ВПР по русскому языку. 5 класс. Проверочная работа № 3
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
 
 
 
 
 
 

ВПР по русскому языку
в 5 классе
Варианты работ


Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 5 классе
Вариант 3.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 3
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков(2). Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.
Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул.(4) И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий(3) луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми(1) кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засы́пали землю и последние гр..бы но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Повторишь, столяр, свекла, километр.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На тонких травинках и цветах блестит серебряными каплями роса.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Кто основал в Москве Третьяковскую галерею дедушка
2) Дедушка рассказал об основателе Третьяковской галереи в Москве
3) По словам дедушки Третьяковская галерея является сокровищницей русской живописи
4) Павел Третьяков был собирателем русской живописи сказал дедушка

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Подружки любят исполнять народные танцы.
2) Спляши-ка ты нам лучше какой-нибудь народный танец!
3) Пусть девочки разучат цыганочку или лезгинку.
4) Давайте девочки разучим цыганский танец!

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю.
2) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей.
3) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью.
4) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12

Текст 2


(1)Геня Пираплётчиков считал свою нелепую фамилию обидной. (2)Помимо этого, у него был вечно заложен нос, дышал он ртом – все его задирали, дразнили. (3)Всё это делало Геню несчастным человеком. (4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения.
(5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые... (6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня − великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.
(8) Пришли ребята и чинно расселись вокруг стола. (9)Мать заиграла на пианино «Турецкий марш», и мальчики заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. (10)Ужасное напряжение пропало, мелькнула гордость: его мама чудесно играет, и все в восторге от этого.
(11)Решили поиграть в фанты, но их ни у кого не оказалось. (12)Один мальчик увидел бумажный кораблик и сказал: «Мой фант!» (13)И Геня стал делать фанты для всех: лодка, журавлик, хлебница... (14)Готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (15)Мальчик щедро раздавал свои бумажные чудеса. (16) Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других – больше того, ребята восхищались его талантом. (18)Он словно впервые увидел их лица, они были совершенно другие – радостные, благодарные, доброжелательные.
(19)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки и думал, как просто иметь друзей и быть другом, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой. (По Л. Улицкой)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Почему, по мнению автора текста, Геня чувствовал себя несчастным человеком? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16−17 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 6−7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле». Выпишите это слово.

12. В предложениях 4−5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его.


ОТВЕТЫ:

Текст 1.

Осень – пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков(2). Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так поиграл ветер с липой.
Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке, дунул.(4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался яркий(3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу заблистали всеми(1) красками осени. Золотые листочки засы́пали землю и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики. (По М. Пришвину)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).

Фонетический разбор


Морфемный разбор (по составу)


Морфологический разбор

яркий(3) (луч)
1) яркий (луч) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) яркий;
2) начальная форма – яркий; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения
Подобрался он к небольшой тучке, дунул.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: он (подлежащее), подобрался, дунул (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (подобрался) к тучке – дополнение (возможно: обстоятельство); (тучке) небольшой – определение.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Повтори́шь, столя́р, свёкла, киломе́тр

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

1)


2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Содержание верного ответа:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Павел Третьяков был собирателем русской живописи», – сказал дедушка.
2) составление схемы предложения: «П», – а.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
А где у вас, Петя, ложки хранятся?
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Бабочка запорхает над лугом, и понесёт свою ношу муравей.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ
В предложении две грамматические основы.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.

8. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста:
Мама и бабушка показали Гене, что иметь друзей и быть другом просто, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой. В дружбе многое зависит от тебя самого.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Почему, по мнению автора текста, Геня чувствовал себя несчастным человеком? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Геня чувствовал себя несчастным человеком, потому что ребята дразнили его из-за нелепой фамилии и вечно заложенного носа.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16−17 текста. Запишите ответ.
Тип речи:
рассуждение.

11. В предложениях 6−7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле». Выпишите это слово.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ:
мастер.

12. В предложениях 4−5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его.
Правильный ответ:
шумные; шумный.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика