ВПР по русскому языку. 5 класс. Проверочная работа № 4
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
 
 
 
 
 
 

ВПР по русскому языку
в 5 классе
Варианты работ


Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 5 классе
Вариант 4.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 4
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


На д..рог.. л..жит мя(г/х)кая и тёплая(3) пыль. Так чудес..но шлёпать по ней б..сыми н..гами. Ещё х..р..шо бегать по густой и ни(з/с)кой тр..ве. Она ра(з/с)ст..лает..ся по з..мле, как пуш..стое одеяло.
А на просеках (не)ра(з/с)бежиш..ся. (З/с)десь одни ч..рные пни но можно увид..ть з..лёных ящериц. Ящериц.. обитатели к..рней(1). Они очень инт..рес..ные но мы (не)стан..м их л..вить. Ящериц.. пугают..ся и сбрасывают свои хвосты.(4) Это, должно быть, неудобно бол..но. Кто привык ж..ть с хв..стом, тому т..жело его бр..сать.
Куда же они уб..гают(2) без хв..стов Наверное, к (В,в)олге. В в..де с лё(г/х)кост..ю заж..вают царапины. Окунёш..ся в воду — всё пройдёт!

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Банты, инструменты, каталог, облегчит.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Охотник видел в дальнем лесу медведицу и маленьких медвежат.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам охотников Подмосковье славится своими лесами
2) Охотники сказали что Подмосковье славится своими лесами
3) Много ли в Подмосковье охотничьих и рыболовных мест
4) Охотники утверждают Подмосковье славится своими лесами

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Мальчики любят собирать различные модели ле́го.
2) Прочитай-ка ты сначала инструкцию по сборке моделей.
3) Сначала мальчики изучают инструкцию по сборке ле́го.
4) Сначала ребята прочтите инструкцию по сборке модели.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) По дорожкам бегут муравьи и тащат насекомых во много раз больше себя.
2) Целый день и даже ночь муравьи строят своё жильё.
3) Вода скатывается с круглой крыши и поэтому дождика муравьи не боятся.
4) Муравьиные тропинки петляют в траве и потом разбегаются по лесу.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12

Текст 2


(1)Мама задержалась в городе. (2)Увидев Алину и Динку с заплаканными глазами, она тревожно спросила, что у них стряслось. (3)«Ничего, это мы подумали, что с тобой что-нибудь случилось», – ответила Алина.
(4)Мама успокоилась и напомнила дочкам, что те вообще любят плакать по всякому поводу. (5)Обиделись – заплакали, поссорились – заплакали. (6)Просто неиссякаемые колодцы какие-то! (7)Мама говорит, что человек плачет, когда случается горе или ему жаль кого-нибудь, а помочь не может и не плакать не может – так тяжело ему. (8)Сама она старается не плакать, хотя всяких неприятностей в жизни хватает. (9)Алина, прижимаясь к маме щекой, замечает, что взрослые вообще редко плачут. (10)Но мама продолжает убеждать дочерей, ведь маленькие тоже когда-нибудь станут взрослыми. (11)Она уверена: надо растить себя крепкими, стойкими, иначе останешься ны́тиком на всю жизнь. (12)Есть такие люди на свете, которые вечно хнычут и жалуются, с ними неприятно общаться.
(13)Динка весело замахала рукой и сказала, что ревёт, когда захочет, особенно от злости или жалости. (14)А иногда ещё и ногами, и руками дрыгает. (15)Алина захохотала, представив себе такую странную картину: валяется взрослая тётенька, руками и ногами дрыгает и ревёт не своим голосом. (16)Мама тоже весело засмеялась, но твёрдо стояла на своём.
(17)Маме так хочется, чтобы девочки поняли: человек должен уметь сдерживаться, слёзы очень редкая и дорогая вещь, их не льют, как воду. (По В. Осеевой)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Почему, по мнению автора текста, мама девочек считает, что надо учиться сдерживать себя с самого детства? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16–17 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 11–12 найдите слово со значением «слезливо жаловаться, издавать ноющие звуки». Выпишите это слово.

12. В предложениях 7−9 найдите антоним к слову «часто» и выпишите его.


ОТВЕТЫ:

Текст 1.

На дороге лежит мягкая и тёплая(3) пыль. Так чудесно шлёпать по ней босыми ногами. Ещё хорошо бегать по густой и низкой траве. Она расстилается по земле, как пушистое одеяло.
А на просеках не разбежишься. Здесь одни чёрные пни, но можно увидеть зелёных ящериц. Ящерицы – обитатели корней(1). Они очень интересные, но мы не станем их ловить. Ящерицы пугаются и сбрасывают свои хвосты.(4) Это, должно быть, неудобно, больно. Кто привык жить с хвостом, тому тяжело его бросать.
Куда же они убегают(2) без хвостов? Наверное, к Волге. В воде с лёгкостью заживают царапины. Окунёшься в воду – всё пройдёт! (По В. Осеевой)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).

Фонетический разбор


Морфемный разбор (по составу)


Морфологический разбор

тёплая(3) (пыль)
1) тёплая (пыль) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: пыль (какая?) тёплая;
2) начальная форма – тёплый; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения
Ящерицы пугаются и сбрасывают свои хвосты.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: ящерицы (подлежащее), пугаются (и) сбрасывают (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (сбрасывают) хвосты − дополнение; (хвосты) свои − определение

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Ба́нты, инструме́нты, катало́г, облегчи́т

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

1)


2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Содержание верного ответа:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Охотники утверждают: «Подмосковье славится своими лесами».
2) составление схемы предложения: А: «П».

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Сначала, ребята, прочтите инструкцию по сборке модели.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Вода скатывается с круглой крыши, и поэтому дождика муравьи не боятся.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ
В предложении две грамматические основы.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

8. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста:
Человек должен уметь сдерживаться, слёзы – это очень редкая и дорогая вещь, их не льют, как воду.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Почему, по мнению автора текста, мама девочек считает, что надо учиться сдерживать себя с самого детства? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Мама девочек считает, что маленький тоже станет взрослым, поэтому надо растить себя крепким, чтобы не остаться ны́тиком на всю жизнь.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16–17 текста. Запишите ответ.
Тип речи:
рассуждение.

11. В предложениях 11–12 найдите слово со значением «слезливо жаловаться, издавать ноющие звуки». Выпишите это слово.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ:
хнычут; хныкать.

12. В предложениях 7−9 найдите антоним к слову «часто» и выпишите его.
Правильный ответ:
редко.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика