Главная |
|
|
«Гептамеро́н». Титульный лист сборника новелл
Маргариты Наваррской. Французское издание 1880 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новелла
как литературный жанр[ 1] |
|
Новелла (итал. novella, буквально — новость), литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод
для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой.
Новелла, как явствует из её названия, «есть ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие» (Гёте). Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает
ядро сюжета — центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события.
В отличие от рассказа — жанра новой литературы на рубеже 18—19 вв., выдвигающего на первый план словесную фактуру повествования и тяготеющего
к развёрнутым описательным характеристикам, новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи
с ритуальной магией и мифами и обращенное прежде всего к деятельной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на
ситуативных антитезах и резких переходах между ними, распространён во многих фольклорных жанрах: сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио,
шванк.
Литературная новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец — «Декамерон» Дж. Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании
(Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес).
В форме комической и назидательной новелла происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в
чреватом превратностями мире.
Впоследствии новелла в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и
сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторического и психологического детерминизма.
Расцвет новеллы в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал в себя культ
трагииронической игры случая, разрушающего ткань повседневности.
На поздней стадии критического реализма обращение к новелле (Ги де Мопассан, А. П. Чехов, Л. Пиранделло, Ш. Андерсон, И. А. Бунин, С. Цвейг) сопряжено
с открытием замкнутых жизненных миров внутри общества отчуждения и часто окрашено в фаталистические или гротескные тона.
В модернистской новелле случай фетишизируется и осмысляется как слепая власть рока, разбивающая все надежды людей (например, у Ф. Кафки).
В советской литературе жанр новеллы, особенно продуктивный в 20-е гг. (И. Бабель, Ю. Олеша, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Катаев), запечатлел
стихию народной жизни, перекраиваемой революцией, резкие сдвиги в быте и психологии людей.
Иная точка зрения относит новеллу к разновидности рассказа, полярной другой его разновидности — очерку.
Лит.: Фрейденберг О., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; Эйхенбаум Б. М., О 'Генри и теория новеллы, в его сб.: Литература, Л., 1927;
Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968, с. 187—208; Novelle, hrsg. von J. Kunz, Darmstadt, 1968; Malmede Н. Н., Wege zur Novelle.
Theorie und Interpretation der Gattung Novelle in der deutschen Literaturwissenschaft, Stuttg. — B. — Köln — Mainz, 1966.
1. Источник: М. Н. Эпштейн. БСЭ. |
|
|
|
|
|
|
|
|