Главная |
|
|
Портрет М. Ю. Лермонтова в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ |
|
Единственный прижизненный стихотворный сборник М. Ю. Лермонтова[ 1] открывался поэмой «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которую читатели и исследователи сразу же стали называть по имени главного героя – «Песня
про купца Калашникова». По свидетельству современников, поэт написал эту поэму быстро, вдохновенно, на одном дыхании. С отроческих лет Лермонтову был свойствен
интерес к народному творчеству. Позже он еще более усилился под влиянием родственника и друга поэта – С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора.
Поэт несомненно знал, например, «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изданные в 1804 и 1818 гг. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович»,
«Иван Годинович» и др.) в какой-то степени отразились в «Песне». «Братья Калашнички» или «дети Кулашниковы», которые вступили в кулачный бой с Мастрюком, дали имя
главному герою поэмы.
Читающая публика встретила «Песню…» восторженно. Именно с ней связан первый печатный отзыв В. Г. Белинского о творчестве М. Ю. Лермонтова. И вовсе не удивительно,
что сюжет поэмы очень скоро привлек внимание мастеров изобразительного искусства.
При жизни Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Первые художественно ценные иллюстрации появились только в 1850–1860-х годах, и относились они именно к
«Песне про купца Калашникова».
Сначала к поэме обратились мастера такого оригинального жанра русской графики, как лубочная картинка. В 1858 году появился лубок с 7-ю
гравированными рисунками и с текстом «Песни…» между ними.[ 2] К началу ХХ века насчитывалось 9 различных вариантов лубка на этот сюжет, выдержавшего
12 изданий.
|
«КАРТИНА ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА...»
Лубочная картинка, литография А. Абрамова, 1858 г.
Музей изобразительных искусств, Москва
|
Первый иллюстратор «Песни», академик Вячеслав Григорьевич Шварц (1838–1869), приступивший 1862 году к работе над над поэмой
Лермонтова, стремился к правдивой передаче живых исторических образов. Художник исполнил пять рисунков к поэме Лермонтова[ 3] – «Гусляры у
боярина Ромодановского», «Пир у Грозного», «Калашников за прилавком», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (1862), «Приговор над Калашниковым» (1864), с большой любовью
и достоверностью воссоздав «национальные особенности русского быта, удивительную красоту старинных одежд и утвари, неповторимое очарование русской архитектуры».
Особенно среди них выделяются «Пир у Грозного» и «Приговор над Калашниковым».
В рисунке «Пир у Грозного» художник мастерски передал атмосферу царского пира, столь выразительно изображенную Лермонтовым. Сводчатая расписная палата, роскошные
ковры, богатые скатерти. Весело шумят гости, только Кирибеевич сидит в позе глубокой задумчивости, не замечая ни поднесенного ему ковша с заморским вином, ни
устремленного на него нахмуренного взгляда царя. Это – завязка будущей трагедии.
В «Приговоре над Калашниковым» Шварц запечатлел события, разыгравшиеся на Москве-реке после кулачного боя купца с опричником. Вдали – великолепная
панорама стольного града. Толпа ожидает решения участи Калашникова. Слуги уносят тело убитого Кирибеевича.
Иллюстрации В. Г. Шварца как самостоятельные произведения станковой графики экспонировались в 1865 году на постоянной выставке Общества любителей художеств в Москве
и удостоились высокой оценки публики и критиков, в частности видного исследователя истории отечественного искусства В. В. Стасова.
В том же 1865 году в отдельном издании «Песни …», выпущенном фирмой И. И. Глазунова, появились первые книжные иллюстрации к поэме (11 рисунков), выполненные
старшим современником В. Г. Шварца Адольфом Иосифовичем Шарлеманем[ 4] (1826–1901). Критика отмечала целый
ряд заслуг А. И. Шарлеманя – «любовное понимание книги», «большой вкус», «безупречный рисунок», «действенность и лаконизм». Вместе с тем исследователи справедливо
обращали внимание на отсутствие исторической достоверности и психологической глубины в рисунках Шарлеманя, которые в данном отношении не выдерживали сравнения с
работами Шварца.
|
Кирибеевич, преследующий Алену Дмитриевну.
Репин И. Е. Иллюстрация к «Песне про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. 1868.
Подпись и дата расположены в правом нижнем углу: «13 Янв. 1868. ИР... (далее неразборчиво)»
|
Заметной вехой в истории иллюстрирования как «Песни про купца Калашникова», так и других произведений Лермонтова явилось юбилейное двухтомное собрание его сочинений,
выпущенное в Москве издательством И. Н. Кушнерева (1891). Инициатором издания был известный редактор Петр Петрович Кончаловский (отец художника). Он пригласил
для иллюстрирования 18 отечественных художников разных поколений, школ и направлений – Айвазовского, Шишкина, Поленова,
Репина[ 5], братьев Васнецовых, Врубеля[ 6], Серова и других.
Виктор Михайлович Васнецов[ 7] (1848–1926) сам выбрал «Песню…» и создал четыре рисунка, вошедших в золотой
фонд лермонтовских иллюстраций, – «Пир у царя Ивана Васильевича», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями». Эти
наиболее острые моменты сюжета поэмы до и после Васнецова изображали многие художники, но рисунки Васнецова до сих пор остаются непревзойденными по своей
эмоциональности, напряженному драматизму и глубине психологических характеристик героев.
У Васнецова во время пира на хмурого красавца Кирибеевича направлены вопросительные взоры не только Ивана Грозного, но и гостей. Кажется, что пирующие всем миром
обращаются к его совести. Художник хочет этим подчеркнуть: «лукавый» опричник не только обманывает царя, но и попирает исконные народные представления о чести,
достоинстве, благородстве, домогаясь замужней женщины.
Сцена «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» не удалась ни В. Г. Шварцу, ни А. И. Шарлеманю. У Васнецова она полна глубокого смысла, пронзительного чувства и искреннего
сострадания к героине: потрясенная внезапными притязаниями опричника, Алена Дмитриевна в ужасе пытается отстраниться от его страстных поцелуев.
Многозначно решена у Васнецова и кульминационная сцена поэмы — «Бой Кирибеевича с Калашниковым». К этой сцене обращались все художники,
иллюстрировавшие поэму. Одни изображали купца перед решающей схваткой, другие – в самый ее разгар. Васнецов представил финал: Степан Парамонович одолел «ненавистника»
и стоит над ним, еще не остыв от «богатырского боя». Композиционно работа решена так, что Калашников — носитель народной правды – возвышается над поверженным
противником. За спиной «молодого купца» на помосте стоит народ, глубинные духовные основы которого Калашников защищает.
Глубокой грустью и острым чувством грядущего несчастья пронизано «Прощание с братьями». Здесь зрители смотрят снизу вверх, «на высокое место на лобное», где, стоя
на помосте, прощается удалой купец Калашников с младшими братьями. Главную роль в этой иллюстрации играет народ, и художник скупыми средствами показывает его
отношение к жестокой казни. Люди стоят с непокрытыми головами, кто заслонив рукой глаза, не в силах смотреть, кто понурив голову, кто угрюмо-осуждающе глядя
исподлобья. А над всеми над ними равнодушный к происходящему, с безучастным лицом возвышается чернобородый палач, опершись на секиру.
Мастер исторической живописи Аполлинарий Михайлович Васнецов[ 8] (1856–1933), брат В. М. Васнецова, для издания Кушнерева создал
картину «Москва при Иоанне Грозном» (1902). Начало работы А. М. Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, именно тогда художник выполнял иллюстрации к
«Песне…» для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья",
"Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная площадь".
Среди иллюстраторов «Песни…» особняком стоит русский исторический живописец Василий Иванович Суриков[ 9]
(1848–1916). Простота, предельный лаконизм и выразительность – главные черты его, к сожалению, единственной иллюстрации, которая справедливо выведена из узких рамок
книжной принадлежности и как самостоятельное художественное произведение постоянно экспонируется в Русском музее. Это иллюстрация к «Песне…» в юбилейном издании
1891 года, называющаяся «Палач»: палач с топором на высоком лобном месте потирает голые руки, дожидаясь «удалого бойца»; вокруг огромная толпа,
напряженно застыв, ждет трагического исхода…
|
Палач весело похаживает.
Суриков В. И. Иллюстрация к «Песне про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. 1891
|
В 1900-е годы выделяется своими работами к «Песне…» Борис Михайлович Кустодиев[ 10] (1878–1927). К этому
произведению его привело увлечение русской историей. Пытаясь реализовать новые принципы книжной графики, Кустодиев, демократически настроенный человек, создает целый
цикл рисунков к Лермонтовской «Песне…»: "Алена Дмитриевна и Кирибеевич", "Иван Грозный на Москва-реке", "На кулачном бою" и "Казнь Калашникова". Все рисунки
черно-белые, сделаны в 1905 году, опубликованы в 1906 году Обществом грамотности (СПб.).
Стиль рисунков соответствует народному характеру поэмы и ее идее. Они выполнены в манере, близкой к лубку: плоские фигуры, без теней, без тонких тональных проработок.
Обычаи, нравы, быт воспроизведены с исторической и художественной достоверностью. И хотя образы несколько стилизованы, они реалистичны и трактованы художником с
демократических позиций.
Б. М. Кустодиев достиг в своих иллюстрациях большой впечатляющей силы. Художник по-своему, с демократических позиций интерпретирует поэму Лермонтова. Так, в облике
палача (илл. «Казнь Калашникова») нет ни лихости, ни веселости; словно в смущении он отвернулся от своей жертвы. Особенно удачен поэтичный, подлинно народный образ
гусляра. Вместо весело пирующих гусляров Кустодиев создает эпический образ мудрого народного певца.
|
ГУСЛЯР.
Кустодиев Б. М. Заставка к «Песне про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. 1906
Пушкинский Дом, Санкт-Петербург
|
Увлечение художника Ивана Яковлевича Билибина[ 11] (1876–1942) стариной, русской историей и поэзией Лермонтова привело
его к работе над иллюстрациями к поэме «Песня про купца Калашникова». Художник нашел в «Песне…» неисчерпаемые возможности показать красоту древнего русского
зодчества, своеобразие характера и всего облика русского человека XVI столетия.
Над этим произведением Билибин работал еще в 1904 году и вновь вернулся в 1938–1939 гг., когда страна готовилась к юбилею поэта, книга должна была выйти отдельным
тиражом в 1941 г., но вышла в 1943 г., а вторично в 1950 г. В нее был включен целый цикл иллюстраций к «Песне…».
Билибинские обложки и титульные листы оформлены как иллюстрации. Контуры этих листов четкие, точные, композиция выверена, а техника изобретена самим художником.
Он работал только кистью и не признавал пера. Черно-белые иллюстрации (тушь) гармонично сочетаются с орнаментными элементами (цветная акв.); образы героев выразительны
и поэтичны, художнику удалось передать заносчивость Кирибеевича, спокойную уверенность купца, смятение его жены.
|
АЛЁНА ДМИТРИЕВНА И КИРИБЕЕВИЧ.
Билибин И. Я. Иллюстрция к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Издание Гослитиздата, 1943 г.
|
С большим знанием эпохи воссозданы русская архитектура, костюмы, предметы быта. Все элементы оформления создают единый ансамбль, подчинены общему художественному
замыслу. Замечательно, что у художника обложка оформлена как торжественный вход в книгу; в титуле и в обложке «Песни…» – прославление героического народного начала.
Однако иной раз это любование стариной, стремление воссоздать внешнюю сторону событий отчасти снижало основной пафос «Песни…», в которой
таился, по образному выражению А. В. Луначарского, "заряд гигантского мятежа".
Выдающийся русский художник Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) обратился к иллюстрированию «Песни про... купца Калашникова» в 1954 году.
Иллюстрации вошли в сборник поэм Лермонтова (Детгиз, 1956), это гравюры на дереве (музей ИРЛИ). Центральная сцена – кулачный бой – представлена двустраничной
многофигурной иллюстрацией в разворот: Калашников, весь в напряжении боя, смотрит на распростертого перед ним на снегу Кирибеевича; лицо Калашникова сурово и скорбно.
|
|
Примечания
1. Прижизненный стихотворный сборник М. Ю. Лермонтова – единственным прижизненным сборником были
«Стихотворения М. Лермонтова» (СПБ, 1840; тираж 1000 экз.); он включал 26 стихотворений и две поэмы – «Мцыри», «Песня про ... купца Калашникова» – из 30 поэм и
около 400 стихотворений, написанных к этому времени.
Сборник вышел в свет 25 октября (ценз. разрешение 13 авг.). Отбор произвел сам Лермонтов; в сборник вошли, за единичными исключениями, только поздние стихи.
Открывали книгу «Песня ...» и «Бородино», произведения эпического характера; значительное место занимали лиро-эпические стихи общественного звучания («Дума»,
«Как часто, пестрою толпою окружен»); заключало сборник стихотворение «Тучи», с намеком на изгнание поэта. ( вернуться)
2. Лубок с 7-ю гравированными рисунками – в картинке семь ведущих эпизодов, из них центральный
– "Кулачный бой". Рисунки раскрашивались двумя-тремя колерами от руки в деревнях и распространялись офенями. ( вернуться)
3. Пять рисунков к поэме Лермонтова – в 1862 г. Шварц по предложению художника Г. Г. Гагарина
приступил к иллюстрированию «Песни про ... купца Калашникова» (5 больших перовых рис.; 1862–64; тушь; все – ГТГ).
Художнику удалось передать своеобразие эпохи, ее быта, что наполнило иллюстрации живым содержанием. Особенно интересен рисунок «Калашников за прилавком».
Однако обилие бытовых деталей несколько заслонило глубину и драматизм образов. Исключение – «Пир у Грозного», лучший рисунок серии; образ царя выразителен, в нем
есть властность, сила характера.
Достоинства и недостатки лермонтовской серии Шварца не раз обсуждались в литературе (в т. ч. В. В. Стасовым). Его работы – первый серьезный шаг в иллюстрировании
произведений Лермонтова – были опубликованы только в 1872 в альбоме «Русские исторические рисунки акад. В. Г. Шварца». Позднее они неоднократно воспроизводились,
но еще до публикации были представлены на постоянной выставке «Общества любителей художеств» в Москве, затем на выставках 1882 и 1888. ( вернуться)
4. Адольф Иосифович Шарлемань – автор первых книжных иллюстраций к «Песне про... купца
Калашникова» (отд. изд. А. И. Глазунова, 1865, ксилографии Е. В. Гогенфельдена и Ф. Фрейнда). Всего Шарлемань выполнил 11 иллюстраций (местонахождение оригиналов
неизв.).
Отличительные качества иллюстраций Шарлеманя – их сюжетная насыщенность, острота характеристик, динамичность рисунка, иной раз переходящая, однако, в излишнюю
беглость; обрисовка персонажей подчас страдает односторонностью (Грозный, например, утратил у Шарлеманя свою монументальность, характер его измельчен). Шарлемань
вводит персонажи, которых нет у Лермонтова (на лобном месте помещен священник с крестом; у могилы Калашникова изображена семья казненного). Лучшая сцена в серии
– прощание с братьями перед казнью (создано 2 варианта, резко отличные друг от друга).
«Песня...» с иллюстрациями Шарлеманя переиздавалась трижды – в 1866, 1872 и 1881 (в двух последних изданиях помещен вариант сцены прощания, более близкий к
тексту Лермонтова). ( вернуться)
5. Илья Ефимович Репин (1844–1930) – в 1868 г., будучи учеником АХ, создал илл. к
«Песне про... купца Калашникова» – «Кирибеевич, преследующий Алену Дмитриевну» (акв., карандаш; собрание М. Монсона, Стокгольм; см. в кн.: И. Э. Грабарь, Репин,
т. 2, с. 250); в том же году выполнены еще 2 рис. на тот же сюжет: один с архитектурным фоном (карандаш; был в собр. В. И. Репиной в Хельсинки), др. – без него
(карандаш, ГТГ).
Для 1-го тома собр. соч. Лермонтова (1891, Кушнерев) Репин создал иллюстрации к стихотворению «Пророк»: «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа»
(акв.; местонахождение оригинала неизв.); «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (сепия, акв.; музей Л. в Пятигорске; в первоначальной
трактовке Репин показывает пророка среди современного общества – эскиз, ГТГ); «Отверженный пророк в пустыне» (акв.; местонахождение оригинала неизв.;
подготовит. рис. «В пустыне», тушь, кисть; ГТГ). ( вернуться)
6. Михаил Александрович Врубель (1856–1910) – в 1889 г. внимание художника привлекла
«Песня про ... купца Калашникова». Известна только одна иллюстрация Врубеля к этому произведению – «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акв.; частное собр.).
В 1889 г., по предложению П. П. Кончаловского, редактора юбилейного Собр. соч. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания. В т. 1 были помещены
3 иллюстрации к лирике Лермонтова – «Русалка» (черная акв.; ГРМ), «Еврейская мелодия» (черная акв.; частное собр.) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акв.;
ГТГ). ( вернуться)
5. Виктор Михайлович Васнецов – выполнил 4 иллюстрации к «Песне про... купца Калашникова»:
«Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (итал. карандаш; местонахождение оригинала неизв.), «Пир у Ивана Грозного» (итал. карандаш; местонахождение оригинала неизв.; два
первонач. эскиза – ЦГАЛИ), «Кулачный бой» и «Прощание Калашникова с братьями перед казнью» (обе – итал. карандаш; ГРМ).
Васнецов мастерски передает русский быт эпохи Ивана Грозного и облик древней Москвы – «тесовы кровельки», «стена кремлевская белокаменная», старинная колокольня
с «большим колоколом» близ Лобного места. Художнику удалось создать яркие, эмоциональные, хотя и несколько театрализованные образы главных героев «Песни...».
Как и у Лермонтова, народ у Васнецова принимает непосредственное участие в происходящем: взволнованная толпа присутствует при сцене боя. Рисунки Васнецова
прочно вошли в основной фонд иллюстраций к «Песне...» и постоянно включаются в издания сочинений Лермонтова. ( вернуться)
8. Аполлинарий Михайлович Васнецов – иллюстрация Васнецова к «Песне про... купца Калашникова»
– «Москва при Иоанне Грозном» – помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко-архитектурный фон древней Москвы
дан с документальной точностью и вместе с тем весьма лирично (вид на Кремль из Замоскворечья, узкие улочки древнего города с церквами и деревянными домиками и пр.).
( вернуться)
9. Василий Иванович Суриков – получив приглашение участвовать в иллюстрировании Собр. соч.
Лермонтова (1891, Кушнерев), Суриков выбрал «Песню про ... купца Калашникова» и выполнил иллюстрацию «Палач» (итал. карандаш, уголь; ГРМ).
Художник отошел от традиций изображения палача, не наделив его нарочито устрашающей внешностью. Рисунок к «Песне...» выходит за рамки книжной иллюстрации и как
самостоятельное художественное произведение постоянно экспонируется в ГРМ. ( вернуться)
10. Борис Михайлович Кустодиев – в 1905 г. выполнил ряд иллюстраций к «Песне про... купца
Калашникова» (изд. Об-ва грамотности, СПБ, 1906): тушью 4 страничных илл. – «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», «Кулачный бой», «Казнь Калашникова», «Иван Грозный
на Москве-реке на кулачном бою»; заставка и концовка – «Гусляр», «Крест на могиле Калашникова». (Домик Лермонтова в Пятигорске и музей ИРЛИ).
В 1910 г. вышло 2-е изд. «Песни...» с иллюстрациями Кустодиева (несколько новых иллюстраций к этому изданию выполнил А. Ф. Максимович). В советское время иллюстрации
Кустодиева к сочинению Лермонтова неоднократно воспроизводились. ( вернуться)
11. Иван Яковлевич Билибин – в 1904 г. Билибин обратился к творчеству Лермонтова, выполнив две
иллюстрации к «Песне про... купца Калашникова»: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (см.: «Выставка картин «Союза рус. художников», М., 1905; местонахождение оригинала
неизв.) и «Пир у Ивана Грозного» (акв., тушь, Пензен. обл. картинная галерея).
В 1938–39 иллюстрирует «Песню...» по заказу ГИХЛ: «Гусляры», «Пир у Ивана Грозного», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Калашников в лавке» (Домик Л.),
«Кулачный бой», «Иван Грозный с евангелием», аллегорическое изображение смерти Кирибеевича – подрубленная сосна на опушке леса.
«Государственное издательство, – писал Б., – могло бы поручить мне и "Демона", и "Мцыри", но заказало именно "Купца Калашникова", ибо знало, что мне, Билибину,
он ближе по своему духу и строю».
Полное и большего формата изд. «Песни...» с иллюстрациями Билибина и его буквицами, заставками и орнаментными украшениями осуществлено в 1943 (повторено в 1945);
в нем титульный лист выполняет и роль иллюстрации (Домик Лермонтова; остальные работы Билибин к «Песне...» – акв., тушь – частные собр. в Москве и Ленинграде).
( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|