1. «Третий мучительный сонет» – впервые: в книге Ник. T–о. Тихие песни.
С приложением сборника стихотворных переводов «Парнасцы и проклятые». – СПб.: Т-во художественной печати, 1904. – С. 55.
В 1904 году выходит в свет книга стихов "Тихие песни" с приложением переводов французских лириков XIX века «Парнасцы и проклятые». Она была издана под
своеобразным псевдонимом "Ник. Т-о" ("Никто"). Эти несколько букв входят в имя Иннокентий, но они прочитываются
как местоимение «Никто»:. "Никто" (по-древнегречески "утис" от "большие уши" – "ота") – так называл себя Одиссей, взятый вместе со своими
спутниками в плен в пещере Полифема.
"Тихие песни" Анненский напечатал на свои средства в типографии местного книжного магазина купца Митрофанова в Царском Селе. Лишь немногие знали, что под
псевдонимом скрывается директор Царскосельской Николаевской мужской гимназии. В официальных кругах посчитали бы просто неудобным, что директор гимназии
пишет лирические стихи. (
вернуться)
2. Тема «Третьего мучительного сонета» в «Тихих песнях» – то, как рождаются стихи. Смысл финала: творчество
соединило в себе все – и упоение, и мучительные переживания, и удовлетворение, и радость, смешанную с болью. (
вернуться)
3. Автор портрета – Антон Николаевич Курбатов (1865–?) – О своём прижизненном портрете И. Ф. Анненский с
иронией высказался сам в экспромте:
К портрету Анненского работы Курбатова
Мундирный фрак и лавр артиста
Внести хотел он в свой девиз,
И в наказанье он повис
Немою жертвой трубочиста.
Источник: И. Анненский. Стихотворения и трагедии. – Л.: Советский писатель, 1990.
Созерцание собственного портрета в экспромте оборачивается переживанием нелепости внешнего облика, что стало следствием дисгармоничного в контексте
жанрового задания желания, чтобы в официальном портрете сквозь черты чиновника (мундирный фрак) проступила внутренняя суть поэта (лавр артиста).
Об экспромте известно по письму Д. С. Усова к Е. Я. Архиппову (апрель 1925 г.), в котором отмечается, что это "неудачный официальный портрет", И. Ф. Анненский его
"не любил и повесил в какой-то темный угол за печкой". Там же говорится о передаче его в ГЛМ вдовой В. И Анненского (Кривича). (
вернуться)