1. На севере диком стоит одиноко… – дата создания: 1841, опубл.: 1842.
Вольный перевод 33-го стихотворения цикла «Лирическое интермеццо» из «Книги песен» (1827) Генриха Гейне: «Сосна стоит одиноко» («Ein Fichtenbaum steht einsam»). (
вернуться)
__________________________
Вторая редакция стихотворения Лермонтова (особенно по сравнению с 1-й) значительно отступает от подлинника. Тема Гейне – разлука двух влюбленных – приобрела
у Лермонтова более широкий смысл — трагической разобщенности людей. Вместе с тем тоска по духовному общению выражена у Лермонтова резче, чем в подлиннике, отсюда
– игнорирование им важных для Гейне грамматических родовых различий (в нем. яз. «сосна» – мужского рода, «пальма» – женского).
Стихотворение построено по принципу контрастного параллелизма. Сосна и пальма находятся в разных пространственных измерениях: одетая «снегом сыпучим» сосна
и южная пальма. Реально мотивированная несовместимость этих миров и легла в основу символической образности стиха. Пространственная контрастность как бы снимается
дальнейшим развитием темы: сосна «стоит одиноко», но и прекрасная пальма «одна и грустна»; одиночество той и другой Лермонтов подчеркнуто усиливает: сосна стоит
«на голой вершине», а пальма – «на утесе горючем». Таким образом, вся система художественных средств служит символическому выражению мысли о трагической
непреодолимости одиночества при общей родственности судьбы.
По сравнению с оригиналом Лермонтов внес в стихотворение некоторые композиционные изменения, увеличил число эпитетов и метафор. Тоническому стиху Гейне отвечает
довольно свободная в лермонтовском переводе интонационная структура на основе равномерного амфибрахического стиха песенного типа.
Кроме Лермонтова, стихотворение Гейне перевели в разное время Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. Н. Майков, З. Н. Гиппиус.
Стихотворение иллюстрировали: М. Ю. Лермонтов, И. И. Шишкин, Я. Коган, Р. О. Коннель, М. Е. Малышев, А. Сахаров, Г. Шевяков, Е. Эндриксон, В. М. Конашевич,
В. А. Фаворский, Е. Лепп, В. Ковалев и др. Положили на музыку более 100 композиторов, в том числе: А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев,
С. В. Рахманинов, А. Б. Гольденвейзер, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Ребиков, Н. К. Метнер, Б. В. Асафьев, В. М. Богданов-Березовский, А. Ф. Гедике, З. А. Левина,
А. В. Мосолов.
Р. Ю. Данилевский.