Главная |
|
|
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ |
|
|
Арина Родионовна Яковлева.
Неизвестный художник. 1-я четв. XIX века.
Всесоюзный музей А. С. Пушкина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация Н. Ульянова к стихотворению А. С. Пушкина
"Зимний вечер" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837) |
|
|
Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина
Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина
Урок 25. Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина
* Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина[2]
* Урок 27. Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина
УРОК 22
Стихотворения А. С. Пушкина
«Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»
Задачи: познакомить учащихся с родными местами А. С. Пушкина, историей создания стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»;
расширить представления о средствах создания художественного образа в лирических произведениях.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов вступительной статьи; заочная экскурсия в Михайловское; выразительное чтение стихотворений;
беседа по вопросам учебника.
Термины: олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
об А. С. Пушкине и своеобразии его лирики.
Пятиклассникам уже знакомы с отдельными пушкинскими образами, читали сказки поэта, учили наизусть стихотворения и фрагменты из
романа в стихах «Евгений Онегин», однако многое им еще предстоит открыть в художественном мире Пушкина.
II. Знакомство со вступительной статьёй,
посвящённой детству и родным местам А. С. Пушкина.
Работу со статьёй можно провести по-разному с учётом особенностей класса. Это может быть
а) чтение статьи учащимися с небольшими комментариями учителя,
б) рассказ учителя о поэте с чтением отдельных фрагментов статьи,
в) краткие сообщения учащихся на основе вопросов 1—3, помещённых после статьи.
В любом случае важно подготовить учащихся не только к эмоциональному восприятию стихотворений, но и к сопоставлению биографической основы и
художественной картины, нарисованной поэтом.
Целесообразно использование на этом и последующих этапах урока фотографий, репродукций, альбомов или буклетов, посвящённых жизни Пушкина
в Михайловском, няне поэта Арине Родионовне.
Вместе с пятиклассниками можно совершить небольшую заочную экскурсию в Михайловское (правда, с учётом того, что и в последующем ребята неоднократно
будут обращаться к михайловскому периоду жизни и творчества поэта). Возможно представление альбомов «Пушкинская Москва» или «Пушкин в Михайловском»,
подобранных учащимися фотографий, репродукций картин и отрывков из произведений поэта в качестве иллюстраций (отчёт о
выполнении индивидуального задания 1 после главы об А. С. Пушкине).
III. Чтение и анализ стихотворений
«Зимний вечер»,
«Няне», «Зимнее утро».
Возможно несколько вариантов работы:
1.Чтение сразу трёх стихотворений, а затем обсуждение вопросов, касающихся, прежде всего, основного настроения каждого стихотворения, особенностей
нарисованной в нём художественной картины.
2. Чтение стихотворений «Зимний вечер» и «Зимнее утро», сопоставление изображённых в них картин зимней природы. Чтение и анализ стихотворения «Няне»
можно перенести на следующий урок, посвящённый теме «Человек и природа в лирике А. С. Пушкина».
3. Чтение стихотворений «Зимний вечер» и «Няне», их анализ. Чтение
стихотворения «Зимнее утро» и сопоставление художественных картин и основного настроения в прочитанных на уроке произведениях.
Работу с текстом направят вопросы и задания учебника:
«Зимний вечер» (вопросы 1—3), «Няне» (вопросы 1—4), «Зимнее утро» (вопросы 1—4).
В процессе анализа отдельных особенностей содержания и формы стихотворений закрепляются практические навыки выявления различных видов художественных
образов и определения средств создания художественной картины и особого настроения. На этом и последующих уроках проводится подготовка и к
уроку-практикуму «Заглавный образ литературного произведения».
IV. Работа над выразительным чтением
стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
Учащиеся читают стихотворения, пытаясь передать основное настроение, интонации, присутствующие в стихотворениях обращения.
Особо следует обратить внимание на наличие чёткого ритма (например, в «Зимнем вечере»), мерного чередования ударных и безударных
слогов, готовя пятиклассников к последующему разговору о стихотворных размерах. Можно указать на очевидную при скандировании разницу ритма в
«Зимнем вечере» и «Зимнем утре», назвать используемые здесь двусложные размеры стиха (хорей и ямб).
Однако более подробный разговор о стихосложении предстоит во втором полугодии.
V. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся,
в том числе выполнявших индивидуальные задания.
VI. Домашнее задание:
1) подобрать иллюстрации, фотографии или нарисовать свои иллюстрации к прочитанным стихотворениям А. С. Пушкина;
2) выучить одно из стихотворений наизусть.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника (возможно выполнение этого задания группой).
|
|
УРОК 23
Природа и человек
в стихотворениях А. С. Пушкина
Задачи: сформировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; устное словесное рисование; представление иллюстраций к стихотворениям;
беседа по вопросам учебника.
Термины: олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя.
Основная цель анализа стихотворений
А. С. Пушкина на этом уроке — сопоставление образа природы и образа человека, рассмотрение пейзажа как средства изображения человека.
II. Выразительное чтение наизусть
стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
III. Представление иллюстраций, фотографий, рисунков
к прочитанным стихотворениям.
Основная задача представления — объяснить, почему именно такие картины природы были выбраны и как эти картины связаны со
стихотворениями Пушкина.
IV. Устное словесное рисование картины «Вид из окна»
(на примере одного из стихотворений) или
«Светлица няни» (на примере стихотворения «Няне»).
Можно рекомендовать учащимся использовать примеры из текстов (в том числе из других стихотворений) и самим дорисовать (используя фантазию) возможные
картины, открывающиеся взору героя стихотворения или няни. При этом важно опираться на художественный текст и имеющиеся в
нём «сигналы» для внимательного, вдумчивого читателя.
V. Сообщение группы учащихся,
составлявших сборник «Русская зима в изображении А. С. Пушкина»,
с чтением отрывков из стихотворений поэта, романа в стихах «Евгений Онегин», повести «Метель», романа «Капитанская дочка».
VI. Беседа обобщающего характера
об изображении человека и природы в лирических стихотворениях:
1. Чьё настроение передается в первую очередь в прочитанных нами стихотворениях? Что можно сказать об этом человеке?
Понятие «лирический герой» пока не вводится, однако речь идёт о герое лирического стихотворения, который в данных конкретных случаях
(«Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро») близок поэту
(это образ самого поэта).
2. Как картины природы помогают раскрыть образ героя стихотворения, понять его чувства, настроения? Сравните стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
Понятие «параллелизм» также не вводится, но пятиклассники сами обращают внимание на то, что состояние природы и состояние человека в стихотворениях
изображаются как бы параллельно, одновременно, явно сравниваются.
3. Какие другие образы людей нарисованы в стихотворениях? Какую роль в создании этих образов играют картины природы?
Если в стихотворении «Зимний вечер» образ няни является одним из центральных, то в стихотворении «Няне» он даже вынесен в заглавие. Образ
«путника запоздалого» в «Зимнем вечере» лишь намечен. Приёмы создания образа красавицы в «Зимнем утре» можно сравнить с аналогичными приёмами создания
образа няни в «Зимнем вечере» — эпитетами и многочисленными обращениями. И в том и в другом стихотворении, кроме того, средством
создания образа человека, раскрытия его внутреннего мира, эмоционального
состояния, настроения является зимний пейзаж (буря за окном в «Зимнем вечере»; солнечное утро в «Зимнем утре»).
VII. Домашнее задание:
1) прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»;
2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника.
Следующие уроки: Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина >>>
|
|
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
Произведения Александра Сергеевича Пушкина знакомы каждому русскому человеку с самого раннего детства. Сначала стихотворения о природе и сказки,
потом поэмы, повести, роман в стихах «Евгений Онегин» входят в нашу жизнь, становятся её очень важной частью.
Родился Пушкин в Москве, где и прошло его детство. Отсюда семья летом переезжала в подмосковное имение Захарово, принадлежавшее его бабушке по материнской линии Марии
Алексеевне, научившей будущего поэта русской грамоте, чтению и письму. Любовь к родным местам, с которыми были связаны первые детские впечатления о русской жизни,
навсегда сохранилась в сердце Пушкина. Самые трогательные строки о Москве вы найдёте в романе в стихах «Евгений Онегин»:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
Своим отечеством поэт называл и Царское Село, с которым связаны его отроческие годы. В этой летней резиденции
русских царей для мальчиков из известных дворянских семей
был открыт Лицей (сначала предполагалось, что в нём будут
учиться и царские дети, будущие наследники престола). Именно здесь Пушкин почувствовал в себе поэта:
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт.
О лицейском периоде жизни и творчества Пушкина вы ещё многое узнаете в старших классах, как и о любви поэта к Петербургу, где прошли счастливые годы его молодости и
зрелости, где он приобрёл славу первого русского поэта и где окончил свой жизненный путь.
Многое в биографии и творчестве Пушкина связано с родовым имением его предков — селом Михайловским, которое находится далеко от Москвы, в сотне километров от
старинного города Пскова. Сосланный из столицы за создание вызвавших недовольство власти произведений, поэт около четырёх лет провёл в изгнании, находясь также далеко
от столицы, на юге России, а затем ещё два года в Михайловском без права отлучаться оттуда.
В Михайловском поэт поселился в части дома, предназначавшейся обычно детям или слугам. И. И. Пущин, друг поэта, посетивший Пушкина в его михайловском изгнании,
вспоминал:
«Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещались кровать его с пологом,
письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всём поэтический беспорядок, везде разбросаны бумаги, всюду валялись обкусанные, обожжённые кусочки перьев (он всегда
с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни».
Пушкин, любивший веселье и шумные дружеские встречи, оказался отрезанным от бурной жизни Петербурга. Однако два года в Михайловском стали очень важными в биографии
и творчестве поэта.
«Вынужденное одиночество, однообразие дневного распорядка в сочетании с зависимостью деревенского быта от капризов погоды — всё это было для него непривычно и иногда
мучительно. И тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что пребывание в Михайловском в целом оказалось не только плодотворным для Пушкина-поэта, но и спасительным
для него как человека...
Главное событие, основная сфера деятельности в этот период — творчество. Деятельность переносится внутрь души» (Ю. М. Лотман[ 3]).
Здесь, в Михайловском, был задуман первый сборник — «Стихотворения Александра Пушкина», который вышел в конце декабря 1825 года, а уже через два месяца был полностью
раскуплен.
В Михайловском Пушкин проявил огромный интерес к русскому фольклору. Он писал своему брату: «Вечером слушаю сказки... Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»
Сказки ему рассказывала няня, которая, по воспоминаниям сестры поэта, была хорошей сказительницей, «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала
пословицами, поговорками». Позднее Пушкин напишет: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
По завещанию поэта он был похоронен недалеко от Михайловского, в Святогорском монастыре.
Ещё одно милое сердцу Пушкина место — небольшое отцовское имение Болдино в Нижегородской губернии. С этим названием вы ещё не раз будете встречаться на уроках
литературы. С ним связаны две удивительно плодотворные осени. «Осень подходит. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов
настаёт...» — писал поэт. В 1830 году в Болдине был завершён роман в стихах «Евгений Онегин», написаны стихотворения «Бесы», «Дорожные жалобы»; «Повести Белкина»,
«Сказка о попе и работнике его Балде». В 1833 году здесь же были написаны стихотворение
«Осень», поэма «Медный всадник», повесть «Пиковая дама».
Москва, Захарово, Петербург, Царское Село, Михайловское, Болдино — эти пушкинские места по-прежнему хранят память о поэте, собирают поклонников его таланта,
приезжающих не только из России, но и из других стран.
( вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Лотман Юрий Михайлович (1922–1993) – литературовед. ( вернуться)
|
|
|
Н. Н. Ге. А. С. Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). 1875 |
|
|
В. М. Максимов. Михайловское. Домик няни с северной стороны. 1898 г.
Домик няни оставался единственной мемориальной постройкой, просуществовавшей до Великой Отечественной войны. Накануне войны были планы
по его сохранению (предлагалось привести древесину в окаменелое состояние).
После ухода из Михайловского немцев остатки домика извлекали из блиндажей и окопов.
«Домик няни» был первым из всех построек, восстановленных в в Михайловском в 1947 году. |
|
|
В. И. Суриков. Иллюстрация к повести А. С. Пушкина "Метель". 1898 г.
Бумага, карандаш итал., растушка. Всероссийский музей А. С. Пушкина |
|
|
|
|
|
|
|