|
ИЗОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ |
|
|
Урок 62. Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе И. С. Шмелёва «Страх»
Урок63. Изображение революции в рассказе Е. И. Замятина «Дракон»
Урок 64. Изображение Гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром»
Урок 65. Урок внеклассного чтения по произведениям русских писателей на историческую тему
Урок 66. Сочинение о событии, изображённом в литературном произведении
Фадеев Александр Александрович
(1901 – 1956)
УРОК 64
Изображение Гражданской войны
в романе А. А. Фадеева «Разгром»
Задачи: развивать представления учащихся об изображении исторического события в литературе; познакомить с отдельными фактами
биографии и творчества А. А. Фадеева и фрагментами его романа «Разгром».
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; запись тезисов лекции учителя; выразительное чтение фрагментов романа; ответы на вопросы учебника.
Термины: роман, главные и второстепенные персонажи.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания,
устные сообщения учащихся о Гражданской войне, в том числе на Дальнем Востоке, а также о биографии А. А. Фадеева, молодость которого была
непосредственно связана с историческими событиями, изображёнными в его романе «Разгром»[2].
Дополнительные вопросы:
1. Как вы думаете, почему писатель обращается к теме Гражданской войны почти сразу же после её окончания?
2. Можно ли по приведённым в учебнике фрагментам романа «Разгром» судить о том, на чьей стороне симпатии автора?
II. Рассказ учителя о жизни
и творчестве А. А. Фадеева
(на материале статьи учебника и дополнительных источников).
III. Обзорное знакомство
с сюжетом романа «Разгром»
и его главными героями, запись тезисов лекции учителя:
— В основе сюжета романа история разгрома отряда красноармейцев под командованием Левинсона.
— Конфликт романа воплощает реальное противостояние красных и белых. Несмотря на разгром отряда красноармейцев,
в романе обозначена перспектива победы в Гражданской войне красных над белыми.
— Образы красноармейцев (Левинсона, Бакланова, Морозки, Метелицы и др.) весьма подробно и с очевидной авторской симпатией описаны в романе.
Белогвардейцы показаны менее подробно.
— Особо выделен в романе образ юноши Павла Мечика, который оказался между белыми и красными.
IV. Чтение и анализ фрагментов романа
с использованием вопросов и заданий 1—7 учебника.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Как в описаниях Морозки и Мечика проявилось авторское отношение к героям?
С какой целью используется сравнение Морозки с птицей?
Приведите фрагменты романа, которые наглядно показывают, что автор относится к Мечику с явной иронией.
Вспомните, какой эпитет дважды используется при описании Мечика.
Как вы думаете, кому принадлежит эта характеристика Мечика — повествователю, Мечику или повествователю и Мечику?
2. Вспомните историю убийства «интеллигента» в рассказе Е. И. Замятина «Дракон».
Докажите, что для Морозки и всех красноармейцев Мечик — это тот же «интеллигент». Почему они, относясь с подозрением и недоверием к этому юноше, помогают
ему?
Подберите аргументы из текста, показывающие, что члены отряда Левинсона, грязные и грубые, издевавшиеся над Мечиком, тем не менее описаны
с явной авторской симпатией.
V. Подведение итогов урока,
выводы об особенностях изображения одного и того же исторического события разными
писателями, по-разному увидевшими это событие и предложившими собственное его видение и интерпретацию (здесь
может быть использован отчёт о выполнении индивидуального задания 4 учебника).
VI. Домашнее задание:
1) прочитать один из рассказов русских писателей о Гражданской войне:
«Нахалёнок» М. А. Шолохова, «Две смерти» А. С. Серафимовича, «Гунны» И. С. Шмелёва;
2) подобрать репродукции произведений изобразительного искусства, фрагменты кинофильмов, посвящённые исторической теме.
|
|
УРОК 65
Урок внеклассного чтения
по произведениям русских писателей
на историческую тему
Задачи: обобщить представления учащихся об изображении исторического события в литературе; расширить круг чтения,
развивать интерес учащихся к произведениям русских писателей.
Основные виды деятельности: презентации произведений на историческую тему; викторина; просмотр кинофрагментов.
Термины: сюжет, образ, события, герой.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока внеклассного чтения, завершающего изучение темы «Изображение исторического события в литературном произведении».
Зачастую наши представления о каком-либо историческом событии складываются не на основе изучения документальных источников, трудов известных
учёных-историков, а в результате тех ярких впечатлений, которые мы получаем от произведений искусства (художественной литературы, живописи, кинематографа).
Произведения живописи:
«Последний день Помпеи» К. П. Брюллова,
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина,
«Боярыня Морозова» и «Переход Суворова через Альпы» В. И. Сурикова,
«Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого,
«Большевик» Б. М. Кустодиева (см. репродукцию ниже) и др.
Скульптурные композиции:
«Памятник Минину и Пожарскому в Москве» И. П. Мартоса,
«Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра,
памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, созданный под руководством Е. В. Вучетича, и др.
Романы:
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
«Ледяной дом» И. И. Лажечникова,
«Война и мир» Л. Н. Толстого,
«Пётр Первый» А. Н. Толстого,
«Тихий Дон» М. А. Шолохова,
«Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и др.
Кинофильмы:
«Броненосец „Потёмкин“» (режиссёр С. М. Эйзенштейн),
«Чапаев» (режиссёры Г. Н. и С. Д. Васильевы),
«Война и мир» (режиссёр С. Ф. Бондарчук),
«Сорок первый» и «Баллада о солдате» (режиссёр Г. Н. Чухрай),
«Неуловимые мстители» (режиссёр Э. Г. Кеосаян) и др.
II. Презентации литературных произведений
на историческую тему,
дополненные учителем, станут возможным списком для самостоятельного чтения.
Учащиеся представляют прочитанные ими произведения, рассказывают о главных (глобальных) исторических событиях, изображённых в них, особенностях сюжета,
главных героях.
Следует подробно остановиться
на сюжете и особенностях изображения событий Гражданской войны
в самостоятельно прочитанных семиклассниками рассказах
«Нахалёнок» М. А. Шолохова, «Две смерти» А. С. Серафимовича,
«Гунны» И. С. Шмелёва.
III. Обогащение представлений учащихся
об особенностях изображения
исторического события в литературе.
Семиклассникам сообщаются сведения о других литературных жанрах, в которых могут быть изображены исторические
события:
— в лирических произведениях, в которых преобладает не столько изображение, сколько переживание события («Во глубине
сибирских руд...» и «Бородинская годовщина» А. С. Пушкина, «Жди меня» К. М. Симонова и др.);
— в лиро-эпических произведениях, в которых изображение исторических событий чередуется с воссозданием их лирического
переживания (поэмы «Полтава» А. С. Пушкина, «Двенадцать» А. А. Блока, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского);
— в баснях, в которых историческое событие представлено в аллегорической форме («Волк на псарне» И. А. Крылова);
— в драматических произведениях, в которых чаще всего само событие дано в восприятии и оценках главных действующих
лиц, представлено в их диалогах и монологах («Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого,
«Бег» М. А. Булгакова и др.).
IV. Проведение викторины,
которая может быть подготовлена при помощи учащихся.
Задача данного этапа урока — не столько проверка круга чтения, читательских
и зрительских предпочтений, сколько формирование интереса к произведениям русского искусства, посвящённым исторической тематике.
Примерные виды
заданий и вопросов:
1. Определите историческое событие по его описанию в литературном произведении. Назовите автора и произведение.
2. Назовите имена реальных исторических лиц, которые изображены на картине известного русского художника. Знаете ли
вы, кто автор этого произведения?
3. Кому посвящена представленная на экране скульптурная композиция? Кто автор этой композиции? Где она находится?
4. Какое историческое событие послужило основой для создания кинофильма, фрагмент которого вы посмотрели? Как называется этот кинофильм? Какое
литературное произведение стало основой для его создания? Кто автор этого произведения? Можете ли вы назвать имена режиссёра и исполнителей главных ролей?
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание:
прочитать статью учебника о биографии и творчестве В. В. Маяковского.
|
|
УРОК 66
Сочинение о событии,
изображённом в литературном произведении
Задачи: обогатить представления учащихся о сочинении на литературную тему, его основных видах; формировать навыки подбора и расположения материала в
сочинении о событии, изображённом в литературного произведения.
Основные виды деятельности: составление плана сочинения; написание вступления к сочинению; формулировка выводов; подбор цитат к сочинению.
Термины: сочинение, образ исторического события, цитата.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о видах сочинений на литературную тему
и о том, в какой форме может быть сформулирована тема сочинения.
Семиклассникам важно ещё раз напомнить о том, что при работе над сочинением формируются умения и навыки, которые в последующем могут им пригодиться в самых разных
сферах деятельности:
зачастую весьма непросто сформулировать тему своего устного или письменного высказывания, подобрать яркие примеры и убедительные аргументы, построить своё высказывание
так, чтобы оно не только свидетельствовало о хорошем знании предмета и умении представить результаты своей работы, но и оказало воздействие на слушателя
(читателя), заслужило положительные отзывы.
II. Беседа:
1) об основных видах сочинений, посвящённых событию, в том числе историческому событию, изображённому в литературном произведении;
2) об основном событии и ряде других событий, не самых значительных в жизни героев литературных произведений (на примере ранее изученных художественных текстов);
3) о том, как следует подготовиться к написанию сочинения о событии, изображённом в литературном произведении (практический материал представлен в учебнике, где
предлагается построить эту работу на примере недавно прочитанного учащимися рассказа И. С. Шмелёва «Страх»).
III. Работа над планом сочинения
о событии, изображённом в литературном произведении, и запись этого плана в рабочей тетради.
Можно продолжить эту работу, опираясь на текст рассказа И. С. Шмелёва «Страх», или выбрать для коллективной работы над составлением плана другое
произведение.
В подготовленном классе возможна организация работы в группах, которые после выполнения задания отчитываются о результатах.
IV. Написание чернового варианта
вступления к сочинению,
его проверка, доработка и консультации учителя.
V. Домашнее задание:
выполнить задание 2 учебника.
Следующие уроки: Урок 67. Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
Б. М. Кустодиев. Большевик. 1920
Холст, масло. 101 × 141 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Работа была написана Кустодиевым в качестве осмысления им причин и последствий Октябрьской революции 1917 года, в результате которой к
власти пришли большевики. Желая выразить «чувство стихийного в большевизме», художник прибег к несвойственной его творчеству аллегории,
написав большевика как нового бога из «коммунистического рая». |
|
|
|
|
|
|
|