Урок 62. Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе И. С. Шмелёва «Страх»
Урок 63. Изображение революции в рассказе Е. И. Замятина «Дракон»
Урок 64. Изображение Гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром»
Урок 65. Урок внеклассного чтения по произведениям русских писателей на историческую тему
Урок 66. Сочинение о событии, изображённом в литературном произведении
Замятин Евгений Иванович
(1884 – 1937)
УРОК 59
Изображение революции в рассказе
Е. И. Замятина «Дракон»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Е. И. Замятина; показать особенности изображения
исторического события в рассказе «Дракон».
Основные виды деятельности: беседа по вопросам учебника; выразительное чтение рассказа; самостоятельная работа с текстом.
Термины: герой, портрет, диалог, речь, заглавный образ.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания
(отзывы учащихся о документальном фильме «Иван Шмелёв. Пути земные» режиссёра А. Судиловского) настроит на продолжение
изучения темы, связанной с изображением исторического события в литературе.
II. Вступительное слово учителя
о революционных событиях 1917 года
и о неоднозначной их оценке известными писателями.
Некоторые из русских писателей отправились в эмиграцию (в том числе И. А. Бунин, И. С. Шмелёв, Е. И. Замятин), другие же приняли советскую действительность
и поддерживали новую власть (в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев).
Рассказ о биографии Е. И. Замятина
необходимо дополнить историческим комментарием.
Как и многие его современники, писатель принял революцию как грандиозное
по масштабу и решительным переменам событие в отечественной истории, которое привело к нарушению привычного хода жизни. В изображении революционных событий
он стремился не столько к точности деталей, сколько к воссозданию самой атмосферы нового мира, времени разгула
стихии и отрицания прежних идеалов (семиклассники уже знают по рассказу И. С. Шмелёва «Страх», кто такие нигилисты).
Е. И. Замятин писал об этом времени:
«Возвращается дикое средневековье, стремительно падает цена человеческой жизни».
О том, что революционные события нашли в произведениях русской литературы воплощение в необычных, зачастую сложных, аллегорических образах, семиклассникам
ещё предстоит узнать, в частности, при изучении поэмы А. А. Блока «Двенадцать», фрагменты которой могут прозвучать на этом уроке.
III. Чтение и анализ
рассказа «Дракон»
с использованием вопросов и заданий 1—7 учебника.
Рассказ «Дракон», насыщенный необычными, яркими образами, сложной символикой, оригинальный с точки зрения языка, весьма сложен для восприятия и истолкования,
поэтому желательно, чтобы его прочитал вслух учитель.
При повторном чтении, чтении с остановками, важно обратиться к анализу реальных примет времени и места
в рассказе, а также попытаться объяснить смысл использования писателем усложнённой символики.
Впрочем, выявление двух основных событий
(в рамках единого глобального события — революции) в сюжете этого произведения не представляет особой сложности:
1) убийство «интеллигента»,
2) спасение «воробьёныша».
Дополнительные вопросы и задания:
1. Рассказ называется «Дракон». Какие ассоциации вызывает это слово? Каким предстаёт «дракон» в рассказе Е. И. Замятина?
2. О чём говорится в экспозиции рассказа? Какое время года здесь описано? Сопоставьте это описание с реальными событиями 1917 года и с
описанием революционной стихии в поэме А. А. Блока «Двенадцать», фрагмент которой прозвучал на уроке.
3. Какие художественные образы и приёмы помогают писателю нарисовать картину мира, стремительно несущегося в «неизвестное»?
4. Обратите внимание на последовательность событий в рассказе. Что должно, по мнению писателя, в итоге восторжествовать, доброе или злое в «драконе»?
Или эта борьба добра и зла будет идти вечно? Как можно прокомментировать финальные строки о трамвае, несущемся «вон из человеческого мира»?
5. Попытайтесь предположить, кто ещё может оказаться на пути «дракона» с винтовкой. Как могут закончиться эти встречи?
IV. Самостоятельная работа
с текстом рассказа «Дракон»
может быть проведена по вариантам.
Примерные задания:
1. Сформулируйте вопросы проблемного характера, связанные с сюжетом рассказа «Дракон» и побуждающие к дискуссии.
2. Найдите сложные места в тексте, нуждающиеся в дополнительных пояснениях, комментариях. Попытайтесь их прокомментировать.
После выполнения первого этапа работы
группы обмениваются заданиями и выполняют задания, подготовленные одноклассниками.
Дополнительные вопросы:
1. Как в портрете «дракона» отражено несовершенство нового мира и нового человека, который ещё не сформировался?
2. Случайно ли в рассказе говорится о «драконе», что он «существовал временно»?
3. С какой целью «дракон» рассказывает попутчику об убийстве «интеллигента»? Какие интонации вы уловили в его рассказе?
4. Проследите по тексту рассказа, как меняется образ «дракона» на протяжении повествования.
V. Подведение итогов урока,
выводы об авторской позиции в рассказе Е. И. Замятина «Дракон».
Писатель говорит о жестокости нового мира и новых людей, о страшном послереволюционном времени, об опасности пустоты в душе, о противостоянии
культуры и агрессивного бескультурья, о том, что человеческое есть в каждом, но мир без добра, справедливости, света, культуры обречён
на холод, жестокость и гибель.
VI. Домашнее задание:
прочитать статью учебника об А. А. Фадееве и фрагменты романа «Разгром».
Индивидуальные задания:
1) выполнить задание 1 учебника;
2) выполнить индивидуальные задания 3 и 4 (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 64. Изображение Гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром» >>>
|