Урок 18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Урок 20. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок 21. Образы опричника Кирибеевича и купца Калашникова
Урок 22. Эпизод поединка как кульминация сюжета поэмы «Песня про купца Калашникова»
УРОК 18
Стихотворение М. Ю. Лермонтова
«Три пальмы»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и раннего периода творчества М. Ю. Лермонтова; закрепить
начальные представления об особенностях сюжета в лирическом произведении.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: лирическое стихотворение, сюжет, символ, эпитет, притча.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о М. Ю. Лермонтове,
его жизни и раннем периоде творчества (до создания стихотворения «Смерть Поэта») может предшествовать чтению
статьи учебника о поэте или заменить чтение статьи живым рассказом учителя.
II. Чтение и анализ
стихотворения «Три пальмы»
(на основе вопросов 1—7 учебника).
Работа со сложным философско-аллегорическим стихотворением «Три пальмы» строится с учётом предшествующего читательского опыта семиклассников, которым
уже знакомо состояние лермонтовского лирического героя,
стремящегося к недостижимой гармонии («Парус», «На севере диком стоит одиноко...» и др.), которые имеют некоторое представление о жанре притчи.
В процессе работы с текстом стихотворения «Три пальмы» следует учесть также, что в нём нашли отражение
черты жанра баллады, характерные для романтизма темы и образы: восточная тема и образ «злого мира», подавляющего всякий протест и даже ропот.
III. Сопоставление сюжета
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
и картины И. К. Айвазовского «Караван в оазисе»:
1. Чем сюжеты стихотворения М. Ю. Лермонтова и картины И. К. Айвазовского похожи?
(Место действия, участники событий, образы пальм и каравана.)
2. Чего больше, сходства или различий, в этих сюжетах?
Сопоставьте два художественных произведения, используя помещённые ниже слова-антонимы.
День — ночь, тепло — холод, добро — зло, вечно — временно, гармония — дисгармония.
3. Как можно охарактеризовать взгляд поэта-романтика на мир? Как природные образы помогают поэту показать трагическую судьбу человека в этом жестоком мире?
Приведите другие примеры произведений М. Ю. Лермонтова, в которых нашло отражение такое восприятие жизни.
IV. Выразительное чтение
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
учащимися как представление его интерпретации.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Вспомните, какие интонации преобладают в балладах, притчах и сказаниях. Прочитайте стихотворение, предварительно определив для себя, чего
в нём больше: мрачности и таинственности баллады, размеренности сказания или назидательности притчи?
2. Как вы обозначите интонационно завязку основного конфликта стихотворения?
3. Что такое строфа? Какие строфы стихотворения М. Ю. Лермонтова связаны с завязкой, кульминацией и развязкой конфликта?
4. Чем различаются две последние строфы по настроению и интонации? Какие слова, характеризующие развязку конфликта, уместнее всего здесь употребить?
(Трагедия, катастрофа, дисгармония.)
V. Домашнее задание:
выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» наизусть.
Индивидуальные задания: выполнить задания 1—2 или 3, помещённые после статьи о поэте (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» >>>
|