждый раз создаётся новая композиция, которую из-за её усложнённости очень трудно повторить. (16)Мастерицы не пользуются какими-либо готовыми рисунками и описаниями: им легче вывязать новый рисунок, не уступающий прежним по красоте, чем воссоздать раз сделанное.
(По В.Г. Смолицкому)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Что, по мнению автора текста, придаёт оренбургским платкам лёгкость и тонкость?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Удерживать –

13. Определите стилистическую окраску слова «неповторимы» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Неповторимы –

14. Объясните и запишите значение фразеологизма ГОРИТ В РУКАХ. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Горит в руках –


ОТВЕТЫ:

Текст 1.

Румянец года – такое поэтическое название первому месяцу лета дали наши предки. В эту пору можно наблюдать неспешное горение зари. Июнь – пора наслаждения ароматами луговых цветов. Июньское сено сладкое, душистое. Поспишь ночку на таком сене – и весь день не ходишь, а словно летаешь(3).
Июнь стелет свой яркий ковёр по земле. Нарядились в пёстрое разнотравье лесные(2) луга и поляны.(4) Они то в тонких полосках нежно-розовой дрёмы, то в рубиновых шапочках дикого клевера, то в бесчисленных зонтиках белых ромашек.
Если повезёт отыскать березняк, вас ждёт встреча с белыми грибами. Шляпки на них светло-коричневые, аппетитные. Могут повстречаться подберёзовики и выводок лисичек. Грибов в эту пору мало, но настойчивым повезёт обязательно. (По Ю. Пшонкину)




Морфологический разбор слова
летаешь(3)
1. Летаешь (что делаешь?) – глагол, н. ф. – летать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 2-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения
Нарядились в пёстрое разнотравье лесные луга и поляны.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими.
Грамматическая основа: луга (и) поляны (однородные подлежащие, выражены именами существительными) нарядились (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (луга) лесные – определение, выражено именем прилагательным (возможно: (луга и поляны) лесные); (нарядились) в разнотравье – дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (разнотравье) пёстрое – определение, выражено именем прилагательным.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: яркий;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 5 букв и 6 звуков, так как буква я в начале слова обозначает два звука: [й’] и [а].
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Балова́ть, звони́т, жалюзи́, сре́дства

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Какой-то незнакомец остановился в двух шагах от нас и заиграл на скрипке.

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Содержание верного ответа:
Трёмстам школьникам, фильм более интересный.
ИЛИ
Трёмстам школьникам, фильм интереснее

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
В этих краях грачи – первые вестники весны;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
ИЛИ

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Известны ли вам, ребята, произведения этого автора?;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

9. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста:
Ценность оренбургских платков определяется качеством пряжи, мастерством исполнения, разнообразием и неповторимостью узоров.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. Пряжа для оренбургских пуховых платков.
2. Мастерство изготовления пуховых платков.
3. Неповторимые мотивы узора платков.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.

11. Что, по мнению автора текста, придаёт оренбургским платкам лёгкость и тонкость?
Ответ может быть сформулирован так:
Пух коз оренбургской породы мягкий и эластичный, легко растягивается, поэтому и платки из него легки и тонки.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
удерживать – беречь, сохранять.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Пете удалось удержать собаку на поводке.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.

13. Определите стилистическую окраску слова «неповторимы» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
неповторимы – книжное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: неповторимы – исключительны, единственны.
Может быть подобран другой синоним.

14. Объясните и запишите значение фразеологизма горит в руках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
горит в руках – выполняется быстро, ловко, хорошо, успешно (о работе, деле и т.п.);
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Моя подруга – человек очень организованный. В свободное время она успевает и маме помочь, и с младшим братом поиграть, и сходить на тренировку по гимнастике. У неё всякое дело горит в руках.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.

Больше примеров для задания 14
на странице "Фразеологический словарь"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика