Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
«Картина про царя Ивана Васильевича...»
Лубочная картинка, литография А. Абрамова, 1858 г.
Музей изобразительных искусств, Москва
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Урок 20. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок 21. Образы опричника Кирибеевича и купца Калашникова

Урок 22. Эпизод поединка как кульминация сюжета поэмы «Песня про купца Калашникова»


УРОК 20
Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Задачи:
рассмотреть особенности сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и его историческую основу; повторить сведения о русском фольклоре, его темах и образах, художественных средствах и своеобразии языка.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов поэмы; устные сообщения учащихся; чтение фрагментов исторических трудов; анализ текста поэмы; работа с иллюстрациями.
Термины: фольклор, сюжет, зачин, концовка, поэма, герой, белый стих, стилизация.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:
выразительное чтение наизусть стихотворений М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и «Тучи»; отчёты о выполнении индивидуальных заданий 3 и 5 (по выбору учащихся).

II. Обобщение учителя по итогам проверки домашнего задания, дополнительная информация об исторической основе поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», чтение фрагментов из народной песни про царского шурина Мастрюка Темрюковича из сборника «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изданного в 1818 году:

А и гой еси, Царь Государь, Царь Иван Васильевич!
Все Князи, Бояра, могучие богатыри
Пьют, едят, потешаются
На великих на радостях;
Один не пьёт, не ест твой Царский гость дорогой,
Мастрюк Темрюкович, молодой Черкашенин.

Учитель может дополнить сообщения учащихся об исторической основе поэмы.

В 9-м томе фундаментального труда Н. М. Карамзина «История государства Российского» есть множество ярких описаний эпохи Иоанна Грозного и опричнины.

В ходе урока учитель и учащиеся обращаются к репродукциям картин, посвящённых Москве того времени:
«Царь Иван Васильевич Грозный» В. М. Васнецова,
«Вид Московского Кремля» П. П. Верещагина,
«Свадебный поезд в Москве» А. П. Рябушкина,
«Старая Москва», «Красная площадь», «Гонцы. Ранним утром в Кремле» А. М. Васнецова и др.

Эти картины, как и фрагменты исторических сочинений, помогают представить образ исторического времени.

III. Чтение и анализ фрагментов
первой части поэмы
«Песня про купца Калашникова»

с использованием вопросов и заданий 2—7 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Что в поэме М. Ю. Лермонтова напоминает о произведениях народного творчества? Приведите примеры традиционных фольклорных приёмов: зачина, повтора, концовки-здравицы, постоянных эпитетов, использования просторечных выражений.

2. Как первая часть поэмы готовит нас к завязке конфликта? Найдите в тексте строки, сопоставление которых подводит нас к выводу о неизбежности конфликта.
(Семиклассники должны соотнести: слова Кирибеевича об Алёне Дмитриевне (её имя уже упоминается во время трапезы) и о своей любви к ней; сообщение о том, что Кирибеевич «из роду... Скуратовых»; обещание царя помочь верному слуге; финальные строки первой части («красавица в церкви Божией перевенчана»).)

IV. Чтение второй части поэмы
и подготовка к уроку, посвящённому сопоставительной характеристике Кирибеевича и Степана Калашникова.

V. Домашнее задание:

подготовить описание портрета опричника Кирибеевича или купца Калашникова, используя текст поэмы и иллюстрации (по выбору учащихся).



УРОК 21
Образы опричника Кирибеевича
и купца Калашникова

Задачи:
закрепить навыки описания портрета литературного героя и сопоставительной характеристики персонажей; развивать навыки выразительного чтения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов поэмы; чтение и обсуждение письменных работ учащихся; чтение и анализ текста поэмы; работа в группах.
Термины: герой, портрет, конфликт.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

об основных задачах урока, посвящённого сопоставительной характеристике двух персонажей поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

При подготовке к уроку следует обратиться
к материалам двух практикумов, включённых в учебник для 6 класса:
«Портрет в литературном произведении» и «Сопоставительная характеристика персонажей».

II. Чтение и обсуждение
письменных работ учащихся,

посвящённых описанию портрета опричника Кирибеевича и купца Калашникова, могут стать началом сопоставительной характеристики двух персонажей.

В ходе обсуждения работ важно обратить внимание семиклассников на социальное положение героев, которое должно проявиться в описании их костюма, и вспомнить, что такое портретные детали, какие из них особенно важны для характеристики персонажей.

Кирибеевич:
«буйный молодец», «в золотом ковше не мочил усов», «очи тёмные», «на широку грудь», «парчевой кафтан», «шапка соболиная», «сабля закалённая», «шуба бархатная», «руки сильные», «очи бойкие», «бойки очи» и др.

Калашников:
«статный молодец», «речью ласковой», «очи его соколиные», «боевые рукавицы», «могутные плечи», «кудряву бороду», «грудь молодецкая», «медный крест» и др.

Уже в описании портрета персонажей можно отметить их несомненное сходство. И про того и про другого в поэме сказано: «удалой боец». Однако если в портрете Кирибеевича особо отмечено богатство его костюма, подчёркивающее его положение любимого слуги царя, то в описании Калашникова выделена важная деталь, приобретающая значение символа: «медный крест со святыми мощами из Киева», защитивший удалого купца от удара опричника.

III. Сопоставительная характеристика
опричника Кирибеевича и купца Калашникова,

которая может быть организована как работа в группах, на основании результатов которой делаются необходимые выводы.

Семиклассники вспоминают о том, что в ходе сопоставления необходимо:
— уточнить наиболее существенные признаки сопоставления на основании анализа описаний героев (внешности, характера, происхождения, воспитания, отношения к окружающим, авторской позиции и пр.);
— рассмотреть, что объединяет и что различает сравниваемых персонажей;
— сформулировать вытекающие из сопоставительной характеристики выводы, связанные с ролью данных героев в раскрытии авторского замысла.

Дополнительные вопросы для группы,
готовящей материал об опричнике Кирибеевиче:


1. Как сказалось на поведении опричника Кирибеевича то, что он любимый слуга царя и «семьёю... вскормлен Малютиной»?

2. Что движет Кирибеевичем? Что его оправдывает? Что в его поведении вызывает осуждение? Почему он пошёл на действия, которые явно противоречат «закону... христианскому»?

3. Как характеризуют Кирибеевича его слова, обращённые к Алёне Дмитриевне? Докажите, что герой понимал безвыходность своего положения. Почему в поэме дважды упоминается про его «бойки очи»?

4. Перечитайте описание поединка Кирибеевича и купца Калашникова. Как вы прокомментируете слова «На раскрытых устах слово замерло...»? Какое слово здесь имеется в виду?

Дополнительные вопросы для группы,
готовящей материал о купце Калашникове:


1. Что особо подчёркнуто в описании купца Калашникова, его образа жизни и положения в доме? Какие детали во второй главе напоминают нам о народных песнях?

2. Что движет купцом Калашниковым? Как он объясняет своим младшим братьям необходимость участия в кулачном бою?

3. Как характеризуют купца Калашникова его слова, обращённые к царю («А за что, про что — не скажу тебе...») и брать ям («Помолитесь сами в церкви Божией...»)? Почему он попросил казнить его, сказав про свою «головушку повинную» и «душу грешную»?

4. Был ли выбор у купца Калашникова? Почему именно казнённый «смертью лютою, позорною» удалой купец стал подлинным героем поэмы? Для аргументации используйте финальные строфы поэмы.

IV. Заключительное слово учителя
о двух героях поэмы и об эпизоде поединка, в котором проявляются не только характеры царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова (трёх главных героев поэмы), но и авторская позиция.

V. Домашнее задание:

составить план сочинения «Опричник Кирибеевич и купец Калашников».

Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение фрагментов фольклорных или литературных произведений, в которых описан поединок (например, библейская легенда о Давиде и Голиафе, былины о русских богатырях, «Илиада» Гомера, «Песнь о Нибелунгах», «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина и др.).



УРОК 22
Эпизод поединка как кульминация сюжета
поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Задачи:
сформировать первоначальные навыки анализа эпизода; обогатить представления семиклассников о сценах боя (поединка) как кульминации сюжета во многих фольклорных и литературных произведениях.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов фольклорных и литературных произведений; устные сообщения учащихся; анализ эпизода; работа с иллюстрациями.
Термины: эпизод, кульминация, сюжет.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

обсуждение планов сочинения «Опричник Кирибеевич и купец Калашников»;
устные сообщения учащихся и чтение фрагментов фольклорных и литературных произведений, в которых описаны поединки (например, библейская легенда о Давиде и Голиафе, былины о русских богатырях «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и сын», «Алёша Попович и Тугарин», «Илиада» Гомера, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина и др.).

II. Чтение и анализ эпизода боя
купца Калашникова и опричника Кирибеевича

(с использованием иллюстраций В. М. Васнецова).

На уроке целесообразно привлечение материалов практикума «Анализ эпизода эпического произведения»,
в том числе примерного плана анализа эпизода:

1. Что предшествовало в произведении этому эпизоду? Как читатели были подготовлены автором к его восприятию?
2. Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
3. Укажите время и место действия. Опишите окружающую героев обстановку.
4. Кто принимает непосредственное участие в эпизоде? Охарактеризуйте психологическое состояние и поведение героев. О чём они говорят, думают? Что их волнует, беспокоит?
5. Какие средства изображения характеров героев используются автором (пейзаж, интерьер, монолог, диалог, авторское размышление и т. п.)?
6. Как готовит читателя этот эпизод к восприятию последующих событий в произведении?

Дополнительные вопросы и задания:

1. Определите границы эпизода, его начало и завершение. С какой целью описание кулачного боя автор предваряет пейзажной зарисовкой?

2. С какой целью проводились кулачные бои? Докажите, что это был своеобразный праздник, «потеха».

3. Готов ли был Кирибеевич к «последнему бою»? Как описывается в сцене боя его состояние? Найдите строки, описывающие гибель опричника. Сочувствует ли герою автор поэмы?

4. Какой момент поединка стал для Степана Калашникова переломным? Почему он решил «постоять за правду до последнева»? Как характеризует удалого купца его признание царю в том, что он убил опричника не «нехотя», а «вольною волей»?

5. Докажите, что этот эпизод поэмы является кульминацией сюжета, за которой сразу следует развязка.

6. Насколько точно, на ваш взгляд, удалось В. М. Васнецову передать образ исторического времени и представить героические характеры на иллюстрациях к поэме М. Ю. Лермонтова?

7. Вспомните, что такое заглавный образ. Как уже в заглавии своей поэмы М. Ю. Лермонтов выражает своё отношение к трём её главным героям? Обратите внимание на то, что имя опричника в названии поэмы отсутствует, а оценочные слова (эпитет «удалой») используются только применительно к купцу Калашникову.

III. Заключительное слово учителя
о проблематике поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

IV. Домашнее задание:

написать сочинение «Опричник Кирибеевич и купец Калашников».

Следующие уроки: Урок 23. Характеристика сюжета литературного произведения >>>


 
Гусляры
Билибин И. Я. Иллюстрация к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика