Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
Иллюстрация В. Назарука
к "Сказке о мертвой царевне
и семи богатырях" А. С. Пушкина
 
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Лубок. Москва, Типо-литография В. Рихтер. 1894
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
 
6 ЧАСОВ

5 класс[1]


Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина

Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Урок 25. Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина

* Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина[2]

* Урок 27. Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина

УРОК 24
Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне
и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Задачи:
закрепить знания учащихся о литературной сказке и её отличии от фольклорной сказки; формировать навыки работы с художественным текстом.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.
Термины: литературная сказка, фольклорная сказка, эпитет, постоянный эпитет.

Этапы урока

I. Постановка целей работы с текстом
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина
.


Сказка А. С. Пушкина хорошо знакома большинству пятиклассников либо по урокам литературного чтения в начальной школе, либо по мультфильму. Уроки по сказке, следовательно, должны быть направлены не столько на усвоение содержания, сколько на постижение художественных особенностей стихотворной сказки.

II. Вступительная беседа о сказках А. С. Пушкина
с использованием вопросов 1—3 учебника и дополнительных вопросов:

1. Какие фильмы по сказкам Пушкина вы видели? Какой из них вам особенно запомнился?

2. Перечислите главных героев пушкинских сказок. У кого из них нет имён собственных?

3. Какие художественные приёмы в сказках Пушкина напоминают вам о народных (волшебных) сказках? Чем пушкинские сказки отличаются от фольклорных сказок?

III. Письменная работа
«Эпитеты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина».


Начать работу учащиеся могут вместе с учителем, а затем они продолжат подбор эпитетов из сказки самостоятельно.

Эпитеты:
«сон пустой», «горда, ломлива, своенравна и ревнива», «добродушна, весела», «нраву кроткого», «мерзкое стекло», «с бабой гневной»…

Постоянные эпитеты:
«белой зари», «милого друга», «гость желанный», «белолица, черноброва», «чёрной зависти», «в глушь лесную»…

Проверку письменной работы можно провести выборочно или фронтально. В ряде случаев необходимы уточнения, так как некоторые постоянные эпитеты (например, часто используемые в народных песнях) могут быть незнакомы пятиклассникам.

IV. Анализ образа царевны
в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».


Работу с текстом сказки направят вопросы 4, 7, 8 учебника.
Пятиклассники перечитывают отдельные эпизоды, приводят примеры из текста.

Можно записать в тетради
примерный план рассказа о сказочном персонаже
и следовать этому плану:

1. Представление сказочного персонажа (важно подчеркнуть, что это дочь царя от первого брака, а для новой царицы — падчерица, т. е. традиционный сказочный образ).

2. Описание внешности (учащиеся находят в тетради уже подобранные эпитеты).

3. Черты характера (подбираются примеры из текста: эпизод с Чернавкой, царевна в доме братьев, сцена сватовства, эпизод со старушкой и др.).

4. Отношение к окружающим (например, к Чернавке, братьям, Елисею).

5. Отношение к герою окружающих (царя, Чернавки, братьев, Елисея, злой царицы), в том числе и животных (Соколко).

6. Кому герой противопоставлен в сказке? Какие силы (добра или зла) представляет? Есть ли у него сказочные помощники?

7. Каких других сказочных персонажей он напоминает?

На основе этого примерного плана учащиеся могут подготовить рассказы о царице (или королевиче Елисее).

V. Заключительное слово учителя
об образе царевны в сказке А. С. Пушкина и средствах его создания, а также об особенностях литературной сказки.

VI. Домашнее задание:

1) подготовить устный рассказ о королевиче Елисее;

2) выучить наизусть один из фрагментов сказки (например, «Королевич Елисей в поисках своей невесты»).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 7 (по выбору учащихся).



УРОК 25
Образ королевича Елисея
в сказке А. С. Пушкина

Задачи:
обобщить знания учащихся о литературной сказке и её отличии от фольклорной сказки; дать представление о стихотворной сказке; формировать навыки создания связного устного рассказа о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; выразительное чтение наизусть; устные рассказы о сказочном персонаже.
Термины: литературная сказка, стихотворная сказка, зачин, концовка.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя о целях урока

и предстоящих видах деятельности, направленных на развитие начальных навыков анализа и интерпретации художественного произведения.

Термин «интерпретация» может не вводиться. Речь на занятии пойдёт об оригинальном прочтении сказки: и при выразительном чтении фрагмента наизусть, и в ходе представления иллюстраций, рисунков, и при разработке идеи спектакля или кинофильма по этой сказке.

II. Выразительное чтение наизусть фрагментов сказки.

III. Устные рассказы учащихся
о королевиче Елисее

(на основе примерного плана, составленного на прошлом уроке, или по своему плану).

IV. Анализ образа королевича Елисея,
который могут направить следующие вопросы:


1. Когда и в связи с чем впервые в сказке упоминается имя Елисея?

2. Что нам известно о герое? Есть ли в сказке описание его внешности, любимых занятий? Что можно сказать о чертах его характера?

3. Чем королевич Елисей напоминает традиционного сказочного персонажа, ищущего свою невесту? Чем отличается?

4. Кто выступает в качестве помощника героя?

5. В сказке представлены развёрнутые высказывания королевича Елисея? Как они характеризуют героя?

V. Устные отчеты учащихся
о выполнении заданий 4 и 5 учебника:


подбор иллюстраций и музыкальных фрагментов к сказке;
представление идеи спектакля или кинофильма.

На данном этапе урока можно дать задание на соотнесение известных музыкальных фрагментов с эпизодами сказки А. С. Пушкина.

Пятиклассникам предлагается прослушать несколько музыкальных фрагментов и определить, насколько удачно они были подобраны авторами музыкального спектакля по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», например:

«Марш царя Салтана» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (тема богатырей).
«Славянский танец» А. Дворжака (тема царевны).
«Утро» Э. Грига (тема солнца).
«Ходит месяц над лугами» С. С. Прокофьева (тема месяца).
«Порыв» Р. Шумана (тема ветра).

VI. Подведение итогов работы,
оценка работы учащихся.

VII. Домашнее задание:

прочитать «Сказку о попе и о работнике его Балде».

Следующие уроки: Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Маврина Т. А. Царевна и нищая черница. 1949
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина
 
Куркин А. М. Елисей обращается к ветру.
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика