Новелла Э. По «Низвержение в Мальстрём»
Литература
 
 Главная
 
Эдгар Аллан По.
Дагеротип, сделанный 9 ноября 1848 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР НОВЕЛЛЫ
В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


3 ЧАСА
 
7 класс[1]


Урок 89. Новелла П. Мериме «Видение Карла XI»

Урок 90. Новелла Э. А. По «Низвержение в Мальстрём»

* Урок 91. Урок внеклассного чтения, посвящённый жанру новеллы.[2]

ЭДГАР АЛЛАН ПО
(1809 – 1849)

УРОК 90
Новелла Э. А. По
«Низвержение в Мальстрём»

Задачи:
обобщить представления учащихся о жанре новеллы; проанализировать особенности сюжета новеллы Э. А. По «Низвержение в Мальстрём».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение фрагментов новеллы; словарная работа; анализ эпиграфа.
Термины: новелла, эпиграф.

Этапы урока

I. Вступительная беседа о новеллах Э. А. По,

автора знаменитых психологических и «страшных» новелл, которого называют основоположником детективной литературы, мастером сюжетосложения.

II. Рассказ учителя об Э. А. По,
его биографии и творчестве, в который может быть включено чтение известных стихотворений писателя
(например, «Эльдорадо», «Улялюм», «Ворон») и фрагментов его знаменитых новелл («Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Падение дома Ашеров» и др.).

Подробнее можно рассказать о детских годах писателя, его характере, формировании круга интересов.

Приёмные родители ни в чём не отказывали мальчику. У юного Эдгара была своя лошадь, собаки, кучер. В пятилетнем возрасте он уже читал, рисовал, декламировал стихи, скакал верхом. В детских играх Эдгар слыл заводилой. В 10—11 лет он начал сочинять стихотворения. Позднее писатель так отзывался о поэзии: «Она действует не на разум, а на душу человека с помощью звуков — подобно музыке».

Мальчику легко давались математика, история, биология, естествознание, физика и астрономия. Интерес к разным наукам сохранился и позже: он проявится во многих новеллах писателя. Э. А. По был человеком прямолинейным, смелым, обладал гордым, независимым характером, взрывным темпераментом. Писатель и журналист, редактор и литературный критик, он проявлял живой интерес к приключениям, всему неизведанному, обладал удивительной интуицией, предвосхитил открытие многих психологических фактов, связанных с состоянием человека.

Будучи одним из первых в своей стране профессиональных критиков, он стремился не только оценивать произведения, но и познавать закономерности творческого процесса.

III. Чтение и анализ
новеллы «Низвержение в Мальстрём»

с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника.

Попутно закрепляются сведения о жанре новеллы.

Учитель может прочитать высказывание об этом жанре самого Э. А. По:

«Жанр новеллы предполагает наилучшие возможности для реализации литературного таланта. Это — небольшой по объёму текст, чтение которого поглотит от получаса до двух часов.

Он призван обладать целостностью впечатления, вызвать точно рассчитанный эмоциональный эффект. Все компоненты новеллы должны быть подчинены авторскому замыслу, лишние длинноты, необязательные подробности подлежат сокращению. Цель рассказа — Правда с большой буквы. Главные его качества — лаконизм, но не чрезмерный, концентрация действия, целеустремлённость в достижении поставленной цели».

Дополнительные вопросы:

1. Какие черты новеллы выделены Э. А. По?

2. В чём особенности развязки новеллы?

3. Какова роль повествователя в новелле?

4. В чём отличие новеллы от других эпических жанров (повести, рассказа, романа)?

Новеллу часто путают с рассказом, повестью, романом.

Рассказ сходен с новеллой объёмом, но отличается структурой: выдвижением на первый план изобразительно-словесной фактуры повествования и тяготением к развёрнутым психологическим характеристикам.

Сюжет повести сосредоточивается не на одном центральном событии, а на целом ряде событий, охватывающих значительную часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повествование в повести более спокойное и неторопливое.

Первые романы были своеобразными циклами новелл (например, «Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея). Роман отличается от новеллы значительно большим объёмом, количеством сюжетных линий и персонажей.

IV. Прослушивание фрагментов новеллы в аудиоформате
(экспозиция, описания Мальстрёма, развязка).

Вопросы для обсуждения:

1. В чём, по вашему мнению, заключается особая притягательность этой новеллы писателя?

2. Какие повороты сюжета, приёмы построения текста, изображения происходящего держат читателя в напряжении?

3. Какие чувства, мысли, ассоциации возникали у вас при чтении новеллы?

4. Что нового в восприятии появилось при прослушивании фрагментов новеллы?

5. Озаглавьте прочитанные (и прослушанные) фрагменты новеллы. Дайте характеристику психологического состояния героя в тот момент, о котором он вспоминает.

6. Перескажите один из эпизодов новеллы от лица слушателя этой истории.

V. Заключительное слово учителя
о жанре новеллы в творчестве Э. А. По и в американской литературе.

VI. Домашнее задание:

прочитать одну из новелл П. Мериме, Э. А. По, О. Генри (по выбору учащихся).

УРОК 91*
Урок внеклассного чтения,
посвящённый жанру новеллы

Задачи:
обобщить представления учащихся о жанре новеллы; расширить круг чтения семиклассников.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; чтение фрагментов новелл; обмен впечатлениями.
Термины: новелла, фантастика, детектив.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока внеклассного чтения, посвящённого жанру новеллы, истории этого жанра и жанровых разновидностях новеллы, знакомых семиклассникам (сказочная, психологическая, детективная, научно-фантастическая и др.).

II. Рассказ учителя об истории жанра новеллы
с привлечением фрагментов из анонимного сборника «Новеллино», других новелл эпохи Возрождения.

III. Устные пересказы сюжетов новелл
П. Мериме, Э. А. По, О. Генри и др.

Сопоставительный анализ новелл
разных писателей поможет закрепить представления учащихся об этом жанре.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какие черты объединяют прочитанные вами произведения, принадлежащие к жанру новеллы?

2. В чём вы видите своеобразие новелл каждого из писателей (сюжета, образной системы, финала, языка)?

IV. Представление иллюстраций
к прочитанным учащимися новеллам зарубежных писателей.

V. Подведение итогов урока,
выводы о новелле и её отличии от рассказа, о том, что многие новеллы в русских переводах обозначены как рассказы (например, Э. А. По), а рассказы русских писателей (например, А. П. Чехова) иногда называют новеллами.

VI. Домашнее задание:

прочитать рассказ М. Леблана «Солнечные зайчики».

Следующие уроки: * Урок 92. Рассказ М. Леблана «Солнечные зайчики». >>>


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика