Поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова» в изобразительном искусстве
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
 
Единственный прижизненный стихотворный сборник М. Ю. Лермонтова[1] открывался поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которую читатели и исследователи сразу же стали называть по имени главного героя – «Песня про купца Калашникова». По свидетельству современников, поэт написал эту поэму быстро, вдохновенно, на одном дыхании. С отроческих лет Лермонтову был свойствен интерес к народному творчеству. Позже он еще более усилился под влиянием родственника и друга поэта – С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора. Поэт несомненно знал, например, «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изданные в 1804 и 1818 гг. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.) в какой-то степени отразились в «Песне». «Братья Калашнички» или «дети Кулашниковы», которые вступили в кулачный бой с Мастрюком, дали имя главному герою поэмы.

Читающая публика встретила «Песню…» восторженно. Именно с ней связан первый печатный отзыв В. Г. Белинского о творчестве М. Ю. Лермонтова. И вовсе не удивительно, что сюжет поэмы очень скоро привлек внимание мастеров изобразительного искусства.

При жизни Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Первые художественно ценные иллюстрации появились только в 1850–1860-х годах, и относились они именно к «Песне про купца Калашникова».

Сначала к поэме обратились мастера такого оригинального жанра русской графики, как лубочная картинка. В 1858 году появился лубок с 7-ю гравированными рисунками и с текстом «Песни…» между ними.[2] К началу ХХ века насчитывалось 9 различных вариантов лубка на этот сюжет, выдержавшего 12 изданий.


«КАРТИНА ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА...»
Лубочная картинка, литография А. Абрамова, 1858 г.
Музей изобразительных искусств, Москва


Первый иллюстратор «Песни», академик Вячеслав Григорьевич Шварц (1838–1869), приступивший 1862 году к работе над над поэмой Лермонтова, стремился к правдивой передаче живых исторических образов. Художник исполнил пять рисунков к поэме Лермонтова[3] – «Гусляры у боярина Ромодановского», «Пир у Грозного», «Калашников за прилавком», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (1862), «Приговор над Калашниковым» (1864), с большой любовью и достоверностью воссоздав «национальные особенности русского быта, удивительную красоту старинных одежд и утвари, неповторимое очарование русской архитектуры». Особенно среди них выделяются «Пир у Грозного» и «Приговор над Калашниковым».

В рисунке «Пир у Грозного» художник мастерски передал атмосферу царского пира, столь выразительно изображенную Лермонтовым. Сводчатая расписная палата, роскошные ковры, богатые скатерти. Весело шумят гости, только Кирибеевич сидит в позе глубокой задумчивости, не замечая ни поднесенного ему ковша с заморским вином, ни устремленного на него нахмуренного взгляда царя. Это – завязка будущей трагедии.

В «Приговоре над Калашниковым» Шварц запечатлел события, разыгравшиеся на Москве-реке после кулачного боя купца с опричником. Вдали – великолепная панорама стольного града. Толпа ожидает решения участи Калашникова. Слуги уносят тело убитого Кирибеевича.

Иллюстрации В. Г. Шварца как самостоятельные произведения станковой графики экспонировались в 1865 году на постоянной выставке Общества любителей художеств в Москве и удостоились высокой оценки публики и критиков, в частности видного исследователя истории отечественного искусства В. В. Стасова.

В том же 1865 году в отдельном издании «Песни …», выпущенном фирмой И. И. Глазунова, появились первые книжные иллюстрации к поэме (11 рисунков), выполненные старшим современником В. Г. Шварца Адольфом Иосифовичем Шарлеманем[4] (1826–1901). Критика отмечала целый ряд заслуг А. И. Шарлеманя – «любовное понимание книги», «большой вкус», «безупречный рисунок», «действенность и лаконизм». Вместе с тем исследователи справедливо обращали внимание на отсутствие исторической достоверности и психологической глубины в рисунках Шарлеманя, которые в данном отношении не выдерживали сравнения с работами Шварца.


Кирибеевич, преследующий Алену Дмитриевну.
Репин И. Е. Иллюстрация к «Песне про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. 1868.
Подпись и дата расположены в правом нижнем углу: «13 Янв. 1868. ИР... (далее неразборчиво)»


Заметной вехой в истории иллюстрирования как «Песни про купца Калашникова», так и других произведений Лермонтова явилось юбилейное двухтомное собрание его сочинений, выпущенное в Москве издательством И. Н. Кушнерева (1891). Инициатором издания был известный редактор Петр Петрович Кончаловский (отец художника). Он пригласил для иллюстрирования 18 отечественных художников разных поколений, школ и направлений – Айвазовского, Шишкина, Поленова, Репина[5], братьев Васнецовых, Врубеля[6], Серова и других.

Виктор Михайлович Васнецов[7] (1848–1926) сам выбрал «Песню…» и создал четыре рисунка, вошедших в золотой фонд лермонтовских иллюстраций, – «Пир у царя Ивана Васильевича», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями». Эти наиболее острые моменты сюжета поэмы до и после Васнецова изображали многие художники, но рисунки Васнецова до сих пор остаются непревзойденными по своей эмоциональности, напряженному драматизму и глубине психологических характеристик героев.

У Васнецова во время пира на хмурого красавца Кирибеевича направлены вопросительные взоры не только Ивана Грозного, но и гостей. Кажется, что пирующие всем миром обращаются к его совести. Художник хочет этим подчеркнуть: «лукавый» опричник не только обманывает царя, но и попирает исконные народные представления о чести, достоинстве, благородстве, домогаясь замужней женщины.

Сцена «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» не удалась ни В. Г. Шварцу, ни А. И. Шарлеманю. У Васнецова она полна глубокого смысла, пронзительного чувства и искреннего сострадания к героине: потрясенная внезапными притязаниями опричника, Алена Дмитриевна в ужасе пытается отстраниться от его страстных поцелуев.

Многозначно решена у Васнецова и кульминационная сцена поэмы — «Бой Кирибеевича с Калашниковым». К этой сцене обращались все художники, иллюстрировавшие поэму. Одни изображали купца перед решающей схваткой, другие – в самый ее разгар. Васнецов представил финал: Степан Парамонович одолел «ненавистника» и стоит над ним, еще не остыв от «богатырского боя». Композиционно работа решена так, что Калашников — носитель народной правды – возвышается над поверженным противником. За спиной «молодого купца» на помосте стоит народ, глубинные духовные основы которого Калашников защищает.

Глубокой грустью и острым чувством грядущего несчастья пронизано «Прощание с братьями». Здесь зрители смотрят снизу вверх, «на высокое место на лобное», где, стоя на помосте, прощается удалой купец Калашников с младшими братьями. Главную роль в этой иллюстрации играет народ, и художник скупыми средствами показывает его отношение к жестокой казни. Люди стоят с непокрытыми головами, кто заслонив рукой глаза, не в силах смотреть, кто понурив голову, кто угрюмо-осуждающе глядя исподлобья. А над всеми над ними равнодушный к происходящему, с безучастным лицом возвышается чернобородый палач, опершись на секиру.

Мастер исторической живописи Аполлинарий Михайлович Васнецов[8] (1856–1933), брат В. М. Васнецова, для издания Кушнерева создал картину «Москва при Иоанне Грозном» (1902). Начало работы А. М. Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, именно тогда художник выполнял иллюстрации к «Песне…» для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья", "Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная площадь".

Среди иллюстраторов «Песни…» особняком стоит русский исторический живописец Василий Иванович Суриков[9] (1848–1916). Простота, предельный лаконизм и выразительность – главные черты его, к сожалению, единственной иллюстрации, которая справедливо выведена из узких рамок книжной принадлежности и как самостоятельное художественное произведение постоянно экспонируется в Русском музее. Это иллюстрация к «Песне…» в юбилейном издании 1891 года, называющаяся «Палач»: палач с топором на высоком лобном месте потирает голые руки, дожидаясь «удалого бойца»; вокруг огромная толпа, напряженно застыв, ждет трагического исхода…


Палач весело похаживает.
Суриков В. И. Иллюстрация к «Песне про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. 1891


В 1900-е годы выделяется своими работами к «Песне…» Борис Михайлович Кустодиев[10] (1878–1927). К этому произведению его привело увлечение русской историей. Пытаясь реализовать новые принципы книжной графики, Кустодиев, демократически настроенный человек, создает целый цикл рисунков к Лермонтовской «Песне…»: "Алена Дмитриевна и Кирибеевич", "Иван Грозный на Москва-реке", "На кулачном бою" и "Казнь Калашникова". Все рисунки черно-белые, сделаны в 1905 году, опубликованы в 1906 году Обществом грамотности (СПб.).

Стиль рисунков соответствует народному характеру поэмы и ее идее. Они выполнены в манере, близкой к лубку: плоские фигуры, без теней, без тонких тональных проработок. Обычаи, нравы, быт воспроизведены с исторической и художественной достоверностью. И хотя образы несколько стилизованы, они реалистичны и трактованы художником с демократических позиций.

Б. М. Кустодиев достиг в своих иллюстрациях большой впечатляющей силы. Художник по-своему, с демократических позиций интерпретирует поэму Лермонтова. Так, в облике палача (илл. «Казнь Калашникова») нет ни лихости, ни веселости; словно в смущении он отвернулся от своей жертвы. Особенно удачен поэтичный, подлинно народный образ гусляра. Вместо весело пирующих гусляров Кустодиев создает эпический образ мудрого народного певца.


ГУСЛЯР.
Кустодиев Б. М. Заставка к «Песне про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. 1906
Пушкинский Дом, Санкт-Петербург


Увлечение художника Ивана Яковлевича Билибина[11] (1876–1942) стариной, русской историей и поэзией Лермонтова привело его к работе над иллюстрациями к поэме «Песня про купца Калашникова». Художник нашел в «Песне…» неисчерпаемые возможности показать красоту древнего русского зодчества, своеобразие характера и всего облика русского человека XVI столетия.

Над этим произведением Билибин работал еще в 1904 году и вновь вернулся в 1938–1939 гг., когда страна готовилась к юбилею поэта, книга должна была выйти отдельным тиражом в 1941 г., но вышла в 1943 г., а вторично в 1950 г. В нее был включен целый цикл иллюстраций к «Песне…».

Билибинские обложки и титульные листы оформлены как иллюстрации. Контуры этих листов четкие, точные, композиция выверена, а техника изобретена самим художником. Он работал только кистью и не признавал пера. Черно-белые иллюстрации (тушь) гармонично сочетаются с орнаментными элементами (цветная акв.); образы героев выразительны и поэтичны, художнику удалось передать заносчивость Кирибеевича, спокойную уверенность купца, смятение его жены.


АЛЁНА ДМИТРИЕВНА И КИРИБЕЕВИЧ.
Билибин И. Я. Иллюстрция к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Издание Гослитиздата, 1943 г.


С большим знанием эпохи воссозданы русская архитектура, костюмы, предметы быта. Все элементы оформления создают единый ансамбль, подчинены общему художественному замыслу. Замечательно, что у художника обложка оформлена как торжественный вход в книгу; в титуле и в обложке «Песни…» – прославление героического народного начала.

Однако иной раз это любование стариной, стремление воссоздать внешнюю сторону событий отчасти снижало основной пафос «Песни…», в которой таился, по образному выражению А. В. Луначарского, "заряд гигантского мятежа".

Выдающийся русский художник Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) обратился к иллюстрированию «Песни про... купца Калашникова» в 1954 году. Иллюстрации вошли в сборник поэм Лермонтова (Детгиз, 1956), это гравюры на дереве (музей ИРЛИ). Центральная сцена – кулачный бой – представлена двустраничной многофигурной иллюстрацией в разворот: Калашников, весь в напряжении боя, смотрит на распростертого перед ним на снегу Кирибеевича; лицо Калашникова сурово и скорбно.


Примечания

1. Прижизненный стихотворный сборник М. Ю. Лермонтова – единственным прижизненным сборником были «Стихотворения М. Лермонтова» (СПБ, 1840; тираж 1000 экз.); он включал 26 стихотворений и две поэмы – «Мцыри», «Песня про ... купца Калашникова» – из 30 поэм и около 400 стихотворений, написанных к этому времени.
Сборник вышел в свет 25 октября (ценз. разрешение 13 авг.). Отбор произвел сам Лермонтов; в сборник вошли, за единичными исключениями, только поздние стихи. Открывали книгу «Песня ...» и «Бородино», произведения эпического характера; значительное место занимали лиро-эпические стихи общественного звучания («Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен»); заключало сборник стихотворение «Тучи», с намеком на изгнание поэта. (вернуться)

2. Лубок с 7-ю гравированными рисунками – в картинке семь ведущих эпизодов, из них центральный – "Кулачный бой". Рисунки раскрашивались двумя-тремя колерами от руки в деревнях и распространялись офенями. (вернуться)

3. Пять рисунков к поэме Лермонтова – в 1862 г. Шварц по предложению художника Г. Г. Гагарина приступил к иллюстрированию «Песни про ... купца Калашникова» (5 больших перовых рис.; 1862–64; тушь; все – ГТГ).
Художнику удалось передать своеобразие эпохи, ее быта, что наполнило иллюстрации живым содержанием. Особенно интересен рисунок «Калашников за прилавком». Однако обилие бытовых деталей несколько заслонило глубину и драматизм образов. Исключение – «Пир у Грозного», лучший рисунок серии; образ царя выразителен, в нем есть властность, сила характера.
Достоинства и недостатки лермонтовской серии Шварца не раз обсуждались в литературе (в т. ч. В. В. Стасовым). Его работы – первый серьезный шаг в иллюстрировании произведений Лермонтова – были опубликованы только в 1872 в альбоме «Русские исторические рисунки акад. В. Г. Шварца». Позднее они неоднократно воспроизводились, но еще до публикации были представлены на постоянной выставке «Общества любителей художеств» в Москве, затем на выставках 1882 и 1888. (вернуться)

4. Адольф Иосифович Шарлемань – автор первых книжных иллюстраций к «Песне про... купца Калашникова» (отд. изд. А. И. Глазунова, 1865, ксилографии Е. В. Гогенфельдена и Ф. Фрейнда). Всего Шарлемань выполнил 11 иллюстраций (местонахождение оригиналов неизв.).
Отличительные качества иллюстраций Шарлеманя – их сюжетная насыщенность, острота характеристик, динамичность рисунка, иной раз переходящая, однако, в излишнюю беглость; обрисовка персонажей подчас страдает односторонностью (Грозный, например, утратил у Шарлеманя свою монументальность, характер его измельчен). Шарлемань вводит персонажи, которых нет у Лермонтова (на лобном месте помещен священник с крестом; у могилы Калашникова изображена семья казненного). Лучшая сцена в серии – прощание с братьями перед казнью (создано 2 варианта, резко отличные друг от друга).
«Песня...» с иллюстрациями Шарлеманя переиздавалась трижды – в 1866, 1872 и 1881 (в двух последних изданиях помещен вариант сцены прощания, более близкий к тексту Лермонтова). (вернуться)

5. Илья Ефимович Репин (1844–1930) – в 1868 г., будучи учеником АХ, создал илл. к «Песне про... купца Калашникова» – «Кирибеевич, преследующий Алену Дмитриевну» (акв., карандаш; собрание М. Монсона, Стокгольм; см. в кн.: И. Э. Грабарь, Репин, т. 2, с. 250); в том же году выполнены еще 2 рис. на тот же сюжет: один с архитектурным фоном (карандаш; был в собр. В. И. Репиной в Хельсинки), др. – без него (карандаш, ГТГ).
Для 1-го тома собр. соч. Лермонтова (1891, Кушнерев) Репин создал иллюстрации к стихотворению «Пророк»: «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа» (акв.; местонахождение оригинала неизв.); «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (сепия, акв.; музей Л. в Пятигорске; в первоначальной трактовке Репин показывает пророка среди современного общества – эскиз, ГТГ); «Отверженный пророк в пустыне» (акв.; местонахождение оригинала неизв.; подготовит. рис. «В пустыне», тушь, кисть; ГТГ). (вернуться)

6. Михаил Александрович Врубель (1856–1910) – в 1889 г. внимание художника привлекла «Песня про ... купца Калашникова». Известна только одна иллюстрация Врубеля к этому произведению – «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акв.; частное собр.).
В 1889 г., по предложению П. П. Кончаловского, редактора юбилейного Собр. соч. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания. В т. 1 были помещены 3 иллюстрации к лирике Лермонтова – «Русалка» (черная акв.; ГРМ), «Еврейская мелодия» (черная акв.; частное собр.) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акв.; ГТГ). (вернуться)

5. Виктор Михайлович Васнецов – выполнил 4 иллюстрации к «Песне про... купца Калашникова»: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (итал. карандаш; местонахождение оригинала неизв.), «Пир у Ивана Грозного» (итал. карандаш; местонахождение оригинала неизв.; два первонач. эскиза – ЦГАЛИ), «Кулачный бой» и «Прощание Калашникова с братьями перед казнью» (обе – итал. карандаш; ГРМ).
Васнецов мастерски передает русский быт эпохи Ивана Грозного и облик древней Москвы – «тесовы кровельки», «стена кремлевская белокаменная», старинная колокольня с «большим колоколом» близ Лобного места. Художнику удалось создать яркие, эмоциональные, хотя и несколько театрализованные образы главных героев «Песни...». Как и у Лермонтова, народ у Васнецова принимает непосредственное участие в происходящем: взволнованная толпа присутствует при сцене боя. Рисунки Васнецова прочно вошли в основной фонд иллюстраций к «Песне...» и постоянно включаются в издания сочинений Лермонтова. (вернуться)

8. Аполлинарий Михайлович Васнецов – иллюстрация Васнецова к «Песне про... купца Калашникова» – «Москва при Иоанне Грозном» – помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко-архитектурный фон древней Москвы дан с документальной точностью и вместе с тем весьма лирично (вид на Кремль из Замоскворечья, узкие улочки древнего города с церквами и деревянными домиками и пр.). (вернуться)

9. Василий Иванович Суриков – получив приглашение участвовать в иллюстрировании Собр. соч. Лермонтова (1891, Кушнерев), Суриков выбрал «Песню про ... купца Калашникова» и выполнил иллюстрацию «Палач» (итал. карандаш, уголь; ГРМ).
Художник отошел от традиций изображения палача, не наделив его нарочито устрашающей внешностью. Рисунок к «Песне...» выходит за рамки книжной иллюстрации и как самостоятельное художественное произведение постоянно экспонируется в ГРМ. (вернуться)

10. Борис Михайлович Кустодиев – в 1905 г. выполнил ряд иллюстраций к «Песне про... купца Калашникова» (изд. Об-ва грамотности, СПБ, 1906): тушью 4 страничных илл. – «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», «Кулачный бой», «Казнь Калашникова», «Иван Грозный на Москве-реке на кулачном бою»; заставка и концовка – «Гусляр», «Крест на могиле Калашникова». (Домик Лермонтова в Пятигорске и музей ИРЛИ).
В 1910 г. вышло 2-е изд. «Песни...» с иллюстрациями Кустодиева (несколько новых иллюстраций к этому изданию выполнил А. Ф. Максимович). В советское время иллюстрации Кустодиева к сочинению Лермонтова неоднократно воспроизводились. (вернуться)

11. Иван Яковлевич Билибин – в 1904 г. Билибин обратился к творчеству Лермонтова, выполнив две иллюстрации к «Песне про... купца Калашникова»: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (см.: «Выставка картин «Союза рус. художников», М., 1905; местонахождение оригинала неизв.) и «Пир у Ивана Грозного» (акв., тушь, Пензен. обл. картинная галерея).
В 1938–39 иллюстрирует «Песню...» по заказу ГИХЛ: «Гусляры», «Пир у Ивана Грозного», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Калашников в лавке» (Домик Л.), «Кулачный бой», «Иван Грозный с евангелием», аллегорическое изображение смерти Кирибеевича – подрубленная сосна на опушке леса.
«Государственное издательство, – писал Б., – могло бы поручить мне и "Демона", и "Мцыри", но заказало именно "Купца Калашникова", ибо знало, что мне, Билибину, он ближе по своему духу и строю».
Полное и большего формата изд. «Песни...» с иллюстрациями Билибина и его буквицами, заставками и орнаментными украшениями осуществлено в 1943 (повторено в 1945); в нем титульный лист выполняет и роль иллюстрации (Домик Лермонтова; остальные работы Билибин к «Песне...» – акв., тушь – частные собр. в Москве и Ленинграде). (вернуться)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика