«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина
работы И. Н. Крамского, 1877 г.[2]
 
Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина
работы Н. Я. Ярошенко. 1886 г.
Мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 – 1889)

3 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 52. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок 53. Сказка «Самоотверженный заяц». Гротеск в литературе и других видах искусства

Урок 54. Урок внеклассного чтения по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»


УРОК 52
Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина; прочитать и прокомментировать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; дать начальные представления о сатире в литературе.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ сказки; анализ художественных деталей; литературная игра; ответы на вопросы; выразительное чтение.
Термины: цикл, сатирическая сказка, проблематика, сюжет.

Этапы урока

I. Чтение статьи учебника
о биографии и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина
дополняется учителем:


Брак родителей был неравным и несчастливым. Хозяйственность, расчётливость, прижимистость, властность, хитрость в отношениях с окружающими — черты характера матери, которые найдут отражение в отдельных произведениях писателя.

В семье будущего писателя пеклись больше не о душе, а о достатке и карьере. Мать писателя, несмотря на властность и жестокость, любила сына и дала ему прекрасное образование.

По окончании Лицея молодой человек начал сотрудничать с журналами «Современник», «Отечественные записки», писать рецензии. Он пробовал сочинять стихотворения, думал всерьёз заняться литературой.

На службе его возмущали давление помещиков на крестьян, взяточничество, люди, привыкшие безропотно молчать, сносить обиды и оскорбления. Опыт гражданской службы дал ценнейший материал для будущих произведений писателя.

II. Беседа о жанре авторской сказки
и о замысле М. Е. Салтыкова-Щедрина
создать цикл сатирических сказок:


1. Что необычного вы отметили в прочитанной вами сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

2. Можно ли говорить о том, что перед нами сказочный сюжет? Кратко перескажите содержание сказки. Какие формальные признаки сказки здесь присутствуют?

3. Чем отличается сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина от фольклорной сказки? В чём своеобразие этой авторской (литературной) сказки?

4. Что заимствует писатель из сказок о животных, волшебных и бытовых сказок?

5. С какой целью он обращается к традиции народной сказки? О чём свидетельствует выбор названий сказок? Прокомментируйте записанные на доске названия: «Пропала совесть», «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Богатырь», «Бедный волк», «Орёл-меценат», «Медведь на воеводстве».

III. Чтение по ролям фрагментов сказки
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

и анализ произведения с использованием вопросов 1—7 учебника.

IV. Представление сказки «Дикий помещик»
направлено на активизацию читательской деятельности учащихся, расширение их круга чтения.

Учитель знакомит учащихся с завязкой конфликта, читает фрагменты сказки (включая момент исчезновения крестьян) и предлагает высказаться по поводу возможного развития событий.

Семиклассники должны учесть при этом название сказки и содержание уже знакомой им «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

V. Подведение итогов урока,
выводы об особенностях сатирической авторской сказки и об основных объектах сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина:

злоупотребления власти,
крепостное право,
покорный народ,
интеллигенция, неспособная встать на защиту закона и прав человека.

В своих «Сказках для детей изрядного возраста» писатель видел философские притчи, цель которых он формулировал так: «...растёт малое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть не будет робкая и захочет распоряжаться всем сама».

VI. Домашнее задание:

1) прочитать сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»;
2) используя дополнительные источники, подобрать примеры гротеска в литературе и других видах искусства.



УРОК 53
Сказка «Самоотверженный заяц».
Гротеск в литературе и других видах искусства

Задачи:
сформировать начальное представление о гротеске как художественном приёме; развивать навыки работы со справочной литературой и поисковыми системами в Интернете.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; пересказ; анализ художественного текста; работа с таблицей; чтение словаря терминов и понятий.
Термины: сатира, гротеск, художественная деталь.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме и задачах урока, на котором предстоит знакомство с приёмом гротеска и примерами его использования в произведениях литературы, живописи и других видах искусства.

II. Проверка домашнего задания
по сказке «Самоотверженный заяц»,

устные сообщения учащихся о сюжете сказки и смысле её финала.

III. Обобщение материала
о приёмах сатирического изображения,

работа с таблицей и «Кратким словарём литературоведческих терминов».

Формирование представлений о приёмах сатиры в художественном произведении можно начать с рассмотрения схемы, которую учащиеся дополнят определениями теоретико-литературных понятий и примерами, в том числе из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Схема на доске:



IV. Отчёты учащихся
о выполнении домашнего задания,

посвящённого приёму гротеска.

Это могут быть не только сообщения, но и подготовленные семиклассниками презентации, основанные на материалах, помещённых в Интернете, например на темы «Гротеск в живописи», «Гротеск в художественной литературе», «Происхождение термина „гротеск“».

На уроке демонстрируются репродукции произведений изобразительного искусства (Х. Босх, Ж. Калло, С. Дали, П. Пикассо, М. Шагал и др.),
звучат фрагменты литературных произведений («Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и др.).

На этом этапе урока целесообразно обратиться к иллюстрациям к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина (художников Кукрыниксов, Е. Рачева, Н. Муратова и др.) и отметить в них черты гротескного изображения.

V. Подведение итогов урока,
обсуждение вопроса о том, как приём гротеска помогает художнику, писателю создать образ мира, в котором нарушено нормальное, естественное течение жизни.

VI. Домашнее задание:

прочитать сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».



УРОК 54
Урок внеклассного чтения
по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

Задачи:
обогатить представления учащихся о сатире и сатирических произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина; развивать устную и письменную монологическую речь учащихся.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; краткие пересказы; письменная творческая работа.
Термины: заглавный образ, художественная деталь, сатира, авторская позиция.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока внеклассного чтения и об основных видах деятельности на этом уроке.

II. Чтение и анализ
сказки «Премудрый пискарь».

Примерные вопросы и задания:


1. Кто главный герой сказки? Что о нём известно?

2. Какое наставление дал отец сыну? Какую жизнь вёл сам отец?

3. Как «премудрый пискарь» понял наставление отца?

4. Как вы понимаете выражение «ума была палата»? Какой приём использует здесь автор для характеристики героя?

5. Перечитайте начало сказки. Каким видится мир «премудрому пискарю»? Какую позицию и какое место в этом мире он решил занять?

6. Вспомните, какие радости были в жизни «премудрого пискаря». В чём символическое значение сна как призрачной радости?

7. Каков итог жизни героя? Почему его «премудрым» не очень-то и считали?

8. Перечитайте финал сказки. Как описана смерть главного героя? В чём смысл такого финала?

9. Как вы думаете, что скрыто в названии сказки, авторская ирония или едкий сарказм? В каких строках, на ваш взгляд, выражена прямая авторская оценка жизненной позиции «премудрого пискаря»?

10. Какие философские вопросы поставлены в сказке «Премудрый пискарь»? Попытайтесь их сформулировать. Как бы вы сами ответили на эти вопросы?

III. Выполнение письменной работы, посвящённой сюжету сказки о «премудром пискаре».

Семиклассникам предлагается описать историю главного героя сказки:
1) от лица одного из персонажей сказки (например, щуки),
2) от лица самого «премудрого пискаря».

И в том и в другом случае они должны также подобрать своё название, в котором была бы выражена позиция не рассказчика, а автора сочинения.

IV. Подведение итогов работы
и выводы о современности звучания сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Созданная в совершенно определённую эпоху, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II, сказка «Премудрый пискарь» обращает нас не только к историческому прошлому, но и к вечным вопросам о смысле жизни, человеческом достоинстве, мудрости истинной и мнимой, а также о тех страхах, которые сопровождают человека, но не должны сводить его жизнь к жалкому существованию.

V. Краткие рекомендации
для самостоятельного чтения других сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина («Самоотверженный заяц», «Вяленая вобла», «Орёл-меценат», «Карась-идеалист» и др.).

VI. Домашнее задание:

прочитать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Следующие уроки: Урок 55. Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. И. Н. Крамской написал 2 портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Портрет 1877 года (Холст, масло. 62 × 53.) поступил в Пушкинский Дом из Центрального хранилища Государственного музейного фонда в 1927 г.; в музей-квартиру Н. А. Некрасова (Санкт-Петербург) – в 1953 г.
Второй портрет, 1879 года, хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика