На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 1
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Какая ч..дес..ная держ..т..ся погода Дни ст..ят солнеч..ные, а по ночам по(д/т)м..ражива..т. Звёзды обсыпа..т
(2) тёмное небо и ярко бл..стят.(4)
Наступа..т п..ра л..стопада и лист..я круж..т..ся день и ноч.. . Среди д..рев..ев ст..новится
св..тло и просторно. Из леса веет пр..хладой. По утрам с..ребряные капли р..сы покрывают
осенн..ю л..ству и ни(з/с)кий кустарник у мес..ной реч..ки.
Ос..нь время отлёта п..рнатых в тёплые кр..я(1). Птиц.. соб..рают..ся в б..льшие(3) стаи.
Ч..рными обл..ками л..тают по п..лям и лугам скв..рц.. . Когда на неб.. гасн..т последн.. луч..
со..нца, из прибрежных б..лот ра(з/с)д..ют..ся т..инственные звуки. Это выс..ко в небо п..днимают..ся жур..влиные косяки.
2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
АЛФАВИТ, ЗВОНИТ, ФАРФОР, УПРОСТИТ.
4.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В оранжерее за растениями ухаживают, создают им тропический климат.
5.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Юра ответил что книгу он купил на международной ярмарке детской литературы
2) По словам Юры это лучшая книга из серии приключенческих романов
3) Елена Ивановна объявила Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках
4) Книги какого автора ты предпочитаешь Юра
6. Выпишите
предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1) Давайте разучим к конкурсу бальных танцев венский вальс!
2) Ты Олег теперь будешь танцевать в паре с Таней.
3) Шагни вперёд с левой ноги и сделай поворот!
4) Олег занимается бальными танцами уже два года.
7.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) Наступает долгожданная весна и освобождает от снега деревья.
2) Радостно светит солнышко и быстро тает на полях снег.
3) Мы идём по лесу уже два часа и почти не ощущаем усталости.
4) Красивый и могучий дуб рос на высокой горе.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Карлуха – воронёнок. (2)Живёт он во дворе и делает тут всё, что хочет, а больше
всего он хочет прятать. (3)Прячет всё, что только в клюв попадёт: корку, кожуру от колбасы,
камешек. (4)Прячет он так: шагает и по сторонам смотрит, а как высмотрит местечко
укромное – тык в него носом! (5)Положит и сверху травой прикроет, оглядится: никто не видел?
(6)Раз он пуговицу прятал, сунул её в самую густую траву и стал травой же
прикрывать. (7)Пригнул колосок, а колосок распрямился. (8)Ромашку наклонил – и ромашка
поднялась. (9)Колокольчик согнул – и колокольчик поднялся! (10)Старался-старался, прятал-прятал, а пуговица сверху лежит, у всех на виду. (11)Вот она. (12)Любая сорока украдёт.
(13)Сороки уже близко в кустах тарахтят, вот-вот пуговицу увидят. (14)Растерялся Карлуха,
даже каркнул от удивления, забрал свою пуговицу и на новое место пошагал прятать.
(15)Скорей запихнул воронёнок её под кирпич, побежал, щепочку принёс, заткнул дырочку,
моха нащипал, камешек сбоку привалил и для верности сам сверху сел.
(16)Сороки нахальные тарахтят, замышляют что-то, а Карлуха сердится. (17)Ромашку
сорвал, лапой прижал, клювом лепестки ощипывает, а со стороны мне кажется, что он на
ромашке гадает: украдут – не украдут, украдут – не украдут. (18)Какой же удивительной сообразительностью отличаются некоторые птицы!
(По Н. Сладкову)
8.
Определите и запишите основную мысль текста.
9.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о сообразительности воронёнка Карлухи? Запишите ответ.
10.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−9 текста. Запишите ответ.
11.
В предложениях 17−18 найдите слово со значением «находчивость, смекалка». Выпишите это слово.
12.
В предложениях 13−15 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.
ОТВЕТЫ:
Текст 1.
Какая чудесная держится погода! Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды обсыпают(2) тёмное небо и ярко
блестят.(4)
Наступает пора листопада, и листья кружатся день и ночь. Среди
деревьев становится светло и просторно. Из леса веет прохладой. По
утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник у местной речки.
Осень – время отлёта пернатых в тёплые края(1). Птицы
собираются в большие(3) стаи. Чёрными облаками летают по полям и
лугам скворцы. Когда на небе гаснет последний луч солнца, из
прибрежных болот раздаются таинственные звуки. Это высоко в небо поднимаются журавлиные косяки.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).
Морфологический разбор
(в) большие(3) (стаи)
1) (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи (какие?) большие;
2) начальная форма – большой; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Звёзды обсыпают тёмное небо и ярко блестят.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: звёзды (подлежащее) обсыпают (и) блестят (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (обсыпают) небо – дополнение; (небо) тёмное – определение; (блестят) ярко – обстоятельство.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Алфави́т, звони́т, фарфо́р, упрости́т
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Содержание верного ответа:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Елена Ивановна объявила: «Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках».
2) составление схемы предложения: А: «П».
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Ты, Олег, теперь будешь танцевать в паре с Таней.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Радостно светит солнышко, и быстро тает на полях снег;
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ
В предложении две грамматические основы.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Некоторые птицы отличаются удивительной сообразительностью.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о сообразительности воронёнка Карлухи? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Заслышав сорок, воронёнок стал перепрятывать пуговицу.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−9 текста. Запишите ответ.
Тип речи:
повествование.
11. В предложениях 17−18 найдите слово со значением «находчивость, смекалка». Выпишите это слово.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ:
сообразительность.
12. В предложениях 13−15 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.
Правильный ответ:
близко.
|