На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 3
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула
и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков(2). Прил..тевший с сев..ра вет..р
рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях
ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.
Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул.(4)
И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р
и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий(3) луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев.
Мокрые леса сразу забл..стали всеми(1) кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засы́пали землю и последние гр..бы
но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки.
2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Повторишь, столяр, свекла, километр.
4.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На тонких травинках и цветах блестит серебряными каплями роса.
5.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Кто основал в Москве Третьяковскую галерею дедушка
2) Дедушка рассказал об основателе Третьяковской галереи в Москве
3) По словам дедушки Третьяковская галерея является сокровищницей русской живописи
4) Павел Третьяков был собирателем русской живописи сказал дедушка
6. Выпишите
предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1) Подружки любят исполнять народные танцы.
2) Спляши-ка ты нам лучше какой-нибудь народный танец!
3) Пусть девочки разучат цыганочку или лезгинку.
4) Давайте девочки разучим цыганский танец!
7.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании
Вы сделали свой выбор.
1) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю.
2) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей.
3) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью.
4) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Геня Пираплётчиков считал свою нелепую фамилию обидной. (2)Помимо этого, у него был вечно заложен нос, дышал он ртом – все его задирали, дразнили. (3)Всё это
делало Геню несчастным человеком. (4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения.
(5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые... (6)Он нервно складывал кораблик из
газеты. (7)Геня − великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.
(8) Пришли ребята и чинно расселись вокруг стола. (9)Мать заиграла на пианино «Турецкий марш», и мальчики заворожённо смотрели на её руки, порхающие над
клавишами. (10)Ужасное напряжение пропало, мелькнула гордость: его мама чудесно играет, и все в восторге от этого.
(11)Решили поиграть в фанты, но их ни у кого не оказалось. (12)Один мальчик увидел бумажный кораблик и сказал: «Мой фант!» (13)И Геня стал делать фанты для всех: лодка,
журавлик, хлебница... (14)Готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (15)Мальчик щедро раздавал свои бумажные чудеса. (16) Его благодарили, и он уже не
испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других – больше того, ребята
восхищались его талантом. (18)Он словно впервые увидел их лица, они были совершенно
другие – радостные, благодарные, доброжелательные.
(19)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки и думал, как просто иметь друзей и быть другом, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой.
(По Л. Улицкой)
8.
Определите и запишите основную мысль текста.
9.
Почему, по мнению автора текста, Геня чувствовал себя несчастным человеком? Запишите ответ.
10.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16−17 текста. Запишите ответ.
11.
В предложениях 6−7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле». Выпишите это слово.
12.
В предложениях 4−5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его.
ОТВЕТЫ:
Текст 1.
Осень – пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков(2).
Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так
поиграл ветер с липой.
Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке,
дунул.(4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую
тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался
яркий(3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу
заблистали всеми(1) красками осени. Золотые листочки засы́пали землю
и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики.
(По М. Пришвину)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).
Фонетический разбор
Морфемный разбор (по составу)
Морфологический разбор
яркий(3) (луч)
1) яркий (луч) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) яркий;
2) начальная форма – яркий; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Подобрался он к небольшой тучке, дунул.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: он (подлежащее), подобрался, дунул (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (подобрался) к тучке – дополнение (возможно: обстоятельство); (тучке) небольшой – определение.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Повтори́шь, столя́р, свёкла, киломе́тр
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
1)
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательно
указание: наречие, имя числительное, междометие
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Содержание верного ответа:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Павел Третьяков был собирателем русской живописи», – сказал дедушка.
2) составление схемы предложения: «П», – а.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
А где у вас, Петя, ложки хранятся?
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Бабочка запорхает над лугом, и понесёт свою ношу муравей.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ
В предложении две грамматические основы.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Мама и бабушка показали Гене, что иметь друзей и быть другом просто, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой. В дружбе многое
зависит от тебя самого.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Почему, по мнению автора текста, Геня чувствовал себя несчастным человеком? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Геня чувствовал себя несчастным человеком, потому что ребята дразнили его из-за нелепой фамилии и вечно заложенного носа.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16−17 текста. Запишите ответ.
Тип речи:
рассуждение.
11. В предложениях 6−7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле». Выпишите это слово.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ:
мастер.
12. В предложениях 4−5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его.
Правильный ответ:
шумные; шумный.
|