На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 2
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Я кипяч.. крепкий ч..й в ч..рном зак..пчённом чайнике. (В)чайник.. плавают пер..горевшие в к..стре ивовые лист..я.
Особенно хор..шо пишет..ся в беседк.. (в)тих..ю осенн..ю ноч.., когда (в)саду шумит отвес..ный дождь.
От прохладн..го воздуха едва(1) к..чает..ся язычок св..чи. Угловатые тени от в..ноградных(3) лист..ев ложат..ся на потолок бесе(т/д)ки.
Ноч..ная бабоч..ка садит..ся на ра..крытую книгу и ост..вляет (на)листе тон..чайшую бл..стящую пыль. Воздух пахн..т дождём острым зап..хом
грибной влаги и с..довых дорожек.
На ра..свет.. я пр..сыпаюсь. Утренний вет..р шурш..т и воз..т..ся (в)саду(4). Со..нце уже осв..щает(2) ветви дерев..ев и лучи спускают..ся
(к)доро(ш/ж)кам сада.
2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
ДОКУМЕНТ, ЦЕМЕНТ, РУКОВОДИТЬ, КАУЧУК.
4.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В сухом воздухе стоит запах полыни и мёда.
5.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям
2) Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка
3) Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта
4) Какие цветы лучше купить Наталья Петровна
6. Выпишите
предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1) Трудно было собаке привыкать к дикой жизни.
2) Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков.
3) Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал.
4) А где у вас Петя ложки хранятся?
7.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли.
2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась.
3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе.
4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз
он неизменно восхищался её хитростью.
(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.
(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал,
что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!
(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый
цвет скал или желтоватый цвет песка.
(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне!
(14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.
(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей
блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.
(По В. Катаеву)
8.
Определите и запишите основную мысль текста.
9.
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит
защитный характер? Запишите ответ.
10.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3−4 текста. Запишите ответ.
11.
В предложениях 9−11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.
12.
В предложениях 6−8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.
ОТВЕТЫ:
Текст 1.
Я кипячу крепкий чай в чёрном закопчённом чайнике. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.
Особенно хорошо пишется в беседке в тихую осеннюю ночь, когда в саду шумит отвесный дождь.
От прохладного воздуха едва качается язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев ложатся на потолок беседки. Ночная бабочка садится на раскрытую книгу
и оставляет на листе тончайшую блестящую пыль. Воздух пахнет дождём, острым запахом грибной влаги и садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Утренний ветер шуршит и возится в саду. Солнце уже освещает ветви деревьев, и лучи спускаются к дорожкам сада.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).
Фонетический разбор
Морфемный разбор (по составу)
Морфологический разбор
(от) виноградных(3) (листьев)
1) виноградных (листьев) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: листьев (каких?) виноградных;
2) начальная форма — виноградный; во множественном числе, в родительном падеже;
3) в предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Утренний ветер шуршит и возится в саду(4).(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: ветер (подлежащее), шуршит и возится (сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (ветер) утренний — определение; (возится) в саду — обстоятельство.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Докуме́нт, цеме́нт, руководи́ть, качу́к
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
1)
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.
Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Содержание верного ответа:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Кто будет борщ со сметаной?» — спросила бабушка.
2) составление схемы предложения: «П?» — а.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
А где у вас, Петя, ложки хранятся?
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Вода нам показалась очень холодной, и мы сразу замёрзли;
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ
В предложении две грамматические основы.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Хотя природа защитила рыбу особым окрасом, человек всё равно хитрее: он научился добывать рыбу из моря.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Скумбрия окрашена в такие цвета, которые характерны для открытого моря, где она живёт.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3−4 текста. Запишите ответ.
Тип речи:
рассуждение.
11. В предложениях 9−11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ:
бурый.
12. В предложениях 6−8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.
Правильный ответ:
хитрая; хитрый.
|