Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Литература
 
 Главная
 
В. В. Маяковский.
Фото А. Родченко. 1924 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

2 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 67. Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Урок 68. Использование приёма гиперболы в искусстве и разных ситуациях общения


УРОК 67
Стихотворение В. В. Маяковского
«Необычайное приключение, бывшее
с Владимиром Маяковским летом на даче»

Задачи:
раскрыть своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в стихотворении В. В. Маяковского; обогатить знания учащихся об особенностях стихов поэта-новатора.
Основные виды деятельности: слово о поэте; чтение и анализ стихотворения; биографический комментарий; беседа по вопросам учебника.
Термины: лирический герой, ритм, звукопись, рифма, неологизм, гипербола, метафора, гротеск, юмор.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о значении темы поэта и поэзии в русской литературе и в творчестве В. В. Маяковского.

В России на протяжении веков сложилось особое отношение к литературе и её роли в жизни общества. Все крупнейшие русские поэты создавали стихи, в которых раскрыли своё представление о смысле творчества, его высоком предназначении. Светлый дар поэта нужен людям, он привносит в их жизнь идеал, возвышает души, приобщает к красоте (как писал А. С. Пушкин, «чувства добрые я лирой пробуждал»).

Раскрывая тему, учитель может прочитать отрывки из стихотворений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, обращая внимание на поэтическую образность, используемые авторами метафоры, эпитеты, сравнения.

Позднее учащиеся познакомятся с художественными образами, воплощающими тему назначения поэзии: пророк, памятник, эхо, «кнутом иссеченная Муза», «колокол на башне вечевой», кинжал и др.

II. Беседа о биографии и творчестве В. В. Маяковского,
его взглядах на роль поэта и поэзии, о новаторстве в раскрытии традиционной темы.

Беседа проводится с использованием материалов статьи о поэте и комментариев к стихотворению «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Характеризуя особенности времени и биографии поэта, учитель отмечает, что в понимании Маяковского поэзия — это прежде всего форма участия в решении злободневных проблем эпохи.

Можно прочитать отрывки из автобиографии поэта «Я сам», которые рассказывают о работе Маяковского в «Окнах РОСТА».

Поэт прямо обращался к слушателям и зрителям, вёл с ними разговор на самые острые темы.

Стихи поэта отличает открытая полемичность, публицистичность, при этом Маяковский широко пользуется приёмами фельетона, средствами иронии, создаёт яркие, запоминающиеся рифмы. Хотя поэт полемически утверждал, что рекламные строки «Нигде, кроме как в Моссельпроме» — это поэзия «самой высокой квалификации», он же в «Необычайном приключении...» признался: «...заела РОСТА».

Как и его великие предшественники, предназначение поэзии Маяковский видел в служении людям, и он отдавал себя этому делу без остатка.

Устав на горло песне наступать,
Сопротивляясь добровольной пытке,
Он исцелялся лирикой опять,
Забыв свои рекламы и агитки.
(Я. Хелемский. «К спорам о Маяковском»)

III. Выразительное чтение и анализ стихотворения
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

(по вопросам и заданиям 1—7 учебника).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Прочитайте стихотворение, передавая интонацией особенности тонического стиха.

2. Объясните роль подзаголовка с указанием точного места действия. Найдите другие примеры, точно отражающие реалии жизни, бытовые детали.

3. Приведите примеры необычайного, фантастического в тексте стихотворения. Как вы понимаете смысл названия стихотворения? В чём состоит «необычайность» описанных событий? Почему автор называет фантастическое событие «бывшим» с ним, то есть реальным, называет свою подлинную фамилию?

В ходе беседы делается вывод о том, что одним из ведущих художественных приёмов в стихотворении является гротеск, сочетание реального с фантастическим.

4. Какова роль иронической интонации, шутки в произведении на важную и серьёзную тему? Как создаётся шутливое настроение? Выпишите из текста глаголы и глагольные формы, передающие изменения в настроении лирического героя.

5. Покажите, как раскрывается в сюжете стихотворения метафора «поэзия — солнце». Выпишите из текста слова, раскрывающие тему света.

6. Как вы понимаете смысл слов «ясь», «занежен», «златолобо», «взорим»? Почему Маяковский широко использует неологизмы?

7. Если бы вам довелось, как лирическому герою стихотворения «Необычайное приключение...», встретиться с солнцем, о чём была бы ваша беседа?

В классе с углублённым изучением литературы можно заранее раздать ученикам карточки с названиями стихотворений и заданием выписать цитаты, раскрывающие представление автора о роли поэта и предназначении поэзии.

В классе учащиеся составят общую таблицу на основе устных сообщений одноклассников, выполнявших это задание, и завершат заполнение таблицы.

ТАБЛИЦА
Стихотворения и цитаты,
раскрывающие представление автора о роли поэта и предназначении поэзии
Стихотворения, посвящённые теме поэта и поэзии
Образы, сравнения, метафоры,
воплощающие образы поэта и поэзии
«Пророк» А. С. Пушкина
Пророк; сердце поэта — «угль, пылающий огнём»; его язык — «жало мудрыя змеи»; «Бога глас» воззвал; «глаголом жги сердца людей»
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина
Памятник; «не зарастёт народная тропа»; «вознёсся выше... Александрийского столпа»; «заветная лира»; «и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»; «веленью Божию, о муза, будь послушна»
«Поэт» М. Ю. Лермонтова
Кинжал; клинок; «мерный звук твоих могучих слов»; «твой стих, как Божий дух»; «звучал, как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных»; «осмеянный пророк»
«Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова
«Громи пороки смело»; «с твоим талантом стыдно спать»; «не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»; «будь гражданин»
«Необычайное приключение...» В. В. Маяковского


IV. Письменная творческая работа,
небольшое рассуждение о роли поэзии.


Учащимся предлагается письменно сформулировать своё представление о роли поэзии в нашей жизни (не менее пяти предложений).

Результаты работы семиклассники могут представить и в форме стилизации: небольшого стихотворения, сценки (диалога) и др.

V. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Индивидуальные задания:

1) выполнить задания 1 и 2, помещённые в учебнике после статьи о поэте;

2) выполнить индивидуальные задания 3—5 (по выбору учащихся).



УРОК 68
Использование приёма гиперболы
в искусстве и разных ситуациях общения

Задачи:
обогатить представления учащихся о приёме гиперболы и его использовании в произведениях искусства; развивать навыки выразительного чтения и интерпретации литературного произведения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения; работа с иллюстрациями; презентации иллюстративного материала; устные рассказы; письменная творческая работа.
Термины: гипербола, фантастика, гротеск.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:


1) выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»;

2) отчёты о выполнении индивидуальных заданий, в том числе сообщения о работе В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА».

II. Повторение сведений о гиперболе
как художественном приёме,

который широко используется в произведениях фольклора и художественной литературы, живописи, скульптуры:

1. Определение термина гипербола.

2. Примеры использования гиперболы в произведениях русского фольклора.

3. Гипербола в литературе.

4. Гипербола в произведениях изобразительного искусства (презентации).

5. Использование гиперболы в стихотворениях В. В. Маяковского
(чтение фрагментов стихотворений «Прозаседавшиеся», «Стихи о советском паспорте» и др.).

6. Гипербола, фантастика и гротеск.

III. Выполнение письменной творческой работы
(индивидуальное задание 2), подготовка небольшого рассказа о событии из реальной жизни с использованием приёма гиперболы.

IV. Подведение итогов урока,
выводы о приёме гиперболы и его использовании в произведениях искусства и нашем повседневном общении.

Следующие уроки: Урок 69. Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика