На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными
справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 10
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В лесной чащ.. тороп..т..ся к своей норе бе(з/с)страшный ёж.
Ежи − хорошие охотники и соб..ратели но осен..ю у них мало д..бычи. П..прятались в
землю черви скрылись юркие ящериц.. в клу(б/п)ки св..рнулись сколь(з/с)кие змеи. Трудно
нах..дить жуков и л..гушек. В осе(н,нн)ие(2) дни готов..т..ся хл..п..тливый ёж к (не)избежной
встреч.. с зимой. Т..ска..т он в н..ру под гиган..ским пнём душ..стые листоч..ки и
(рыжевато)з..лёный мох – стел..т зимн..ю постель.
Скоро заб..рёт..ся(3) ёж в уютное логово и уснёт.
(4) Пр..дёт з..ма пр(е/и)кро..т его нору
снежный сугро(б/п). Под ним, как под т..ж..лым од..ялом, т..пло ежу. (Н..)кто (не)найдёт его
(н..)какие звуки и ш..р..хи (не)разбуд..т. До весе(н,нн)его солнышка всю зиму пр..спит ёж и
будут ему снит..ся чудес..ные ежи(н,нн)ые сны.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3.
В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и
звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Прибыл, удобнее, средства, иссиня-чёрный.
5.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Какой-то незнакомец остановился в двух шагах от нас и заиграл на скрипке.
6.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный
вариант формы слова (слов).
1) пригородное шоссе
2) красивейший сад
3) ехай в город
4) свыше четырёхста метров
7. Выпишите
предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тёмно-зелёные листья кувшинок плавают на поверхности воды.
2) Белый гриб ценная находка для любого грибника.
3) Чист и прозрачен воздух в горах.
4) Косули от природы пугливые и осторожные.
8.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ночная прохлада гонит волны к берегу и разбивает их о прибрежные камни.
2) Бабушка вошла в дом и я почувствовал знакомый запах домашнего хлеба и пирожков.
3) Не трещите морозы в заповедном бору.
4) Мы шли по лесной тропинке и рассказывали друг другу смешные истории.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14
Текст 2
(1)Лису считают очень хитрым животным. (2)Об этом свидетельствуют и произведения
народного творчества. (3)Множество сказок и притч сложено про хитрую лисицу, которая
ворует домашнюю птицу, обманывает других зверей или людей. (4)Она красива,
красноречива, льстива, с лёгкостью может притвориться беззащитной и слабой. (5)Чтобы
достичь желаемого, рыжая плутовка готова задействовать все свои козыри: обман,
мошенничество, хитрость, коварство, лесть. (6)Во всех народных сказках лисица неизменно
демонстрирует чудеса изворотливости, изобретательности, предприимчивости.
(7)Хитрая лиса как персонаж сказок появилась в результате наблюдений народа за
повадками этого зверька. (8)Лиса всегда способна уйти от погони, оставив своих
преследователей в недоумении и растерянности. (9)Мало того, что она умеет запутывать
следы и сбивать охотничьих собак с толку (она словно бы «переплетает» свои следы со
следами собак), лиса также хорошо знает все лазы в земле, из которых есть потайные
выходы. (10)Охотники, загнав лисицу в такое убежище, стараются выманить её оттуда,
потирая руки от предвкушения роскошной добычи, а плутовка-то уже далеко, её и след
простыл. (11)Спасаясь от охотников, лисы практически никогда не выбегают на открытое
место, понимая, что на открытом месте они беззащитны и до них очень просто добраться.
(12) Лисы очень предприимчивые животные. (13)Они могут тихо подкрадываться
к намеченной добыче и приманивать её, используя для этого хвост. (14)Таким образом они
ловят кроликов и других зверей. (15)Зачарованный и, возможно, даже загипнотизированный
кролик, наблюдающий за тем, как лиса ловит свой хвост, не понимает, что, отвлекая его
внимание, хищница подкрадывается к нему всё ближе и ближе. (16)И вот, когда лиса
оказывается на достаточно близком расстоянии, она неожиданно резко распрямляется и молниеносно хватает свою добычу.
(По материалам Интернета)
9.
Определите и запишите основную мысль текста.
10.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11.
В чём, по мнению автора текста, проявляется хитрость лисы?
12.
Определите и запишите лексическое значение слова «считать» («считают») из предложения 1.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Считать –
13.
Определите стилистическую окраску слова «плутовка» из предложения 5, запишите.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
Плутовка –
14.
Объясните и запишите значение фразеологизма КЛЕВАТЬ НОСОМ. Используя не менее
двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Клевать носом –
ОТВЕТЫ:
Текст 1.
В лесной чаще торопится к своей норе бесстрашный ёж.
Ежи – хорошие охотники и собиратели, но осенью у них мало
добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в
клубки свернулись скользкие змеи. Трудно находить жуков и
лягушек. В осенние(2) дни готовится хлопотливый ёж к неизбежной
встрече с зимой. Таскает он в нору под гигантским пнём душистые
листочки и рыжевато-зелёный мох – стелет зимнюю постель.
Скоро заберётся(3) ёж в уютное логово и уснёт.(4) Придёт зима,
прикроет его нору снежный сугроб. Под ним, как под тяжёлым
одеялом, тепло ежу. Никто не найдёт его, никакие звуки и шорохи не
разбудят. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему
сниться чудесные ежиные сны.
(По И. Соколову-Микитову)
Морфологический разбор слова
заберётся(3)
1. Заберётся (что сделает?) – глагол, н. ф. – забраться.
2. Пост. – сов. вид, возвр., непереходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., ед.ч.
3. В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
Скоро заберётся(3) ёж в уютное логово и уснёт.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: ёж (подлежащее, выражено именем существительным) заберётся
(и) уснёт (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (заберётся) в логово – обстоятельство, выражено
именем существительным с предлогом; (заберётся) скоро – обстоятельство, выражено
наречием; (в логово) уютное – определение, выражено именем прилагательным.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и
звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: находить;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 8 букв и 7 звуков, так как буква ь не обозначает звука.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Прúбыл, удóбнее, срéдства, и́ссиня-чёрный
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Какой-то незнакомец остановился в двух шагах от нас и заиграл на скрипке.
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Содержание верного ответа:
Поезжай в город, свыше четырёхсот метров
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Белый гриб – ценная находка для любого грибника;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем
существительным в им. п.
ИЛИ
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Не трещите, морозы, в заповедном бору;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
В сказках о лисе отразились наблюдения народа за её повадками.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. О хитрости лисы сложено множество народных сказок и притч.
2. Наблюдения народа за повадками лисы: лиса и охотники.
3. Лисы – предприимчивые животные, которые умеют приманивать добычу.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.
11. В чём, по мнению автора текста, проявляется хитрость лисы?
Ответ может быть сформулирован так:
Лиса умеет путать следы, знает потайные лазы в земле, которые помогают ей
спастись от охотников. Лиса приманивает добычу, пользуясь своим хвостом.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «считать» («считают») из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное
многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
считать – делать какое-то заключение о ком-то или о чём-то, признать, воспринять.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или
иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Мой младший брат, которому недавно исполнилось пять лет, уже научился считать до ста.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.
13. Определите стилистическую окраску слова «плутовка» из предложения 5,
запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
плутовка – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: плутовка – мошенница, обманщица.
Может быть подобран другой синоним.
14. Объясните и запишите значение фразеологизма клевать носом. Используя не менее
двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
клевать носом – дремать сидя, то опуская, то поднимая голову;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Антон и Артём вовремя не собрали материал для совместной проектной работы и были вынуждены дописывать её допоздна накануне сдачи. На следующий день
во время защиты проекта они оба клевали носом.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.
|