Третий мучительный сонет. Анненский И. Ф.
Литература
 
 Главная
 
Портрет И. Ф. Анненского
работы А. Н. Курбатова. ГЛМ[3]
 
 
 
 
 
 
 
Иннокентий Фёдорович Анненский
(1855 – 1909)
 
ТРЕТИЙ МУЧИТЕЛЬНЫЙ СОНЕТ
Строфы
[1]
 
Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они — минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.

Но всё мне дорого — туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Моё мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя,[2]
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,

Среди неравного изнемогая боя;
Но я люблю стихи — и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.

Источник: И. Ф. Анненский. Избранные произведения. – Л.: Художественная литература, 1988. – С. 57.
 

1. «Третий мучительный сонет» – впервые: в книге Ник. T–о. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов «Парнасцы и проклятые». – СПб.: Т-во художественной печати, 1904. – С. 55.
В 1904 году выходит в свет книга стихов "Тихие песни" с приложением переводов французских лириков XIX века «Парнасцы и проклятые». Она была издана под своеобразным псевдонимом "Ник. Т-о" ("Никто"). Эти несколько букв входят в имя Иннокентий, но они прочитываются как местоимение «Никто»:. "Никто" (по-древнегречески "утис" от "большие уши" – "ота") – так называл себя Одиссей, взятый вместе со своими спутниками в плен в пещере Полифема.
"Тихие песни" Анненский напечатал на свои средства в типографии местного книжного магазина купца Митрофанова в Царском Селе. Лишь немногие знали, что под псевдонимом скрывается директор Царскосельской Николаевской мужской гимназии. В официальных кругах посчитали бы просто неудобным, что директор гимназии пишет лирические стихи. (вернуться)

2. Тема «Третьего мучительного сонета» в «Тихих песнях» – то, как рождаются стихи. Смысл финала: творчество соединило в себе все – и упоение, и мучительные переживания, и удовлетворение, и радость, смешанную с болью. (вернуться)

3. Автор портрета – Антон Николаевич Курбатов (1865–?) – О своём прижизненном портрете И. Ф. Анненский с иронией высказался сам в экспромте:

К портрету Анненского работы Курбатова
Мундирный фрак и лавр артиста
Внести хотел он в свой девиз,
И в наказанье он повис
Немою жертвой трубочиста.
Источник: И. Анненский. Стихотворения и трагедии. – Л.: Советский писатель, 1990.

Созерцание собственного портрета в экспромте оборачивается переживанием нелепости внешнего облика, что стало следствием дисгармоничного в контексте жанрового задания желания, чтобы в официальном портрете сквозь черты чиновника (мундирный фрак) проступила внутренняя суть поэта (лавр артиста).
Об экспромте известно по письму Д. С. Усова к Е. Я. Архиппову (апрель 1925 г.), в котором отмечается, что это "неудачный официальный портрет", И. Ф. Анненский его "не любил и повесил в какой-то темный угол за печкой". Там же говорится о передаче его в ГЛМ вдовой В. И Анненского (Кривича). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика