Главная |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея |
|
|
|
|
Портрет княгини М. Н. Волконской с сыном Николаем
работы П. Ф. Соколова. 1826
Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
3 ЧАСА
7 класс[1] |
Урок 49. Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…»
Урок 50. Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»
Урок 51. Тема судьбы русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова
УРОК 50
Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»
Задачи: познакомить учащихся с историческим временем и протосюжетом поэмы; раскрыть образ главной героини; показать
соединение лирического и эпического в художественном тексте.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов поэмы; беседа по вопросам; исторический комментарий; работа по карточкам.
Термины: поэма, лиро-эпическое произведение, лирический сюжет, эпический сюжет, композиция.
Этапы урока
I. Объявление темы и целей урока,
на котором предстоит анализ лиро-эпического произведения, поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины».
Усвоение идейно-эмоционального содержания этого произведения невозможно без обращения к его протосюжету, той исторической эпохе, которая
привлекла внимание поэта, вновь обратившегося к теме судьбы русской женщины.
II. Исторический комментарий
к поэме «Русские женщины»
может быть подан как рассказ учителя, возвращающий учащихся к историческому времени, изображённому в поэме:
17 ноября 1825 г. — неожиданная смерть императора Александра I и наследование престола Константином, братом Александра I, ранее уже отказавшимся от престола.
27 ноября 1825 г. — присяга Константину I. Начало периода междуцарствия.
14 декабря 1825 г. — назначение «переприсяги» Николаю I и выступление декабристов на Сенатской площади.
13 июля 1826 г. — казнь пяти руководителей восстания декабристов.
Основные положения программы декабристов:
Свержение бывшего правления и учреждение временного правительства.
Отмена крепостного права и равенство граждан всех сословий перед законом.
Свобода печати, вероисповедания, передвижений и занятий.
Уничтожение рекрутчины, подушных податей и недоимок по ним, установление всеобщей воинской повинности; уменьшение срока солдатской службы, образование «внутренней
народной стражи».
Введение гласного суда присяжных и выборность правительственных чиновников.
Более ста человек были осуждены на каторгу. Офицеры были разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии
под надзор полиции, солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию.
Руководители тайных обществ декабристов К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский были повешены в Петропавловской
крепости.
Историческое вступление подготовит к разговору о своеобразном подвиге жён декабристов, разделивших с мужьями все тяготы сибирской ссылки.
III. Чтение и анализ
фрагментов поэмы «Русские женщины»,
её части «Княгиня Трубецкая»
с использованием вопросов и заданий учебника.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какое историческое событие положено в основу поэмы?
2. Какие эмоции вызвало у вас начало части поэмы «Княгиня Трубецкая»?
3. В чём своеобразие композиции этой части поэмы? Почему автор обращается к форме диалога? Вспомните, в произведениях
какого литературного рода диалог является одной из основных форм изображения.
4. Как вы думаете, что было важнее для поэта: передать чувства и состояние героини или рассказать о том пути, который она
проделала вслед за своим мужем, сосланным в Сибирь?
Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что поэма — лиро-эпический жанр, основными чертами которого
являются:
1) наличие развёрнутого сюжета;
2) масштабность изображаемых явлений и проблем;
3) подробное раскрытие образа главного героя;
4) соединение эпической сюжетности и лирического звучания.
IV. Чтение по ролям
диалогов княгини Трубецкой с губернатором
продолжит разговор о художественной функции диалога как формы раскрытия ценностей и позиции
собеседников, выявления их чувств, осмысления тех целей, которые стоят перед каждым из участников беседы.
Вопросы и задания 4—8 учебника помогут в проведении данного этапа урока.
V. Подведение итогов урока
и выводы о проблематике поэмы «Русские женщины», мотивах обращения поэта к историческим событиям.
VI. Домашнее задание:
прочитать из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» часть «Княгиня М. Н. Волконская».
Индивидуальные задания:
1) подобрать живописные портреты княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской;
2) выполнить индивидуальное задание 1 или 3 учебника (по выбору учащихся);
3) подготовить сообщение об одной из жён декабристов, отправившихся в Сибирь (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 51
Тема судьбы русской женщины
в поэзии Н. А. Некрасова
Задачи: расширить представления учащихся о тематике и проблематике творчества Н. А. Некрасова; закрепить навык анализа
способов проявления авторской позиции в литературном произведении.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; выразительное чтение фрагментов; работа с иллюстрациями; ответы на вопросы учебника.
Термины: художественный образ, прототип, поэма.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
расширит представления учащихся о женских образах в поэзии Н. А. Некрасова.
Примерный план:
1. Образ русской крестьянки (стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «В полном разгаре страда
деревенская...», «Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо»).
2. Образы жён декабристов (княгини Трубецкой, княгини Волконской) в поэме «Русские женщины».
3. Образ матери поэта (фрагмент стихотворения «Родина»).
4. Образ возлюбленной (стихотворения «Ты всегда хороша несравненно...», «Так это шутка? Милая моя...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др.).
5. Образ талантливой русской актрисы (стихотворение «Памяти Асенковой»).
Во вступительном слове учителя
прозвучат фрагменты произведений поэта, посвящённых русским женщинам.
Особо следует сказать об образе матери, нашедшем отражение в стихотворении «Родина» (отрывок со слов «Вот тёмный, тёмный сад.../Чей лик в аллее дальней...» до слов
«Предсмертный шёпот твой губителю простил!..»). Важно обратить внимание на близость двух центральных образов
поэзии Н. А. Некрасова: образа русской женщины и образа Родины.
II. Выразительное чтение
фрагментов произведений Н. А. Некрасова,
посвящённых русской женщине
(стихотворений «В дороге», «Тройка», поэм «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»).
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Прокомментируйте высказывания Матрёны Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
а) «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны у Бога самого...»;
б) «Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться...».
2. Прочитайте стихотворение поэта «Вчерашний день, часу
в шестом...». Объясните значение слова «муза». Почему муза видится поэту именно в образе крестьянки?
III. Устные сообщения учащихся
о Е. И. Трубецкой и М. Н. Волконской
с демонстрацией их живописных портретов.
IV. Отчёт о выполнении
индивидуального задания 3,
посвящённого художественной функции снов в поэме.
Карточка 1.
Какой сон видит княгиня в дороге после тридцати дней пути? Сколько частей можно в нём выделить? В чём смысл сопоставления двух балов? Какие
приёмы использованы поэтом для изображения «царства нищих и рабов»? Какова роль данного сна в сюжете поэмы?
Карточка 2.
Как второй сон героини связан с событиями, оказавшими влияние на судьбы героев? О какой башне идёт речь в этом сне? Как связаны между собой две части сна: падение с
башни и свидание с мужем в тюремном каземате? Какие строки поэмы напомнили вам о балладах В. А. Жуковского «Светлана» и «Людмила»?
Карточка 3.
Как соотносятся описания мёрзлого окна, нестерпимого мороза, ужаса, овладевшего героиней, и тёплого, солнечного края из
третьего сна княгини? Каким настроением проникнут этот сон? В чём смысл описания этого сна в поэме?
На данном этапе, подводя итоги работы групп, важно обратиться к приёму контраста прошлого и настоящего, используемому автором, в том числе и при описании снов героини,
остановиться на теме дороги, звучащей в каждом из снов.
V. Чтение и анализ фрагментов поэмы
«Княгиня М. Н. Волконская»
с использованием следующих вопросов:
1. С какой целью в поэме подробно говорится о том образовании и воспитании, которое получила героиня?
2. Как в семье Волконской восприняли её решение следовать за мужем?
3. Что нового о судьбе жён декабристов вы узнали из поэмы?
4. Какие трудности, физические и моральные, пришлось вынести княгине Волконской?
5. Докажите, что в образах главных героев своих поэм, декабристов и их жён, поэт хотел показать лучших представителей
русского дворянства, искренне болевших за судьбу России и её народа.
6. Прокомментируйте воспоминание С. П. Трубецкого, так писавшего о встрече с женой в тюрьме: «Я благодарил Бога от глубины души за то, что Он милостью своею так
поддержал её и в чувствах внутренних, и в наружном виде. Ничего отчаянного, убитого не было ни в лице, ни в одежде; во всём соблюдено пристойное достоинство».
7. «Самоотверженность, высказанная ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине», — писал поэт. Как вы думаете,
почему поэма, первоначально названная «Декабристки», получила другое название — «Русские женщины»?
В заключение урока
могут прозвучать знаменитые (и уже знакомые семиклассникам) строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях...»).
VI. Домашнее задание:
прочитать сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Следующие уроки: Урок 52. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил» >>>
|
|
|
|
|
Бестужев Н. А. Волконский С. Г. с женой в камере в Петровской тюрьме. 1830 г.
Государственный исторический музей, Москва. |
|
|
|
|
|
|
|